Расчет суммарной инерционной погрешности гирокомпасов
В настоящее время абсолютное большинство судов мирового флота оснащены гирокомпасами, в конструкции которых не предусмотрены какие либо устройства для вычисления и исключения инерционных девиаций, возникающих при маневрировании судна.
По этой причине судоводителю следует считаться с тем, что показания ГК в процессе маневра и в течение некоторого времени после его окончания будут содержать погрешности.
С целью снижения влияния возникающих инерционных девиаций на точность и безопасность судовождения, необходимо принимать в расчет следующее:
1. Факт существования инерционной девиации и поперечного смещения в результате маневрирования судна.
2. Качественную картину их развития во времени и в различных широтах плавания.
3. Ориентировочную численную оценку возможной величины девиации и поперечного смещения, особенно их экстремальное значение.
Задание
Произвести расчет и построение кривой суммарной инерционной погрешности ГАК «Вега-М», возникающей в результате маневрирования.
Исходные данные: в широте φ судно совершает маневр изменения курса при неизменной скорости v, причем поворот производится с постоянной угловой скоростью ω. Значение курса до маневра ГКК1, после – ГКК2, продолжительность маневра Δtм.
Порядок выполнения:
1. Расчет суммарной инерционной погрешности ГАК «Вега» производится по данным описанным в материале (Лит. 4, стр.87-91 и стр.194 -197)
2. Для расчета кривой суммарной девиации ГАК «Вега» вначале необходимо найти значение средней угловой скорости поворота судна по формуле:
ГКК2 – ГКК1
ω = -----------------
57.3 Δtм
|
где Δtм - продолжительность маневра в сек.
3. Используя полученное значение ω и заданные величины по формуле (Лит.4).
Составить программу и рассчитать суммарную инерционную погрешность δi ГАК «Вега-М». В интервале от t=0 до t= 9000 с. (шаг Δt = 180 с.). Результаты расчета предоставить в табличном и графическом виде.
Таблицу вычисленных значений и график суммарной инерционной погрешности δ
в зависимости от времени t рассчитываются с точностью до двух знаков после запятой
Варианты данных для выполнения работы
φ | V узл | ГКК1 | ГКК2 | Δt | tоб | L | A12 | tΔгк | ИПС | |
53s | ||||||||||
28n | 8.7 | |||||||||
67n | ||||||||||
15s | 11.5 | |||||||||
44n | ||||||||||
63s | 9.4 | |||||||||
72n | ||||||||||
36s | ||||||||||
55n |
Раздел 2.1
2.1 Оценка возможной погрешности определения места судна.
Произвести оценку возможной погрешности определения места судна по двум пеленгам после маневра, обусловленную инерционной девиацией ГАК.
Исходные данные: в широте φ судно совершает маневр, характеризующийся значением скорости V, курса ГКК1 и ГКК2. В момент времени обсервации tоб, считая после окончания маневра, определили место судна по пеленгам ГКП1 и ГКП2 (место судна выбрать произвольно, согласно рекомендаций по определению места судна по двум пеленгам)
|
береговых ориентиров О1 и О2, расстояние между которыми L, азимутальное направление с первого ориентира О1 на второй О2 – А12.
Порядок выполнения.
- В произвольном удобном масштабе на плане нанести ориентир О1 и построить относительно его ориентир О2 по азимуту А12 и расстоянию L.
- Проложить на плане обратных компасных пеленгов ориентиров ОГКП1 и ОГКП2
пересечение которых дает точку М1 (точку положения судна выбраню произвольно)
- Используя график суммарной инерционной девиации δi, полученный в разделе 1,
на момент времени tоб найти величинусуммарной инерционной погрешности δi(tоб).
4. Рассчитать значения истинных пеленговИП1 и ИП2 исправляя значения ГКП1 и ГКП2
по формуле:
ИП = ГКП + δi(tоб)
- На плане проложить обратные истинные пеленги ориентиров ОИП1 и ОИП2 и получим
истинное место судна М2.
- Оценить погрешность, допущенную в данном определении места судна, выразив в
линейных единицах (милях) расстояние между точками М1 и М2. (определяем в соответствии с масштабом графических построений)
- Охарактеризовать действия судоводителя в рассматриваемой ситуации с целю обес-
печения безопасности мореплавания.
Рис 1 Графический пример учета инерционной девиации при обсервациях
Раздел 2.2. Оценка погрешностей определения поправки гирокомпаса.
Произвести оценку погрешности определения поправки ГАК по створу
после маневрирования судна. (ИПС – истинный пелен на створ)
|
Исходные данные те же, В момент времени tΔгк считая после окончания маневра, произвести определения поправки ГАК по створу.
Порядок выполнения:
1. Используя кривую суммарной инерционной погрешности δi? Полученную в разделе 1, выбрать значение суммарной погрешности δi(Δгк), на момент времени tΔгк.
2. Оценить величину погрешности εΔгк, допущенную в определениивеличины
поправки ГАК в момент времени tΔгк по формуле:
εΔгк = - δi(Δгк)
К заданию представить личные выводы студента.
Раздел 3