Преувеличение и приуменьшение




Советы начинающему художнику шаржисту

Цель этого мастер-класса помочь начинающему художнику научиться рисовать дружеский шарж. Мой урок вполне может понять и освоить любой интересующийся изобразительным искусством человек. Однако все знания хорошо усваиваются лишь на практике. Поэтому мои уроки имеют практическое направление, которое основано на изучении шаблонов и правильном применении их в работе. В любом случае терпение и настойчивость дадут пусть не быстрый но стабильный результат. В начале многим кажется, что будущая работа практически не возможна. И многие падают духом и отказываются от попытки продолжать. Что можно посоветовать в этом случае? Не отчаивайтесь. Только практические упражнения и каждодневный рисунок карандашом дадут вам уверенность и мастерство.

Вы можете найти больше информации о том как рисовать шаржи на сайте https://www.ov-graphics.ru/drvngi.htm

 

Материалы для шаржа

Материалы, которые использует художник шаржист более дешевы и просты, чем те, которые используют художники работающие в других жанрах изобразительного творчества. Поэтому начинающие художники шаржисты не встретят практически никаких препятствий материального плана, с которыми сталкиваются те, к примеру, кто решил заняться пейзажной живописью или скульптурой. Самым распространенными инструментами шаржиста, которые служат ему верой и правдой испокон веков, это простые графитные карандаши, угольные карандаши, перья для рисования тушью, и фломастеры, как правило одного цвета. Для первого опыта этого даже, на мой взгляд чересчур, по той простой причине, что для того чтобы хотя бы мало-мальски владеть каждым из этих материалов, нужны долгие годы тренировок. www.biliboms.ru

 

Работа над шаржем

Целью шаржа является стремление вовремя запечатлеть на бумаге впечатление, прежде чем оно будет вытеснено из вашего сознания другими образами окружающего мира. В работе над шаржем, как правило, шаржист ограничен небольшим временным отрезком, иногда составляющим несколько минут. Нарисовать портрет за такое время будет не в состоянии даже самый опытный и искусный портретист. Все дело в том, что у шаржа и портрета совершенно разные задачи. Портрет пытается как можно полнее передать внешний облик человека, в то время как шаржист стремится поймать характерное выражение лица рисуемого персонажа. Но и для портретиста и для шаржиста необходимо знать основные пропорции человеческого лица. Без этого обойтись никак не получится. www.biliboms.ru

 

Пропорции лица

1. типы лица

Наверное многие из вас замечали, что лица людей можно ассоциировать с той или иной геометрической фигурой. Если научиться обобщать лицо, которое вы рисуете до простых геометрических форм, то это поможет вам более точно не только изобразить сходство, но и более точно шаржировать. www.biliboms.ru

2. лицо в профиль

Понять принцип рисования лица в профиль можно разбив рисунок на этапы. Последовательно, начиная с квадрата, рис 1 проводим плавную кривую середины левого, верхнего угла до середины нижней части середины квадрата. Следующим этапом рисуем подбородок. Для этого делим нижнюю левую часть квадрата на три равные отрезка. Из нижней части проводим кривую до соединения с нижней частью черепа. рис 3. www.biliboms.ru

 

3. приемы построения    

 

При виде спереди голова представляет из себя яйцеобразную форму. Начиная рисовать нужно изобразить эту форму как можно корректней одной линией. Затем мы делим голову вдоль горизонтальной линией, проходящей от макушки к подбородку. Затем, будьте внимательны! Делим голову пополам линией С Е. Чтобы не нарисовать голову слишком продолговатой или слишком толстой, делим ее по горизонтали линия А В на три равных отрезка. Одна длина этого деления должно уложиться по горизонтали линия С Д. Точка пересечение линий будет располагаться на переносице между глаз. www.biliboms.ru

 

 

На этом рисунке даны основные отношения расстояний между бровями и основанием носа, между основанием носа и подбородком и между бровями и верхней частью черепа, где обычно, у нормального человека располагаются корни волос. Расстояние между глазами равно ширине одного глаза. Тоже касается основания носа. Однако не стоит забывать о том, что носы то у нас у всех разные. Пропорции носят некий универсальный характер, но на практике нужно полагаться на свой собственный глазомер или пользоваться для измерения карандашом. www.biliboms.ru

В шарже большое значение имеет выражение лица. Задачей шаржиста является угадать какое выражение наиболее свойственно лицу изображаемого человека. Как правило часто испытываемые те или иные выражения накладывают на лицо что то вроде маски, которую стоит научиться распознавать каждому шаржисту, чтобы сделать свое мастерство более продвинутым. К основным выражениям относятся: улыбка, удивление, смех, плач, страх, насмешка, боль, грусть. Начинающий художник должен попробовать самостоятельно по схеме, или с фотографии попытаться нарисовать все эти состояния и основательно их изучить. www.biliboms.ru

Впечатление

При виде того или иного лица мы можем мгновенно создать, что то вроде наброска нашего впечатления. Этот рисунок вполне может служить основой для будущей работы, а в некоторых случаях и оказаться вполне законченным произведением. Впечатление показывает основные характерные особенности облика в преувеличенном виде. Таким образом мы можем, в некоторых случаях, когда лицо достаточно выразительно пропустить некоторые этапы построения пропорций, нарисовав сразу основные черты. И если набросок будет удачным, то есть будет похожим на оригинал, то такой подход вполне имеет право на существование. www.biliboms.ru

Набросок лучше всего делать одной линией, не опасаясь, что у вас ничего не получится. При этом внимание следует обращать на характер отдельных деталей.

В этом быстром наброске можно сразу определить какой тип лица у человека с которого вы делаете дружеский шарж. Исходя из этого можно увеличить отдельные черты лица, такие как уши, нос, улыбку

 

 

Такой быстрый набросок можно сделать карандашом или фломастером. Однако я не требую этого от новичков, так как в данном случае им еще не хватает опыта, для того, чтобы верно схватить основные особенности натуры. www.biliboms.ru

Преувеличение и приуменьшение

В некоторых случаях, по выбору шаржиста можно попробовать изменить пропорции лица, увеличивая или уменьшая те или иные его части. Честно должен признаться, что преувеличение это довольно тонкий механизм, который не всегда дает желанный результат. Стоит только художнику чуть перестараться или допустить малейшую оплошность, как вся работа может пойти на с марку. Для новичка не стоит слишком далеко заходить в этом направлении, пока он еще не достаточно изучил пропорции. www.biliboms.ru

Преувеличение основывается на определенных закономерностях, которые следует знать и уметь использовать в работе как опытным художникам-шаржистам, так и тем, кто только встал на путь самосовершенствования. Основным принципом преувеличения является, как вы, я думаю, уже догадались преувеличивать то что выделяется размерами, и приуменьшать то, что выглядит миниатюрней привычных пропорций. Но, как я уже предупреждал выше, здесь то и кроется подвох. Дело в том, что мы не можем произвольно преувеличить те части лица, которые нам нравятся, не учитывая другие части. Действуя подобным образом мы не получим в итоге ничего кроме уродства. Поэтому нужно понять механизм, благодаря которому можно правильно деформировать лицо без утраты сходства с оригиналом. www.biliboms.ru

В данном шарже на Мишель Пфайфер, как вы видите, я уменьшил нос и увеличил глаза и губы. Я посчитал, что нос у нее слишком миниатюрный и решил уменьшить его еще больше, но если бы я оставил рот и глаза без изменения, такими, какие они есть на фотографии, то о сходстве нечего было бы и говорить. www.biliboms.ru

В этой работе акцент сделан наоборот на общей форме лица. Ткак как нижняя часть довольно широкая, расхираяем ее еще больше. При этом верхняя часть лица будет уменьшаться в противовесь большей массе нижней части. www.biliboms.ru

В шаже на Квентина Тарантино акцент сделан на нижней части лица, а именно на подбородке. При этом нос пришлось немного укоротить, а глаза остались на своей позиции. Многие считают, что шаржировать, это значит нарисовать большую челюсть. На самом деле это далеко не так. Большую челюсть можно без ущерба для сходства нарисовать только тем, у кого она действительно выглядит больше привычного стандарта. www.biliboms.ru

 

1. Соотношение носа и глаз.

Для шаржиста, как в общем то для всех, кто рисует голову человека, это соотношение является основным уже в силу того, что оно служит художнику как бы вспомогательным якорем, при рисовании пропорций лица. Можно выделить несколько самых характерных положений в данном случае. www.biliboms.ru

а. Когда глаза сходятся к переносице, нос вытягивается вниз, расширяясь у основания.

б. Когда глаза увеличиваются в размерах (это чаще всего бывает у женщин), а нос уменьшается и подтягивается почти к переносице. в. Когда нос увеличивается в ширину, глаза, в зависимости от пропорций лица либо расходятся в стороны, либо образуют в совокупности с последним квадрат.

Как видно на этом шарже, вытянутые пропорции лица и длинный, расширяющийся к низу нос дают нам возможность деформировать лицо используя схему приведенную выше. При этом глаза, следуя за вытянутым носом, наоборот притягиваются к переносице и уменьшаются в размерах. Обратите так же внимание, что нижняя часть лица пропорционально уменьшается, как бы компенсируя слишком большое увеличение центральной части лица. www.biliboms.ru

Тот же самый прием использован и в этом шарже, но здесь пришлось так же уменьшить и верхнюю часть головы. Все преимущества отданы той части лица, которую мы собираемся шаржировать. В связи с этим, другие части лица вынуждены подчиниться приоритету выбранной нами в качестве акцента. www.biliboms.ru

Очень часто бывает так, что в лице вы хотите шаржировать не одну а сразу несколько деталей. Например вы замечаете, что у человека большой нос и большие вытаращенные глаза. Можно ли сделать акцент сразу на глаза и на нос? Эта задача более сложная чем увеличение только чего то одного в лице. С одной стороны, если вам повезет, то вы более полнее передадите в рисунке характер человека, с другой же стороны можно потерять сходство, без которого шарж теряет всякую ценность. www.biliboms.ru

Когда деталь лица явно бросается в глаза, как в случае с Анжелиной Джоли, то для шаржиста это короткий и ясный путь, чтобы увеличить ее еще более, но как я уже не раз говорил в этом уроке, чтобы сохранить сходство, нужно будет автоматически уменьшить другие части лица. В данном примере это нос. www.biliboms.ru

Однако, сразу должен оговориться, что это не является строгим правилом, а скорее рекомендацией, которую нужно корректировать в каждом конкретном случае. Очень часто бывает, что правильно применяя это правило в том или ином случае, мы получаем результат далекий от желаемого. Как правило может потеряться сходство. От чего это происходит, я думаю легко догадаться исходя из того, что этот метод шаржирования больше полагается на механические, логические принципы, а за результат в нашей психике отвечает эмоциональное восприятие. Так многие люди, не имея слуха, выучиваются играть на пианино, но от их музыке часто только уши вянут. Для новичка подобный метод часто кажется кратчайшим путем к овладению мастерством, но по сути дела, многих он просто заводит в тупик, подавляя эмоциональные задатки творческого мышления. www.biliboms.ru

Шаблоны

Используя шаблоны вы можете взять быстрый старт в профессии шаржиста, но для этого вам нужно будет основательно изучить пропорции лица. Как правило многие художники шаржисты дальше этого не идут, что вобщем то вполне оправдано конкретным применением их работ в какой либо области. Например: уличный шаржист всех рисует в принципе одинаково. Его излюбленный ракурс в 3/4, он всем рисует стандартную улыбку и прищур глаз и смешные уши. Конечно и на улице иногда встречаются незаурядные личности, но поверьте моему опыту, они там долго не задерживаются. Я настоятельно рекомендую начинающим художником изучить несколько избитых шаблонов и порисовать с натуры своих знакомых, пытаясь добиться как можно большего совершенства. Эти упражнения будут вам куда более полезнее, чем бестолковые поиски собственного стиля. www.biliboms.ru

Вот несколько уже готовых вариантов изображения глаза в шарже. У всех людей глаза разные, но по большей части при улыбке они будут выглядеть таким образом. Все же исключения из правил попадаются достаточно редко. www.biliboms.ru

Ассортимент носов немного по богаче, но принцип тот же. В основном их можно классифицировать разделив на курносые, клювовидные, прямые, широкие, круглые и т.д. Как вы видите шаблон носа дан в 3/4. это самый удобный для шаржа ракурс. www.biliboms.ru

Варианты улыбок тоже очень разнообразны, но в каждом случае нужно подходить индивидуально. Когда вы рисуете с фотографии возникает искушение нарисовать улыбку такой какая она есть. Лучше этого не делать, попробуйте добавить ей немного пластичности: пошире растяните уголки губ, попробуйте увеличить передние зубы. Толстые губы сделайте толще, а тонкие толще. www.biliboms.ru

Последовательность рисунка примерно такова, как вы видите на рисунке выше. Сначала вы рисуете глаза, потом нос и затем рот. Когда основные черты лица будут готовы, вам останется только нарисовать контур лица. Эта схема, по которой рисуют шаржи большинство художников шаржистов. www.biliboms.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: