Рождественский переполох




1. О празднике

История Рождества

А.Фет

***

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник,

И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.

Иван Бунин

***

Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорожденного Христа
Тогда, ведомые звездою,
Чуждаясь ропота молвы,
Благоговейною толпою
К Христу стекалися волхвы…
Пришли с далекого Востока,
Неся дары с восторгом грез,
И был от Иродова ока
Спасен властительный Христос.
Прошли века… И Он распятый,
Но все по-прежнему живой
Идет, как истины глашатай,
По нашей пажити мирской;
Идет, по-прежнему обильный
Святыней, правдой и добром,
И не поборет Ирод сильный
Его предательским мечом…

 

По сравнению с другими великими событиями из жизни Христа, Его День Рождения христиане стали отмечать очень поздно. Например, достоверно известно, что Воскресение Спасителя праздновали уже сами апостолы. Первые христиане праздновали также Вознесение Господне, Крещение, День сошествия Святого Духа на апостолов. Однако упоминание о Рождестве Христовом впервые встречается лишь в III веке. Чем же объяснить эту «забывчивость»? Как можно не помнить, не отмечать такую дату?!

О причине этой странной «забывчивости» христиан и многом другом можно узнать в материале «К Кому нас ведет звезда: история Рождества».

Где родился Христос

Чтобы увидеть место, где, согласно Преданию, родился Спаситель, нужно прийти в базилику Рождества Христова в Вифлееме. Место Рождества Спасителя находится у восточной стены крипты базилики в небольшой полукруглой нише и отмечено звездой с четырнадцатью лучами. Подробнее узнать о месте рождения Христа и посмотреть фото из базилики можно в материале «Где родился Христос?».

Доказательства Рождества

Многие неверующие и сомневающиеся люди спорят: а существовал ли Христос в действительности? Одно из неоспоримых доказательств земной жизни Спасителя — научное изучение обстоятельств Его рождения и святынь, связанных с Рождеством. Об этом — материал «Рождество Христово: вещественные доказательства».

Когда родился Христос

Как это когда? – удивится неискушенный читатель, – разумеется, 7 января… первого года от Рождества Христова. Или точнее, 25 декабря по старому стилю… тогда, стало быть, предыдущего года. Нулевого. А нулевого года ведь не было, значит… значит, первого года до Рождества. Или что-то тут не так? Тайну о том, когда действительно родился Спаситель, приоткроет Андрей Десницкий в материале «Когда родился Христос?».

Пророчества о Христе

Количество сбывшихся библейских пророчеств исчисляется сотнями, но сегодня мы почти ничего не знаем о них. Но есть одна категория библейских пророчеств, которую можно считать исключением. Правда, сами по себе они тоже известны главным образом специалистам по библеистике. Зато о том, как они сбылись, знают сотни миллионов наших современников. Это ветхозаветные пророчества о Христе.

О том, что предсказывали ветхозаветные святые и каким образом это сбылось, вы узнаете из статьи «Пророчества о Христе».

Смысл Рождества

Поклонение пастухов. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1646

В день Рождества христиане вспоминают событие, случившееся в Вифлееме более двух тысяч лет назад. Что изменило это событие в мире и в людях, почему и зачем Бог даровал нам Самого Себя и как нам правильно принять этот высший дар?

Прежде всего, Рождество – это событие, которое произошло уже более двух тысяч лет назад в городе (мы бы, скорее, назвали его деревушкой) Вифлееме. Юная Девушка родила Младенца. Это произошло в семье бедных ремесленников, и вскоре им придется бежать, спасая жизнь Младенца – многочисленные современные карикатуры, обыгрывающие тему «семьи ближневосточных беженцев», обращаются именно к этому моменту.

Современная атмосфера Рождества создает ощущение сказочности – ангелы, волхвы, елочные украшения… но само Рождество произошло не в каком-то сказочном мире, а в нашем, обычном, правители, которых упоминают евангелисты, хорошо известны нам и из других источников. Этот мир был ничуть не более уютным – а во многих отношениях и более страшным, чем наш.

Безжалостные властители воевали между собой, опустошая землю, разоренные налогами земледельцы уходили в разбойники и, если попадались в руки примитивной, но крайне суровой правоохранительной системы, оканчивали свою жизнь на крестах.

Как века до этого и века после, люди рождались, страдали и умирали.

Почему мы помним именно об этом Младенце? Потому что этот Младенец – Бог.

Здесь нам надо уточнить, о чем идет речь. У людей всегда были разные представления о божественном. Для язычников богов было много – и они не были ни всеведущими, ни всемогущими, ни благими. Граница между миром богов и миром людей была нечеткой – боги могли вступать в связь с земными женщинами и иметь от них детей, особо выдающиеся люди – переживать «апофеоз», то есть становиться богами.

Но мир Библии резко и категорически порывает с подобными представлениями. Существует только один Бог, Творец всего существующего, «неба и земли». Этот Бог «святой», то есть «абсолютно иной, отделенный». Между ним и тварным миром лежит пропасть.

Я попробую прибегнуть к аналогии – помня о том, что любая аналогия хромает. Представьте себе роман со множеством персонажей – например, «Властелин Колец» Джона Толкина. В нем есть существа таинственные, загадочные и прекрасные, «иные» по отношению к людям, например, эльфы. Но все они – внутри романа. А вот автор – сам Толкин – вне его. Он не входит в список персонажей. Он – качественно иной. Он, в отличие от персонажей романа, обладает реальным бытием.

Так и Бог Библии – не «один из богов», не одна из сил, действующих в мироздании, пусть и самая великая. Он – иной. Он – Создатель всего, как автор – создатель романа или композитор – создатель симфонии.

И вот в Иисусе Христе Бог принимает на Себя человеческую природу. Автор поселяется между своими персонажами.

Тут нам надо отклонить еще одну возможную ошибку. Иисус – не аватар. В некоторых религиях Бог может воплощаться много раз, чтобы напомнить людям об утраченных ими истинах. Это вдохновило авторов научной фантастики (в частности, известного фильма «Аватар») на образ «съемного тела», через которое можно действовать при необходимости, а когда такая необходимость отпадает – отключаться. Смерть и страдания этого «подключенного» тела значат немногим больше, чем раны в компьютерной игре – в конце концов, в любой момент можно отключиться.

Но когда мы говорим о боговоплощении в Иисусе Христе, мы говорим не об аватаре. Бог подлинно и навсегда стал человеком. Это не тело, которое Он взял поносить; это Его тело в том же полном смысле, в котором наши тела являются нашими.

Иисус и сейчас, пребывая во славе, является человеком, членом человеческого рода, одним из нас, во всём подобным нам, кроме греха.

Надо сказать – потому что это иногда остается непонятым – что Иисус не «смесь» Бога и человека, не «что-то среднее» (это было бы невозможно), Он, подчеркнем это еще раз, полностью Бог и полностью человек.

Зачем Бог стал человеком? Ему это ничего не добавило – у Бога нет каких-то нужд, которые бы это восполняло. Он сделал это ради нас, как говорит Символ Веры, «нас ради человек и нашего ради спасения». Спасения от чего? Евангелие говорит – от греха.

Человек – каждый из нас – создан Богом для жизни вечной и блаженной. Но все мы отпали от Бога в грех. Всё дурное в этом мире – смерть, страдание, тоска, потерянность – имеет своим источником грех. Не обязательно личный грех страдальца – но грех, отравляющий всё мироздание.

Мы находимся в состоянии упорного и разрушительного мятежа против нашего Создателя; и вот в Иисусе Христе Он приходит, чтобы вернуть нас Себе. В мир входит истинный Царь – кто-то, как Волхвы, предпринимает длительное путешествие, чтобы поклониться Ему, кто-то – как Ирод – пытается Его уничтожить, но Он уже здесь. Он вошел в наш мир – и остался в нем.

В день Рождества, как волхвы, идем поклоняться Ему.

2. Как праздновали Рождество на Руси

На Руси Рождество стали праздновать после введения христианства — в X веке. Оно приходилось на то время, когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник — коляду.

Рождеству предшествовал 40-дневный Филиппов пост. Накануне праздника все православные сочельничали. До появления на небе первой звезды нельзя было есть. Вечерняя трапеза начиналась с обрядовой каши — кутьи. Ее варили из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы и приправляли медом, изюмом и сочивом — маковым, конопляным, миндальным или другим семянным соком, который называли молоком. В рождественский сочельник такую кашу ставили на стол, покрытый соломой, а сверху скатертью. Вынимали соломинку и гадали. Окажется длинная — родится хороший урожай льна, а короткая — будет неурожай. В этот вечер спутывали ноги столу, чтобы скот не бегал. Девушки собирались за околицей и пригоршнями бросали снег против ветра. Если снег падал звучно, это предвещало молодого красавца-жениха, если неслышно и криво — быть за глухим или стариком.

В сам день Рождества обычно пекли крупитчатые калачи, перепечи (небольшие ржаные колобки), фигурки из теста, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных, и посылали их в подарок родным и близким. Главными угощениями на праздничном столе были свиное мясо и рождественский гусь с яблоками.

«Настали святки. То-то радость!»

Между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января) отмечают святки — двенадцать святых дней, установленных православной церковью в память рождения Христа и крещения его в Иордане. Святить, то есть блюсти свято, хранить в святости двенадцать дней после Рождества церковь начала с древних времен. В эти дни запрещалось совершать таинство брака, заводить игрища, пляски, петь соблазнительные песни по улицам, наряжаться в кумирские одеяния (от слова «кумир» — изображение, изваяние языческого божества). Запрещалось также работать, особенно с наступлением темноты. Во многих местах, однако, святость этих дней нарушалась гаданиями, ряжением и другими обычаями, сохранившимися от языческого праздника коляды, воспевавшего культ природы. Колядки, как и святки, справляли в период зимнего солнцестояния. По древним воззрениям славян, это время новой жизни, обновления природы, пограничный период между старым и новым хозяйственными годами, это, наконец, поворот к лету, к теплу, которое несет плодородие и веселье. «На коляду дня прибыло на куриную ступню» — говорили в народе.

Существует версия, что слово «колядки» произошло от слова «календы», которым римляне называли начало нового года. Коляда — славянский мифологический персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла, «бог торжеств и мира», по словам историка Н. М. Карамзина.

Обряды колядок были направлены на то, чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток, в семье — счастье, но прежде всего — чтобы не прекратилась жизнь. Об этом пелось и в колядных песнях:

...А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством...

Старинная поздравитеьная открытка к святкам

Колядовать начинали с рождественского сочельника. Молодежь надевала самодельные маски, бороды из льна и шутливые костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. Обычно четверо парней несли чучело кобылы, связанное из соломы. Верхом на «кобылу» сажали мальчика-подростка, одетого в костюм горбатого старичка с предлинной бородой. Коляду, как правило, изображал ряженый в образе козла. Рядились также в коня, корову и других животных, воплощавших плодородие. Шумной веселой ватагой парни, девушки и мальчики врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать. За что ряженые сулили им полное благополучие и счастье. Скупым, которые ничего не давали, могли пропеть и такое:

Коляда, моляда,

Уродилась коляда!

Кто подает пирога —

Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки

Числа бы вам не знать!

А кто не дает ни копейки —

Завалим лазейки,

Кто не дает лепешки —

Завалим окошки,

Кто не дает пирога —

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба —

Уведем деда,

Кто не даст ветчины —

Тем расколем чугуны!

После безуспешных попыток искоренить коляду христианская церковь включила ее в святки, противопоставив играм и обрядам коляды славление Христа, хождение со звездой и пр. В колядных песнях народ начал воспевать и Иисуса Христа, события праздников Рождества и Нового года. Духовенство подключилось к такого рода творчеству, церковники стали сочинять книжные колядки — «канты».

Так святки стали воплощением языческих и христианских верований, самым насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами праздником. С языческих времен, например, сохранился обычай наряжаться на святки в смешные и грозные маски. По существовавшему поверью, с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой.

Двенадцать святых дней закладывали основу будущего года, поэтому святки было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими. Ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником.

«На святки самая строгая мать, — читаем в книге СВ. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила», — не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда в «жировой» избе, на посиделках, заливается гармонь, а толпы девушек, робко прижимаясь друг к другу, бегают «слушать» под окнами и гадать в поле».

В «святые вечера» женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы уродились тугие кочаны капусты. Ткать было грешно, иначе в праздник случится несчастье. Грешно было и охотиться на святки на зверей и птиц.

Девушки обычно наряжались в чужие сарафаны и закрывали лицо платком, самые бойкие облачались в мужской костюм. Парни надевали женские платья. Так интриговали и дурачили знакомых из других деревень, когда приходили к ним в гости.

Две ночи на святках посвящались гаданиям: первая — на Васильев день (с 13 на 14 января), вторая — на Крещение (с 18 на 19 января).

Для святок характерны «очистительные» обряды: окуривание и окропление водой крестьянских построек, выбрасывание мусора, церковное освящение воды в водоемах для изгнания оттуда нечистой силы и др.

Рождественский сочельник — это канун, или, как его еще называют, навечерие, Рождества Христова. В этот день православные христиане готовятся к великому празднику, читают особые молитвы в храме и дома, готовят традиционное блюдо из зерен пшеницы и меда — Сочиво.

Для приготовления сочива вам понадобится:

— пшеница (зерно) – 200 г

— очищенные орехи – 30 г

— мак – 150 г

— изюм – 50 г

— фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу

— ванильный сахар – по вкусу

— мед и сахар – по вкусу

— сливки – 1/2 стакана.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана сливок или молока или кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

3. Рождество в живописи-презентация

4. Рождество в литературе

Первое, что отчетливо вспоминается — это, пожалуй, гоголевская «Ночь перед Рождеством». История с чертями и запорожцами. Рождество по-малороссийски. Кузнеца Вакулу можно встретить на новогодних открытках, а также в опере и в кино. Там всё завораживает, с самой присказки: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты». До Гоголя никто в русской литературе так смело и весело не перерабатывал фольклорные сюжеты. Он оседлал сказку, как Вакула — чёрта.

Рождество для Гоголя — пространство чуда, не только возвышенного, но и приземленного.

Существовал в России и жанр рождественского рассказа, святочной сказки. Тон задавали переводные новеллы Диккенса и Андерсена, которых русский читатель полюбил чрезвычайно. В 1876 году Достоевский пишет рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке», настоящий шедевр святочной литературы.

К сожалению, он редко писал рассказы, мыслил романами. А тут вместил трагедию мира сего в несколько страниц. «У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замёрзли ещё в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвёртые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей всё стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слёзы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…». Мальчик умирает. Рассказ переиздавали ежегодно. Популярным детским чтением он не стал, да и не мог стать, он предназначен для подготовленных читателей Достоевского.

Тут появляется и мотив «пира во время чумы». Для одних — иллюминация, шумные праздники во дворцах, для других — бесприютный мороз, голод, гибель. Вот вам и «социальные мотивы». А как же без них в нашей классике с ее критическим реализмом, который не был пустой выдумкой литературоведов?

Фёдор Михайлович слагал и стихи. Складности и плавности не добивался — как, впрочем, и в прозе. Тем и интересен, что писал не по трафаретам. «Читал твои стихи и нашел их очень плохими. Стихи не твоя специальность», — писал ему брат. Но они тем и примечательны, что то и дело переходят в бормотание. Есть в этих стихах наивная, неограненная сентиментальность — на грани пародии:
Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
“Как пойдешь ты через ельник,
— Он с улыбкою сказал, —
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне”.
1854

Пожалуй, лучшее описание Рождества в ХХ веке — ностальгическое «Детство Никиты» Алексея Толстого. Это утончённая идиллия. Как подробно и влюбленно жизнелюб Толстой описывает подготовку игрушек, счастливый ритуал Рождества, когда дети «стонут от восторга»: «В гостиную втащили большую мерзлую елку. Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять сесть клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки. За этой работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола». Это написано в неидиллические двадцатые годы. Тогда многие вспоминали детство, у Толстого это выткалось образцово.

5. Ковровские Рождественские ярмарки

В старину в нашем крае самая большая ярмарка в честь праздника Рождества Христова в течение нескольких столетий проходила в Коврове.

Причем эта ярмарка имела большое, как сказали бы сейчас, межрегиональное значение в ту пору, когда нынешний город оружейников имел статус обычного села. А начали проводиться ковровские рождественские ярмарки еще во времена царя Ивана Грозного!

У большой дороги

Рождественская ярмарка2Когда впервые стали собираться ярмарки на берегу Клязьмы у тогда еще деревянного Христорождественского храма села Рождественское, Коврово тож (так до начала XVII века именовался нынешний Ковров), точно неизвестно. Исторические источники позволяют сделать вывод, что к 1576 году эти ярмарки уже проходили. Их появление, очевидно, было обусловлено выгодным расположением села на тогдашней «большой Нижегородской дороге» (аналоге нынешней трассе М7) у перевоза через судоходную реку Клязьму.

Уже в последней четверти XVI века в селе Рождествено-Коврово имелись государев кабак и таможня, в которой целовальник брал пошлины с провозимых и продаваемых на ярмарке товаров. Катаклизмы Смутного времени начала XVII столетия на развитие рождественских ярмарок в селе Коврово не повлияли, их размах и значение лишь возрастали.

В 1640 году думный дьяк Иван Гавренев докладывал царю Михаилу Федоровичу, что «в том селе Коврове съезжаются торговые люди из разных городов со всякими товары в году на один день, на Рождество Христово». Особенно большой размах рождественские ярмарки в Коврове получили в XVIII столетии. Достаточно сказать, что, к примеру, в 1737 году штат двух таможен в этом селе, которые собирали пошлины с торгующих, состоял из 10 человек.

Сплошной караул!

Перед самым началом проведения ярмарки вокруг села выставлялись специальные караулы под началом монахов Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, которому с 1567 по 1764 гг. принадлежало село Коврово. Так, в 1711 году в карауле у перевоза через Клязьму под началом старца Боголепа находилось 9 монастырских слуг и еще 6 человек специально выделенных крестьян. Всего, таким образом, в составе караула было 16 человек. Всего же ярмарочных караулов тогда насчитывалось 7 (в том числе у гостиного двора, у центрального караульного двора и около сельской кузницы), в них находилось 58 иноков, монастырских слуг и крестьян, и это не считая целого отряда монастырских слуг для обслуживания ярмарки и таможенников! А в общей сложности ярмарку 1711 года обеспечивали 90 человек. Караулы служили как для охраны от разбойников, так и для пресечения ввоза на территорию ярмарки не обложенных пошлиной товаров.

В селе для проведения рождественской ярмарки имелся деревянный гостиный двор. Кроме того, сдавались в аренду так называемые «шалаши» – подобие нынешних ларьков – и просто места на ярмарочной площади. Ковровские рождественские ярмарки проходили на широкой площади в центре села поблизости от выстроенной в 1690-е годы каменной Христо-рождественской церкви, которая сохранилась в городе Коврове до сих пор и сегодня является единственным свидетелем тех далеких событий.

Сохранился указ царя Петра I, данный от его имени из монастырского приказа 18 декабря 1718 года келарю Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Моисею Звереву по поводу рождественской ярмарки. Там указывалось, что сборы с торгующих в том году оценивались в 124 рубля 17 алтын с полуденьгою. Келарю предписывалось приложить все силы к тому, чтобы «збор был пред прежними годами с немалою прибылью». Данная сумма представляла собой лишь пошлины с продаваемых товаров и свидетельствует о том, что обороты ярмарки были весьма велики.

Порой для сбора ярмарочных пошлин привлекались и военные. Например, в 1735 году офицерам Рижского драгунского полка, квартировавшего тогда в Суздальской провинции, было приказано оказать содействие в сборе пошлин для «нечинения в зборе тех денег помешательства».

Закат и упадок

В Государственном архиве древних актов в Москве сохранилось несколько реестров торговавших на рождественских ярмарках. Скажем, в 1758 году там только лавки в гостином дворе снимали 14 купцов и торговых людей из Суздаля и Суздальского уезда, 6 торговцев из Муромского уезда, 10 – из Нижегородского уезда, 3 купца из Москвы, 4 – из Шуи, 9 – из Ярославля, и это не считая «шалашей» (их число достигало 100) и торговых мест на площади. Общий счет торгующих с учетом окрестных крестьян шел на сотни и даже за тысячу. Кстати, с одного торгового места тогда брали арендную плату от 10 копеек до 3 рублей. В 1761 году лавки на рождественской ярмарке снимали 28 купцов и торговцев из Суздаля и Суздальского уезда, 3 – из Муромского уезда, 13 – из Нижегородского уезда, 7 – из Шуи, 3 – из Владимира и уезда, 4 – из Ярославля, 4 – из Вязников и 1 – из Луха.

После преобразования села Коврова в уездный город Ковров в 1778 году рождественская ярмарка там проходила уже не один день, как в старину, а торговала по четыре дня. В документе, составленном в декабре 1779 года Ковровским городовым магистратом, говорится, что «в городе самом ярмонка бывает большая, называемая Рождественская, начинается декабря с 23 и продолжается по 26 число». Там же имеется описание «какие товары привозили и каких цветов»: «сукна красные, вишневые и синие, тафты, набойки, платки шелковые, бумажные и набойчатые по кроми и тож для крестьянства, красные и синие ленты, и гарусы (нити для шитья) золотые, шапки шитые разных цветов, кожи деланные белые». Также приезжали на ярмарку торговые люди с «разными железными вещами и чугунною посудою и разных сортов немецкия и русския коломенки (пестрая шерстяная ткань) и стамеды (сорт шерстяной ткани, употребляемый, прежде всего, на женские сарафаны)». Здесь перечислены лишь основные привозные товары. О торговле изделиями местных ремесленников и съестными припасами речь не шла – их на ярмарку всегда привозили в изобилии.

Рождественские ярмарки становились главными событиями в жизни ковровчан, их ждали как большого праздника и к ним заранее готовились. Помимо торговли, на ярмарке пили и гуляли, смотрели представления бродячих театров, устраивали санные катания на лошадях. Порой случались и экстраординарные события. Например, в полночь 25 декабря 1742 года разбойники разогнали ярмарочный караул, а одного из караульных увезли на покрытую льдом Клязьму и там выбросили из саней.

В первой трети XIX века ковровские рождественские ярмарки, уже теряя прошлые обороты, все же сохраняли немалое значение. Например, в 1804 году на такой ярмарке было сдано в аренду 62 лавки и 25 балаганов, где торговали купцы, мещане и крестьяне из Москвы, Ярославля, Шуи, села Иваново (нынешнего города), деревни Зуево (нынешнего Орехово-Зуево), Юрьев-Польского, Суздаля и Вязников, с которых было собрано арендной платы 1712 рублей 30 копеек.

Однако сначала Отечественная война 1812 года, а потом и проведение московско-нижегородского шоссе к 1840 году в обход Коврова вызвали упадок рождественских ярмарок. Окончательно их «добило» устройство в начале 1860-х гг. железнодорожной магистрали Москва – Нижний Новгород. Хотя «чугунку» и провели рядом с Ковровом, но значение рождественских ярмарок окончательно померкло по сравнению со все более набиравшими всероссийский масштаб ярмарками нижегородскими.

Тем не менее, рождественские ярмарки в Коврове проводились вплоть до 1917 года и даже в 1920-е, но к тому времени они имели лишь местное значение. К началу 1930-х гг., просуществовав не менее трех с половиной веков, рождественские ярмарки прекратились. И лишь теперь ковровчане смогут поучаствовать в ярмарке в канун Нового года и Рождества, но уже не в своем городе, а в областном центре.

6. Конкурсы

Ведущий. В. Даль называет русские посиделки вечерками, вечерками, вечерницами, супрядками, беседками, досветками и совершенно справедливо утверждает: “Женатые на посиделки не ходят, женатого с посиделок веретеном гонят, женился - не подстригся, а от посиделок отрекся.”

Ведущая. На посиделках рождались сказки, песни, пословицы, поговорки, игры, которые и по сей день живут в народной памяти.

Нам начинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.

Жива традиция, жива,
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого, из нашего.

(Звучит музыка, праздничным караваем угощают гостей.)

В1: Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.

В2 Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому - сказку, кому - правду, кому - песенку.

В1:

Небылицы в лицах
Сидят в теремах - в светлицах,
Щелкают орешки
Да творят насмешки,
Ни короткие, ни длинные,
А такие, что в самый раз,
Как от меня до вас..

Небылицы.
1.
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха, -
Говорят собаки.
2. Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
3. Сидит ежик на березе -
Новая рубашечка,
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.
4. На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

5. Разрешите поплясать, Разрешите топнуть Неужели в этом доме половицы лопнут.

Хором: Здорово, здорово, у ворот Егорова, А у наших, у ворот, все идет наоборот.

Хором: Чепуха, чепуха, чистая чепуха. Чики - чики – а – ха – ха, в самом деле чепуха.

В2 А сейчас для вас, ребята,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

  • Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
  • Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
  • Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).
  • Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
  • Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).
  • Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
  • Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
  • Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)

В1: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

В2: Ну что ж, говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.

В1: Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.

Скороговорки.

  • У осы не усы, не усищи, а усики.
  • Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  • Щетина у чушки, чешуя у щучки.
  • Прокоп, украл укроп.
  • Носит Сеня в сени сено.

В2: Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается!

В1

Молодые люди собирались у добрых людей. Наш конкурс называется «Хозяева». Здесь находятся предметы. Нужно правильно назвать предмет, объяснить его прямое значение и показать в действии.

Веник березовый

Полотенце

Ухват

Чугунок

Половик

Пяльцы

Гребешок

Сарафан

Ножницы

Ведущая.

Всем миром коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, веселой шуткой, разными сказками, историями – прибаутками.

В2

И мы сегодня с вами будем выкрикивать веселые дразнилки.

1. У нас Арина маленька,

Чуть повыше валенка.

В лапотки обуется,

Как пузырь надуется.

2. Упал Фома в кадушку,

Задавил лягушку.

Задавил мышонка

И три поросенка.

3. Как у нас Ерема есть-

Срам по улице провесть:

Нос картошкой, глаза плошкой,

Рот до самых до ушей,

Хоть завязочки пришей.

4. Обманули простака-

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зеленую лягушку.

5. Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй.

Чисти картошку,

Ешь понемножку.

6. Плакса, вакса,

Гуталин

Проглотил

Горелый блин.

В1.

Пословица непросто молвится. Первая часть пословицы выписана в одном столбике, 2 – в другом. Необходимо правильно по смыслу составить пословицу.

1. Доброму слову такие и плоды.

Доброе начало два века живет.

Доброе дело не без конца

Какие труды добрый ответ.

2. Рожь поспела сама себя хвалит

Ржаная каша берись за дело

Пока есть хлеб да вода все не беда

Плох овес наглотаешься до слез

3. Кто умеет веселиться гроша не стоит

Ум без догадки у того хоть все брось

Кто делает на авось тот и горя не боится

Дерево смотри в плодах а людей в делах

4. Старый друг а телегу зимой.

Готовь сани летом не вытащишь и рыбку

Без труда лучше двух новых

Что посеешь то пожнешь.

Ведущая2.

Молодые люди вели серьезные разговоры. А девушки слушали и примечали, кто из них умнее и мудрее, кто самый смекалистый.

Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки, кто смышленый - погляжу.

1.То толстеет, то худеет, громко, громко голосит (гармонь).

2.Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).

3.В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар).

4.Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).

5.В избе - изба, на избе - труба, зашумело в избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).

6.У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем. (Пальцы).

7. Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу – привечу. (Шапка).

8.Черный конь скачет в огонь. (Кочерга).

9. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка).

10. Кого за уши повесили, За язык подёргали? (колокол)

11. Влесу выросло, из лесу вынесли, В руках плачет, а кто слушает - скачет. (дудка)

12.. На каком музыкальном инструменте играл Садко? (На гуслях).

13. Ветви какого дерева используются для плетения корзин? (ивы)

14. Как называлась плетенная крестьянская обувь? (лапти)

15. Деревянное устройство для прядения шерсти. (Прялка).

Ведущая1.

Думали о прошлом, вспоминали о лучшей жизни. Играли, пели частушки, рассказывали потешки.

Предлагаю вам проговорить потешки:

1.Федул, что губы надул?

* Кафтан прожег.

* Зашить можно.

* Да иглы нет.

* А велика ли дыра?

* Один ворот остался.

2. Фома, что из леса нейдешь?

* Медведя поймал.

* Так веди сюда.

* Да он не идет.

* Так сам иди.

* Да он не отпускает.

3. Фома, у тебя в избе тепло?

* Тепло. В шубе на печи согреться можно.

4. Сынок, сходи за водицей на речку.

* Брюхо болит.

* Сынок, иди кашу есть.

* Ну, раз мать велит, надо идти.

Ведущая2. С самых древних времен человек хотел знать, что же ждет его в будущем. И предсказывали будущее с помощью гаданий.

Хлебу да соли долг век, слава!
Барышне нашей боле того
Кому мы спели, тому добра.
Кому вынется, скоро сбудется.
Скоро сбудется, не минуется.

Вынимает из тарелки, горшочка полотенце.

1. Полотенце – Полотенце! Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

2. Булка – Мышь по горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме будет достаток, будет благополучие.

3. Колечко – Сей, мать, мучицу, пеки пироги, к тебе будут гости,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: