Аварии и катастрофы Ту-16




·

· Всего построено 1511 самолетов различных модификаций.
Потеряно в катастрофах 122 самолёта.
Погибло 591 человек личного состава и 31 человек гражданских.

10 апреля 1954 г. катастрофа Ту-16 №4200202 (КК полковник В.С.Шурухин) или 6 апреля Шурухин В.Я.
402 тбап, Болбасово, Орша = 6 =
Столкнулся с землей у деревни Казеки
Старшина сверхсрочной службы Блохин В.П.

28 сентября 1954 г. катастрофа Ту-16 №1880001 (КК Г.С.Молчанов) не 3 октября
Куйбышев = 2 =
В 13-м испытательном полете экипаж нарушил задание, начав выполнять вираж на Н-9000 м V-560 км/ч с перегрузкой 3,2 g, крен увеличился до 60 град., самолет вошел в спираль со скоростью близкой к М макс, теряя высоту.
Экипаж стал катапультироваться: КК Молчанов и стрелок Сережников погибли в воздухе, бортрадист Калачев удачно приземлился. Остальные замешкались, но левый летчик Казаков А.И. сумел вывести самолет из глубокой спирали и с оставшимся экипажем благополучно приземлился. Казакову А.И присвоили звание Героя Советского Союза.

15 февраля 1955 г. авария Ту-16А №4200804 4201109?
Тарту
При опробовании правого двигателя АМ-3 разрушился один из дисков компрессора. Самолёт сгорел.

18 января 1956 г. катастрофа Ту-16 №6202917 (КК Л.А.Черкасов)
Казанский авиазавод = 6 =
Катастрофа при перелете во Владимировку (Ахтубинск) для проведения бомбометания в ходе заводских испытаний.
Взлетели и тут же упали - в Высокогорском районе, недалеко от Кощаковского зверосовхоза.
После падения Ту-16 образовалась воронка. От самолёта отыскали отдельные части, а останков экипажа не нашли.
Комиссия не обнаружила технических причин катастрофы. Признали очень слабую подготовку экипажа. У Черкасова на момент гибели общий налет на Ту-16 составил 10 часов, а второй пилот Чавкин являлся недавним выпускником ШЛИ. Для такой машины этого очень мало. Вывод комиссии: полная потеря пространственной ориентировки в облаках.
Спустя 42 года шеф-пилота Казанского АПО им. Горбунова, заслуженный летчик-испытатель России Михаил Лаврентьевич Ковбасенко: «Допускаю частичный отказ авиагоризонта, при этом очень медленно отслеживается крен самолёта, в три-пять раз медленнее, чем обычно. При развороте в облаках экипаж, стремясь создать 300 крен для разворота, мог ввести крен более 600, тогда как авиагоризонт показывал всего 150.
Первый летный экипаж, похороненный в «уголке летчиков»: Л.А.Черкасов КК, М.Ю.Чавкин 2-й пилот, В.И.Аристов штурман, Б.А.Васильев ШО, Г.В.Рыжкевич оператор, М.Е.Клюкин б/радист

02 февраля 1956 г. авария Ту-16 №5202310
Во время полёта из-за чрезмерного насыщения кислородом загорелся воздушный фильтр электрического обогрева передней кабины. Самолёт разбит, часть экипажа получила ранения и ожоги.

17 апреля 1956 г. катастрофа Ту-16А №5202703 (КК военный летчик 2-го класса капитан А.Ю.Войтецкий)
184 тбап, Прилуки = 1 =
Экипаж после вывозного полета ночью с инструктором генералом Подобой совершил посадку в 8 метрах перед стыком грунта с бетонной полосой. После посадки на основные колеса разрушилась верхняя часть фюзеляжа, а на пробеге самолет переломился в районе 18-20-го шпангоутов. Погиб ВШК лейтенант Белкин В.П.
Причина - ошибка в техники пилотирования и недостаточная прочность фюзеляжа в районе 18-22 шпангоутов.

26 июня 1956 г. катастрофа Ту-16А №5202808 (КК майор Бондаренко) №1880802?
185 тбап, Полтава = 6 =
Взлетев с аэродрома Полтава на высоте 11000 м в районе Рязани самолет попал в сильные грозовые разряды. Самопроизвольно отключились двигатели. Причину катастрофы установить не удалось, но аварийная комиссия предположила, что после остановки обоих двигателей экипаж снижавшегося самолёта мог потерять ориентировку. На высоте 500-600 метров машина вышла из облачности, но времени на запуск двигателей не было.

06 июля 1956 г. авария Ту-16А №6203120
840 тбап, Сольцы 326 тбап?
Авария из-за недостаточной прочности фюзеляжа.

13 июля 1956 г. катастрофа Ту-16 (КК капитан Белов) 15 июля?
185 тбап, Полтава = 2 =
Катастрофа при посадке в стык грунта с бетонной полосой при повышенном посадочном весе. Самолет разломился из-за недостаточной прочности фюзеляжа в районе 18-го шпангоута. Передняя кабина оторвалась от самолета.
Погибли ПКК лейтенант Царев и стрелок рядовой Синицын.

04 октября 1956 г. катастрофа Ту-16 и Ту-16з
=6+6=
Катастрофа при освоении крыльевой дозаправки в строевых частях. Находясь в сцепленном состоянии, топливный шланг попал на крыло заправляемой машины и зажал элерон, нарушив поперечную управляемость.

23 декабря 1956 г. катастрофа Ту-16 (КК майор Ломия)
341 тбап =6=
Столкнулся с землёй при полете ночью в СМУ с инструктором зам.ком 15 тбад полковником А.Я.Шашловым

12 февраля 1957 г. катастрофа Ту-16 (КК майор Деточенко И.Д.)
Гвардейское, авиация ЧФ
Над Черным морем, ближе к Турции, встали двигатели из-за отказа системы электропитания. Радиосвязь пропала, облачность, соседний экипаж отметил пропадание огней. Командир принимает решение тянуть в сторону Кавказа. Внутренней связи не было и, когда снизились, голосом передали команду открыть люки и приготовится к покиданию. Когда вывалились из облаков, увидели шторм на море, прыгать бесполезно - спасательного оборудования на машине не было. Последовала команда голосом командира, которую стрелок-радист не понял, но принял за команду покинуть машину, что он и сделал - упал в море и спасен случайно оказавшимся в этом месте катером
Ту-16 дотянул до района Новороссийска и попытался сесть. Пропахал борозду и разбился, уткнувшись в насыпь железной дороги. Самолёт сгорел вместе с экипажем.

02 марта 1957 г. катастрофа Ту-16 №6203020
260 тбап, Стрый =6=
После ночного полёта возвращаясь в зону аэродрома и получения команды РП: «Энергично взять высоту круга», КК в сплошной облачности, зная, что впереди находится гора, преждевременно резко развернулся и с креном 900 врезался в землю.

30 мая 1957 г. катастрофа Ту-16 №6401602 (КК майор А.С.Лойчиков) №5201602?
=4=
Маршрутный полёт в составе 36 машин, следовавших в кильватерном строю с интервалом эшелонирования 1000 м. При подходе к Грозному, снижаясь с Н=11300 м, самолёт попал в мощную грозовую облачностью. Ту-16 резко бросило в сторону с отключением правого двигателя. Самолёт потерял управляемость, а летчик потерял пространственную ориентировку. Машина вошла в плоский штопор и взорвалась от удара о землю. Спаслось часть экипажа.

04 июля 1957 г. катастрофа Ту-16А №6203114
402 тбап, Болбасово, Орша =6=
После взлета, пройдя ближний привод на высоте 20-25 м, упал на поле, развалился, загорелся и снес три дома в деревне Ленковичи, находящейся прямо по курсу в 2-х км от торца. Аварийная комиссия посчитала причиной катастрофы ошибку в пилотировании после отказа одного двигателя, но более позднее расследование не подтвердило этот вывод.
2-я версия: молодой комсомольский экипаж, не местный, выполнявший упражнение по смене варианта ракетного на бомбовый. И вышел перегруз, из-за чего и упали.

13 августа 1957 г. катастрофа Ту-16
444 тбап
При выполнении полёта в районе аэродрома взорвался в воздухе

17 августа 1957 г. катастрофа двух Ту-16 №1882213 + №5201605
184 тбап, Прилуки =6+6=
Два Ту-16 ошибочно завели в мощную грозовую облачность. Один из самолётов при попытке перетянуть через облачность на высоте 12000 м попал в сильную болтанку и свалился на крыло. Второй вошел в облачность и тоже свалился на крыло, разворачиваясь с правым креном.

25 августа 1957 г. катастрофа Ту-16А №6203204 24 августа?
840 тбап, Сольцы =6=
Четыре самолёта выполняли задание в районе «Ладейное поле». На высоте 11500 м один Ту-16 вошел в грозовую облачность. Экипаж с пилотированием не справился, самолёт разбился.

1957 г. катастрофа Ту-16 (КК Боханцев)
477 оап РТР
Экипаж комэска с инструктором Груздевым выполнял полёт в зону дозаправки топливом. В 50 км от аэродрома Миргород произошло столкновение с МиГ-15. Экипаж, кроме ШК, погиб.

29 января 1958 г. катастрофа Ту-16 №7401903 (КК капитан Чурилин А.Т.) 30 января?
568 мрап, ТОФ, Советская Гавань =4=
Выполнялся полёт по отработке взаимодействия с истребителями ПВО. После атаки МиГ-19 близко подошел к Ту-16. Погода ясная, без болтанки. Ту-16 попал в спутную струю, стал разворачиваться, и перейдя в снижение по спирали с постепенно увеличившимся креном упал на о. Русский.
КК - капитан Чурилин Арнольд Тимофеевич, штурман капитан Гвардионов Анатолий Александрович, 2-й штурман - лейтенант Карпов Юрий Иванович, ПКК - ст. лейтенант Маркин Николай Григорьевич

02 февраля 1958 г. катастрофа Ту-16
АП ДА =6=
При заходе на посадку и выполнении четвертого разворота на высоте около 400 м оторвался правый закрылок. Машина с правым креном 450 упала на лес, взорвалась и сгорела. Экипаж погиб.

10 апреля 1958 г. катастрофа Ту-16А №5202911
=6=
Гибель самолёта и экипажа из-за рассоединения трубопроводов питания двигателей.

апрель 1958 г. авария Ту-16 (экипаж майора Базарного и зам. ком. 45 тбад полковника Алехновича)
52 тбап
При освоение аэродромов дозаправки оставлен после неудачного приземления на льдине вблизи полюса на станции «Северный полюс-6».
В конце апреля 1958 г. на СП-6 в Ледовитом океане силами Управления Полярной Авиации и военной комендатуры подготовлена полоса для посадки Ту-16. Для выполнения этой задачи назначено 6 * Ту-16 - 4 из Барановичей и 2 из Мачулищ. Командиром группы назначен командир полка из Мачулищ полковник Алехнович.
После подготовки Ту-16 и Ту-4 (для технического состава), вылетели на аэродром «Оленья» на Кольском п-ове.
Лётчики провели несколько тренировочных полётов над океаном. Первая пара отправилась на Полюс - п-к Алехнович и п/п-к Яглов. Алехнович произвёл посадку, Яглов кружил в воздухе. На льду - ликование, митинг. Пора взлетать, чтобы сел второй самолёт. На разбеге самолёт Алехновича уклонился от направления и столкнулся с Ил-14 руководителя полётов. Ил-14 был с работающим мотором, чтобы обеспечить связь с двумя Ту-16.
Итог: два разбитых самолёта на Северном Полюсе.
Через некоторое время прилетел американский «Б-24», сфотографировал обстановку и СССР получил ноту протеста - советские ядерные бомбардировщики на Северном Полюсе!
На следующий день прилетел другой Ил-14 и вывез экипаж Алехновича на Большую Землю.
С наступлением тепла всё стало таять и самолёт ушёл в воду.

13 июня 1958 г. катастрофа Ту-16Р (КК капитан В.И.Волков) 24 июня?
Чкаловский НИИ ВВС, самолёт 967 одрап СФ =6=
Полёт по программе контрольных испытаний Чкаловского НИИ ВВС. Накрапывал мелкий дождь, погода стала ухудшаться. РП дал команду КК прекратить выполнение задания и вернуться на аэродром. Выполнив последний разворот, самолёт стал заходить на посадку со стороны Щёлково. Дождь перешел в ливень, видимость снизилась до 50 м. Погодный минимум командира 500 м до нижней кромки и видимость не менее 5 км по горизонту. Экипаж стал использовать систему слепой посадки «Глобус». Самолёт зацепился тележками шасси за крыши домов деревни Хотово и рухнул в поле за околицей. Экипаж и восемь местных жителей в своих домах погибли.

02 августа 1958 г. катастрофа Ту-16
200 гв.тбап =6=
При заходе на посадку и выполнении четвертого разворота на высоте около 400 м оторвался правый закрылок. Машина с правым креном 450 упала на лес, взорвалась и сгорела. Экипаж из шести человек погиб.

12 сентября 1958 г. катастрофа Ту-16 №1882809
Мигалово =6=
Самолёт, выполнявший второй полёт, после взлета и прохода ближнего привода на высоте 60-80 м накренился влево, зацепился крылом за деревья, упал и сгорел. Экипаж погиб.

10 октября 1958 г. катастрофа Ту-16 №1880602 20 февраля?
43 ЦБП и ПЛС, Дягилево =6=
Упал после взлета из-за рассоединения тяги руля высоты. Спаслись радист и КОУ

13 октября 1958 г. катастрофа Ту-16 №1883218
Дальний Восток =6=
Летел на высоте 11000 м. Погода ясная, без болтанки. При снижении стал увеличиваться крен, затем самолёт выровнялся, но не надолго, и перейдя в крутое снижение, под углом 70-800, ударился о землю.

23 декабря 1958 г. авария Ту-16 №5201902? (КК замкомэск майор Абрамычев)
Ново-Украинка=0=
Вылет на проверку ПВО дружественного Китая. Перед отрывом отказал левый двигатель из-за того, что лопнул ротор двигателя. Взлет прекратили, были применены все средства торможения, но самолёт выкатился в болото. Подломилась передняя стойка шасси, самолёт загорелся. Заправка топливом 44000 л. Экипажу удалось покинуть машину и остаться невредимым. Самолёт сгорел. Исследование двигателя выявило - лопнул вал ротора двигателя.

13 мая 1959 г. катастрофа Ту-16 (КК капитан Н.Н.Фургайло)
402 тбап, Болбасово, Орша, = 7 =
Учебно-тренировочный полёт
капитан Н.Н.Фургайло, лейтенант П.Е.Паньков, лейтенант В.Ф.Бибиков, ст.лейтенант Г.Н.Кривошеин, техник лейтенант П.Ф.Голубев, старшина Н.А.Чивилев, ст.сержант Н.Г.Ходосевич

10 июля 1959 г. катастрофа Ту-16 (КК майор Коваленко, зам.ком. АЭ)
132 тбап, Тарту
Катастрофа на взлёте (ПКК и оба штурмана катапультировались, остальные члены экипажа погибли)

13 августа 1959 г. катастрофа Ту-16 (КК капитан Старов Игорь Александрович)
568 мрап ТОФ =6=
2-й штурман - лейтенант Куприяненко Евгений Игнатьевич

14 октября 1959 г. катастрофа Ту-16 №1882504 (КК военный летчик 1-го класса майор И.Т.Хижняк)
251 тбап, Белая Церковь =6=
Разбился из-за неисправности системы поперечного управления.

11 ноября 1959 г. катастрофа Ту-16 №1881004
=6=
Разбился из-за обрыва верхнего рычага секторной качалки руля высоты.

08 декабря 1959 г. катастрофа Ту-16 (КК майор Бабкин Михаил Николаевич)
251 тбап, Борисполь =5=
Взлетал в сторону города, после отрыва от полосы и набора высоты 50 м резко увеличив тангаж, круто пошел вверх, затем с правым поворотом упал практически на полосе и начался сильный пожар. Находящимся поблизости трактором удалось оторвать и оттащить в сторону заднюю кабину.
Бабкин М.Н.,капитан Борисов С.И, ст.лейтенант Курков А.А., ст.лейтенант Бессонов А.Н., рядовой Каржевский Ю.И.
КОУ Мозалевский покинул самолет через «форточку».

февраль 1960 г. авария Ту-16 (КК подполковник Белобородов)
183 мрап ТОФ, =0=
При заходе на посадку на аэр. Кневичи командир первой эскадрильи под воздействием сильного порыва ветра не справился с управлением. Самолет, задев крылом ближнюю приводную станцию, выкатился за пределы ВПП. Получил значительные повреждения, экипаж не пострадал.

02 марта 1960 г. катастрофа Ту-16 (КК капитан А.А.Черныш)
185 тбап, Полтава =3=
После взлета при попытке повторно убрать шасси КК уменьшил скорость до 360 км/ч на высоте 9400 м. Самолёт вышел на критический угол атаки и свалился в штопор, из которого летчикам вывести его не удалось.
ПКК, КОУ и ВСР катапультировались, остальные погибли.

28 апреля 1960 г. катастрофа Ту-16 (КК Старостенко)
ЛИИ = 1 =
Слушатель школы летчиков-испытателей, выполняя посадку с боковым ветром 8 м/с, не справился с управлением, и машина врезалась в кучи смерзшегося торфа, машина полностью разбита. И.И.Милов штурман-испытатель - погиб

05 ноября 1960 г. катастрофа Ту-16 (КК комэск подполковник Винский Г.П.) №8204023? 8204201?
169 гв. мрап, ТОФ =2=
погибли Винский Георгий Прокопьевич и начальник ВОС эскадрильи капитан Заводов Геннадий Львович

14 ноября 1960 г. катастрофа Ту-16 №1883612 (КК капитан Г.М.Рудков)
303 тбап, Хороль =6=
Экипажу неверно доведено Р прив.мин. Экипаж командира отряда при выполнении 3-го разворота на дальности 40 км снизился до высоты круга и столкнулся с сопками, которые имели превышение относительно аэродрома 433 м.

06 декабря 1960 г. катастрофа Ту-16
169 г. мрап, ТОФ =1=
погиб ПКК лейтенант Белев Фрол Павлович

23 января 1961 г. катастрофа Ту-16 (экипаж капитана Л.В.Быкова)
341 тбап, Озерное = 4 =
Экипаж после маршрута выполнял заход на посадку в условиях минимума погоды ночью, к полётам в которых он не подготовлен. При повторном заходе производил довороты с большими кренами, допустил резкую потерю высоты. Самолёт на расстоянии 450 м после пролета ДПРМ с правым креном ударился о землю.

25 января 1961 г. катастрофа Ту-16 (КК капитан В.Я.Чайка)
=3=
Полёт по кругу ночью при минимуме погоды. После взлета и набора высоты 100 м самолёт перешел на снижение и на расстоянии 1800 м от ВПП ударился о землю, разрушился и сгорел.
КОУ и ВСР, получив контузии и ожоги, покинули самолёт и вынесли из горящего самолёта КК, остальные погибли.

31 января 1961 г. катастрофа Ту-16 (КК подполковник Гарнов О.В.)
540 мрап =5=
Экипаж сборный. Облет самолета после ремонта или после замены двигателя. При заходе на посадку из-за возникшего пожара потерял управление и столкнулся с землёй возле нп. Полигон (или опытная станция) в г. Николаеве в 15 м от железной дороги.
Из экипажа катапультировался только ПКК ст. лейтенант Гудым. Командир эскадрильи командир корабля подполковник Горнов О.В., штурман корабля - штурман эскадрильи майор Скородумов, 2-й штурман капитан Лобанов, ВСР - начальник связи эскадрильи капитан Цуранов, КОУ - начальник ВОС эскадрильи капитан Новиков) погибли.

23 марта 1961 г. катастрофа Ту-16 (КК майор Красильников)
967 одрап, СФ
При выполнении дозаправки топливом в воздухе произошло разрушение правого двигателя. Экипажу удалось совершить аварийную посадку.

22 июня 1961 г. катастрофа Ту-16 № 6205101, заказ «238» (КК Каримов Амир) 20.06.61?
Казанский авиазавод=6=
Выполнялась отработка задания по дозаправке в районе Параньга - Медведки. В полёте экипажи сделали две неудачных попытки сцепки, после чего командир заправляемого Ту-16 Анвар Каримов передал по связи о своем решении прекратить эксперимент. Однако командир заправщика Амир Каримов предложил попытаться еще раз. Самолёты снова сблизились, но вышло так, что заправляемый слишком резко накрыл шланг крылом. Конец шланга перехлестнул элерон и оказался защемленным в нем. Заправляемый Ту-16 тут же свалился в крутую левую спираль. Команду КК «Прыгайте!» выполнил только второй пилот В.А. Свиридов. Он катапультировался, но стабилизатор падающей машины рассек стропы парашюта, и летчик разбился. Больше никто покинуть машину не смог, включая и командира, который до последнего пытался вывести машину из крена.
Погибли: А.И. Каримов, В.А Свиридов, B.С. Демидов, А.И. Воробьев, Г.А Бадьянов, И.Д. Столяров.
При работе аварийной комиссии выяснилось: шланг непригоден к заправке. Его привезли из Куйбышева, но на нем не стояла подпись военпреда, разрешающего этот шланг к эксплуатации.

08 августа 1961 г. катастрофа Ту-16 (КК ст. лейтенант Казанцев)
52-й тбап, Шайковка =6=
Экипаж погиб при выполнении служебного задания в мирное время.

02 октября 1961 г. катастрофа Ту-16 (КК капитан Б.Н.Соколов)
303 тбап, Хороль =6=
После приема 4000 л топлива и нормального расцепа с самолётом-заправщиком отошел вправо.
КК доложил: «Ухожу вниз», самолёт с креном до 70-800 перешел в пикирование с углом 45-500, затем перешел в отвесное пикирование и в таком положении ушел в море. Экипаж погиб.

02 ноября 1961 г. катастрофа Ту-16 (КК капитан Н.В.Ласкарев)
132 тбап, Тарту =6=
Взлет ночью с аэродрома Болбасово, Орша. В процессе разбега КК установил малый взлетный угол. После взлета самолёт перешел на пологое снижение и на удалении 1900 м от торца ВПП столкнулся с землей, разрушился и сгорел.

29 января 1962 г. катастрофа Ту-16 (КК комэск майор Ш.Т.Шугаев)
182 тбап = 5 =
Экипаж после выполнения полёта по маршруту, при заходе на посадку при выходе из облаков в районе ДПРМ допустил резкую потерю высоты. Самолёт ударился о землю и разрушился.

27 февраля 1962 г. катастрофа Ту-16 (КК военный летчик 1-го класса В.В.Черных) 27.02.1960?
1229 тбап, 2АЭ, Белая = 3 =
Выполнялся полёт на облет после регламентных работ с проверкой триммеров руля высоты и кислородного оборудования. Разбег затянулся. Испытывая большие нагрузки на штурвал, КК подкрутил штурвал триммера руля высоты до максимального угла и тем самым усугубил взлет, нагрузка на штурвал приблизилась к 300 кг. Удалось набрать 70 м, перелетев Ангару, машина с выпущенными шасси столкнулась с землей. От удара оторвалась задняя кабина, благодаря чему КОУ Ступин И. и радист Перепелкин В. пострадали меньше всех. Затем машина взмыла и после повторного удара взорвалась. При этом оторвалась передняя кабина и, пролетев еще около 100 м, ударилась о возвышенность и скатилась вниз. КК и ПКК Н.Петрушин погибли на месте, причём у последнего сработала катапульта. ШК Д.Ф.Канзюда не был пристегнут, его выбросило из кабины, но от удара о бомбоприцел он погиб. У ВШК О.В. Селиванова сломалось основание кресла, и он упал между пилотами, получив тяжелейшие травмы, спас себя и оставшихся членов экипажа, вытащив их из горящих обломков.

11 апреля 1962 г. катастрофа Ту-16 (КК капитан К.В.Севастьянов)
182 тбап =2 =
Полет строем по маршруту ночью. На высоте 11000 м при полетной массе 57т для выдерживания своего строевого места в боевом порядке КК уменьшил обороты двигателей, что привело к падению скорости с 850 до 780 (истинной). Попав в режим сваливания, Ту-16 перешёл в беспорядочное падение и при столкновении с землёй разрушился и сгорел.
По команде КК четыре члена экипажа катапультировались. КОУ покинул самолет на малой высоте и погиб. КК, пытаясь вывести самолет на малой высоте, погиб при ударе о землю.

27 апреля 1962 г. катастрофа Ту-16 (КК подполковник Д.К.Устюшин)
203 тбап = 1 =
При заходе на посадку на своем аэродроме самолёт прошел БПРМ под глиссадой и приземлился в зоне сопряжения ВПП с грунтом. От удара колес о торец полосы фюзеляж разломился по 26-му шпангоуту с отделением передней кабины. Из-за последовавшего натяжения тросов проводки управления двигателями последние вышли на максимальный режим. Фюзеляж с центропланом отделился от ВПП и, поднявшись на 25-30 м, пролетел еще около 500 м, рухнул на бетон и загорелся. Непривязанный КОУ старшина Павлов упал с катапультируемого кресла, которое сработало и убило его. Остальные члены экипажа получили травмы различной степени тяжести.

15 августа 1962 г. катастрофа двух Ту-16 (экипажи майора Е.И.Максимова, капитана М.Г.Каримова)
52-й тбап, Шайковка = 6+6 =
Экипажи погибли при выполнении служебного задания в мирное время.
В недопустимо плотном строю полёт на воздушные стрельбы по наземным целям, столкнулись и взорвались.

25 сентября 1962 г. катастрофа Ту-16т (КК полковник Д.А.Калиниченко)
987 мрап, СФ =6=
Катастрофа на взлете из-за отказа авиатехники в окрестностях Североморска-3.
Самолет первых серий, переоборудованный в заправщик из бомбардировщика. Причина катастрофы - не заклинивание руля поворота, а нарушение центровки планера в ходе подготовки к полёту, т.к. конструктивно топливные баки на этом экземпляре отличались от стандартного варианта заправщика, а заправили его по схеме «заправщик».
командир полка полковник Калиниченко Дмитрий Антонович, помощник ст. лейтенант В. Н. Швецов, штурман эскадрильи майор В. И. Домрачеев, штурман-оператор майор А. Н. Куракин, ВСР - начальник связи полка майор Л. И. Задворный, КОУ - начальник ВОТП полка майор Н. И. Ивашечкин),

09 января 1963 г. катастрофа Ту-16 (КК комэск, военный летчик 1-го класса, подполковник Сабенин С.Е.)
987 мрап, СФ, аэродром Североморск-3
Ночь, ПМУ. Взлет с боковой составляющей ветра близкой к максимально допустимой (12 м/с). На разбеге летчик не выдержал направления и при сходе с ВПП «подорвал» самолет. Самолет свалился на крыло и столкнувшись с ПРЛ-5, частично сгорел. Экипаж невредим. Погиб расчет ПРЛ-5 в составе двух военнослужащих.
Причиной авиационного происшествия явился выпуск в полет неподготовленного экипажа. Командир экипажа, имея значительный перерыв в полетах с боковым ветром, не выдержал направления на разбеге.

14 января 1963 г. катастрофа Ту-16 (КК комотряда майор Ф.Д.Попко)
303 тбап, Хороль =6=
Экипаж следовал по маршруту ночью в ПМУ за экипажем комэска на дистанции 4-5 км, уступом вправо, на эшелоне 9300-9600 м. КОУ из экипажа комэска подполковника Татьянина увидел перемещение самолёта Попко из правого пеленга в левый с прогрессирующим креном и снижением. После чего КОУ наблюдал на земле взрыв и очаг пожара.
майор Папко Ф. Д., майор Фесенко Б. М., старший лейтенант Аверин В. Е., старший лейтенант Бекис В. Г., ефрейтор Бащенко А. Е., ефрейтор Вередов В. А.

16 января 1963 г. катастрофа Ту-16 (КК комотряда майор Д.Г.Шахов) 15 января 1961 г.?
1229 тбап, Белая =6=
Взлёт ночью. После отрыва самолёт с левым креном без набора высоты продолжал полёт с уклонением влево и коснулся ВПП консолью левого крыла. При ударе отделилась носовая часть фюзеляжа и разрушилась.
Причина катастрофы: в приводе триммера элеронов перепутали полярность электропроводов.

13 июня 1963 г. катастрофа Ту-16 (КК капитан М.В.Зиновьев) 1964? 185 тбап?
226 тбап, Полтава =6=
После выполнения бомбометания на полигоне, с разрешения РП ночью 02-32 в ПМУ заходил на посадку в закрытой кабине. Получив команду «Снижайтесь до высоты круга по давлению 751», КК ответил: «Понял, высота круга» Вместо эшелона ДПРМ 1200 м снизились до 200 м. На запросы РП «Ваш эшелон?», отвечали - «1200». Через 30 секунд самолёт столкнулся с землей в 17 километрах от Полтавского аэродрома 185-го тбап, экипаж погиб.
ВСР, который после катастрофы жил еще 9 часов, сказал «Потеряли высоту, командир очень ругался».

28 июля 1963 г. катастрофа двух Ту-16К 25 августа 1962 г.?
49 мрап (183), ТОФ =6+6=
Воздушный парад в честь Дня Воздушного флота.
Боевой порядок из 10 отрядов - 30 х Ту-16К возглавлял комдив полковник А.И.Павловский. Самолёты должны были пройти плотным строем над трибунами в Спортивной Гавани Владивостока. Погода неблагоприятная. Облачность - нижний край 70-100 м, верхний 600 м., поэтому часть боевого порядка вынуждена идти в облаках.
Тройка командира 49 мрап подполковника Ю. Н. Антипова следовала за тройкой комдива. Над о. Русский самолеты попали в облака. Правый ведомый заместитель командира эскадрильи майор В. А. Удовицкий совершил ошибку, пытаясь сохранить плотный боевой порядок, и столкнулся с самолетом ведущего. Оба самолета упали на о. Русский.
Отряд Антиповым проходил трибуны на высоте 40-50 м. при наборе высоты. Ведомый вместо того, чтобы перед входом в облачность увеличить интервал, решил его уменьшить и попал в спутную струю.
1-й экипаж - подполковник Антипов Юрий Николаевич, старший лейтенант Лисовенко Геннадий Васильевич, подполковник Макеев, майор Мироков Дмитрий Поликарпович, майор Борзилов Георгий Евгеньевич, майор Полюдов Петр Петрович.
2-й экипаж - майор Удовицкий Виталий Андреевич, старший лейтенант Шилов, капитан Пестуненко Василий Лаврентьевич, старший лейтенант Деревянкин Владимир Антонович, капитан Шаповал, матрос Караюдин.
Третий экипаж отряда - майора А. М. Хмызова благополучно произвел посадку на своем аэродроме.

12 августа 1963 г. катастрофа Ту-16 (КК капитан Бахарев Виктор Иванович)
5 мрад СФ
Катастрофа при полете на предельно малой высоте днем при минимуме погоды на Аэр. Североморск-1 по неустановленной причине

02 декабря 1963 г. катастрофа Ту-16Р (КК капитан Зрячих А.Л.)
50 гв. одрап или 169 мрап =6=
район аэр. Пристань
Возникновение пожара в передней гермокабине.
КК капитан Зрячих А.Л., ПКК старший лейтенант Левченко Адольф Яковлевич, штурман ст. лейтенант Максименко Г. А., 2-й штурман ст. лейтенант Оленев Анатолий Григорьевич, ВСР младший сержант Ермошкин Н. Н, КОУ старший матрос Литвинов Б. Н.

06 декабря 1960 г. катастрофа Ту-16
169 гв. прап, ТОФ =1=
ПКК корабля лейтенант Белев Фрол Павлович

17 января 1964 г. катастрофа Ту-16 (КК капитан Когинов В.Н.)
в/ч 10214 =4= 6?
Взлет на маршрут с максимальным взлетным весом с грунтовой полосы. На разбеге КК, желая быстрее оторваться от полосы, создал большой взлетный угол. Отрыв произошел с хвостовой пяты и с левым креном. Самолет задел за грунт левой плоскостью, перевернулся и сгорел

19 февраля 1964 г. катастрофа Ту-16Р (КК капитан И.М.Чередников) №1882708
219 одрап, Спасск-Дальний = 7 =
КК разрешил выполнять взлет ПКК. После взлета, убрав закрылки, КК вместо установки тумблера выпуска и уборки закрылков в положение «Нейтрально», перевел его в положение «Выпуск». В результате, закрылки разрушились, что привело к повреждению правого крыла и падению самолёта.
По версии ветеранов 219 одрап (в/ч 65308): Ту-16Р находился на дежурстве в Анадыре, разбился на взлете, но погибший 7-й - не техник и не оператор РЭБ, а пассажирка, которую в нарушения НПП и инструкции экипажу нелегально взяли на воздушную экскурсию в переднюю кабину.

31 марта 1964 г. поломка Ту-16 (КК Новожилов)

13 мая 1964 г. катастрофа Ту-16к-10 (КК зам. комполка, военный летчик 1-го класса, подполковник Буренков М.А.)
170 мрап БФ, аэродром Быхов =4=
День, СМУ.
Подполковник Буренков при выполнении попутной дозаправки топливом в воздухе с экипажем заправщика майора Захарова после информации заправщика о том, что впереди облака и его предложения о переходе в набор, дал команду о переходе в набор высоты без прекращения заправки. В процессе набора экипажи непреднамеренно вошли в облака. В результате допущенных ошибок при маневрировании вблизи самолета-заправщика подполковником Буренковым, самолеты столкнулись и, разрушившись, упали в Цимлянское водохранилище.
Штурман майор Арбатский Н.И. получил легкие ранения и госпитализирован. КОУ ст. сержант Заборов Ф.С. невредим. Правый летчик ст. лейтенант Ларин О.Ф. погиб от тяжелых травм. Подполковник Буренков М.А., второй штурман ст. лейтенант Росляков В.Д., ВСР - сержант Михеев М.М. пропали без вести.
Вместе с самолетом разрушилась и затонула ракета К-10с.
Непосредственной причиной явились ошибки в технике пилотирования подполковника Буренкова при непреднамеренном попадании в облака в строю заправки.
Главной причиной явилось неправильное решение подполковника Буренкова продолжить заправку при появлении облачности на высоте полета.

13 мая 1964 г. катастрофа Ту-16зщ (КК командира отряда, военный летчик 1-го класса, майор Захаров П.И.)
170 мрап БФ, аэродром Быхов, день, СМУ. =3=
Экипаж выполнял задание по заправке топливом в воздухе самолета, пилотируемого заместителем командира полка подполковником Буренковым. В процессе перекачки топлива майор Захаров доложил заправляемому о появлении впереди по курсу облачности и предложил идти с набором высоты, на что получил согласие. В процессе набора экипажи попали в облака. Вследствии ошибок в техник пилотирования, допущенных подполковником Буренковым, самолеты столкнулись, разрушились и упали в Цимлянское водохранилище.
ПКК капитан Лещук Олег Ф., второй штурман ст. лейтенант Красиков Сергей И., ВСР старший сержант Лебедев В.В. - невредимы. Командир отряда майор Захаров П.И., штурман отряда капитан Тарасов Юрий Л., КОУ - старшина Бояршинов Ю.А. пропали без вести.
Непосредственной причиной явились ошибки в технике пилотирования подполковника Буренкова при непреднамеренном попадании в облака в строю заправки. Главной причиной явилось неправильное решение подполковника Буренкова продолжить заправку при появлении облачности на высоте полета.

Весной 1964 года группа экипажей 170 полка готовилась к практическому пуску ракеты К-10 на Каспийском полигоне. Все полеты на Каспий выполнялись с дозаправкой. Одним из экипажей, готовившимся к практическому пуску, был экипаж зам.командира полка подполковника Буренкова.
13 мая 1964 года в середине дня группа экипажей взлетела с аэродрома Быхов. Ведущим группы экипаж Буренкова. Заправлял его экипаж командира отряда 3-й АЭ Захарова. Зона заправки в районе Цимлянского водохранилища. Погода сложная. На высоте заправки - слоистая облачность. В момент перекачки топлива экипажи попали в облачность.
Заправка производилась с набором высоты. После заправки заправщик уходил вправо на обратный курс с набором высоты, а заправляемый продолжал полет прямо и также с набором высоты. После расцепа и расхождения экипажи начали выполнять заданный маневр. В момент разворота заправщика вправо на обратный курс экипажи столкнулись. Самолеты развалились в воздухе.

15 июля 1964 г. катастрофа Ту-16Р (КК майор Л.Ф.Кожарин)
50 гв. одрап, ТОФ =5=
При выполнении вылета на воздушную разведку кораблей АУГ ВМС США авма «Энтерпрайз» в Японском море по неустановленной причине не вернулся из полёта.
командир отряда майор Кожарин Леонид Федорович, ПКК ст. лейтенант Громов Станислав Сергеевич, штурман ст. лейтенант О. Фирсов, 2-й штурман ст. лейтенант Мастофанов Владимир Иванович, оператор РТР ст. лейтенант Секачев Михаил Яковлевич.

11 августа 1964 г. катастрофа Ту-16 (КК капитан Борисов)
132 тбап, Тарту = 5 =
Первый самостоятельный взлет ночью с максимальным весом с грунтовой ВПП. В процессе разбега из-за неровностей грунта самолёт испытал сильную тряску. Взлетный угол создан поздно, в результате самолёт пробежал полностью всю ГВПП и еще 300 м полосы безопасности. Отрыв в 60 м от находящегося впереди леса. Самолёт зацепился за деревья, упал на землю, разрушился и сгорел. КОУ остался жив.

29 января 1965 г. катастрофа Ту-16 (КК капитан Ю.М.Уваров)
200 тбап = 5 =
Взлёт с ГВПП с массой 73,6 т. В наборе высоты самолёт резко увеличил угол тангажа с последующим увеличением левого крена. На расстоянии 450 м от точки отрыва самолёт с креном 60-700. ударился левой консолью о грунт, перевернулся на «спину», разрушился и сгорел. КОУ и ВСР остались живы.

02 апреля 1965 г. катастрофа Ту-16 (КК зам. ком. аэ, военный летчик 1-го класса, гвардии майор Павлов В.А.)
924 гв. омрап, СФ, аэродром Североморск-1 =5=
Ночь, ПМУ.
После взлета в ходе набора высоты разрушение левого двигателя. В результате разлета осколков оторвало левый закрылок. Экипаж с управлением самолета в сложившихся условиях не справился. Самолет упал на казарму. Погибли 5 членов экипажа и 27 матросов. Упал на удалении 2300 м от торца полосы, с отклонением от оси ВПП 800 м вправо.
Истинная причина отказа двигателя не установлена.

29 апреля 1965 г. катастрофа Ту-16 (КК майор Е.Тихонов)
АС Каменный Ручей (Советская Гавань) =6=
Ночные полёты. Экипаж выполнял полет на разведку погоды по маршруту. За ними по маршруту вышла большая группа самолётов. Когда экипаж вернулся здесь пошёл снег, АС закрыло, экипаж отправили на запасной в Хороль.
Маршрут ухода вдоль береговой черты на юг до м.Поворотный в приморье, затем на право на привод Хороля. Шедшую за ним группу также отправили на Хороль. Cиноптики доложили, что в Хороле ждут ухудшения погоды, и тогда РП зам. командира полка п.п-к Гелин даёт команду всем экипажам: маршрут ухода на запасной АС напрямую на привод Хороля. Все экипажи приняли и выполнили эту команду, кроме Тихонова, который был уже за пределами УКВ связи.
В это время на АС Хороль только что закончились плановые полёты, все средства выключены. Дежурный РП (раньше их назначали из числа командир экипажа, правый лётчик и штурман) ещё не зная, что к ним направлена группа самолётов уехал домой на ужин оставив одного правака, который первый раз в этом качестве. Он, получив сообщение, что к ним идёт группа, даёт команду на включение РТС аэродрома, но по ошибке или по незнанию только ближней зоны, не включив П-35. А в это время эк.Тихонова выйдя на рубеж УКВ связи доложил, что идет к ним на запасной и за ним идет группа. Но так как Тихонов шёл по кривому маршруту, то первый экипаж основной группы пришёл раньше Тихонова. РП - молодой лейтенант, увидев на экране ближайший борт, принимает его за Тихонова, хотя он на самом деле был на 80 км. дальше. Будучи уверенным, что первый борт Тихонов, он даёт команду ему на снижение. И что странно, экипаж выполнил эту команду. У экипажа по курсу была сопка, ниже которой они снизился. Когда он снизился за сопку, стрелка АРК перевернулась и экипаж принял это как проход ПРИВОДА. Доложив Руководителю полётов «ПРИВОД», экипаж получает команду на дальнейшее снижение и заход на посадку по системе, выполняет эту команду. В это врем начинают связь с РП и другие экипажи. По прошествии времени РП запросил экипаж Тихонова, но ответа...
Все остальные экипажи благополучно произвели посадку. Останки экипажа были найдены через 4 дня. Самолёт врезался в сопку. По траектории полёта было видно, что командир в последний момент увидел сопку и взял штурвал на себя, но было поздно. Самолёт пошёл в набор цепляя макушки деревьев, теряя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: