Шкаф-горка Григория Евдокимовича Токарева-Казарина, как олицетворение Божественной справедливости и победы добра над злом, жизни над смертью.




Городецкий историко-художественный музейный комплекс

ФОТОРАССКАЗ

Шкаф Г. Е. Токарева-Казарина – загадка из прошлого.

Посвящается памяти мастера

Подготовил: М. А. Косарев

Городец 2019 г.

Шкаф-горка Григория Евдокимовича Токарева-Казарина, как олицетворение Божественной справедливости и победы добра над злом, жизни над смертью.

Уже сто лет прошло с той поры как на древней Городецкой земле, что за рекой Волгой лежит, жил-был талантливый мастер-резчик Григорий Евдокимович Токарев-Казарин. Был он глубоко верующим человеком, верил в Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, в Пресвятую Богородицу и всех Святых, изучал Священное Писание, историю государства своего и любил слушать рассказы о далёких странах.

Замыслил однажды мастер сделать шкаф-горку, да не простой шкаф, а удивительный, такой, чтобы читать его можно было, как книгу, чтобы показать в ней людям слово Божье и дела праведные, путь к жизни светлой, через труд терний, чтобы могли люди любоваться ею да мудрости набираться.

Сперва наперво наполнил мастер душу свою замыслом великим, что держать внутри не стало силушки, и пошёл он в мастерскую свою, да как выплеснул на древе резаком да красками сюжеты яркие и узоры дивные. Что пошла слава о творце гулять аж по всей земле Русской. И сегодня люди любуются шкафом мастера, вспоминая его словом добрым в старинной усадьбе купца Облаева. Что в центре города стоит земли князя Невского!

В навершии горки, где корона крепится, на лобном месте, показал мастер рассказ о «Жене, облечённой в солнце», что содержится в 12-й главе книги Откровения Иоанна Богослова.

«1. И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.

2.Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения.

3.И другое знамение явилось на небе. Вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем.

4.Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.

5.И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным. И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.

6. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней…»

Жена, облечённая в солнце. Альбрехт Дюрер
7.И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,

8.Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.

13.Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.

14.И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.

Победа Михаила над драконом. Художник Ю. Ш фон Карольсфельд 1850-1860 гг. Германия
15.И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.

16.Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.

17.И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа [1]

Сюжет этот, что называется «Женою, облечённою в солнце» обозначает церковь в пустыне, т.е. в изгнании и символизирует гонения на верующих. Что и показал нам на своей горке мастер-резчик Григорий Евдокимович.

Не забыл мастер показать здесь и двух голубиц у древа жизни, одна из которых держит в клюве кисточку винограда, а другая как можно было бы предположить пшеничный колос, что означает плоть и кровь Христову во время причастия в храме Бога.

По сторонам же двух петухов, символизирующих духовное пробуждение.

С правой стороны навершия горки мастер показал ветхозаветный сюжет «Суд Соломона о дите», где Библия повествует о том, что будущему царю ночью явился сам Господь и повелел просить все, что хочет Соломон. «Даруй же рабу твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и, что зло. – сказал Соломон. «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, - отвечал Господь, - я даю тебе сердце мудрое и разумное.. и даю тебе, то чего ты не просил, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои.»

«Тогда пришли две женщины к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! Я и эта женщина живём в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того как я родила, родила и эта женщина…и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его. И встала она ночью и взяла сына моего от меня и положила его к своей груди, а своего мёртвого сына положила к моей груди…и сказал царь: подайте мне меч…рассеките живое дитя на двое и отдайте половину одной половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой… О, господин мой! Отдайте ей этого ребёнка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите! И отвечал царь: отдайте этой живое дитя она его мать. И услышал весь Израиль о суде и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нём, чтобы производить суд»[2]

 

Левее от сцены «Суд Соломона о дите» мастер показал сюжеты из Киево-Печерского патерика:

1. Сцена «Опекун о злате клялся» - о добродетели нестяжания, отражает резное чудо перед иконой Богородицы. «Два человека именитых, друзья между собой Иоанн и Сергий вступили в духовное братство перед иконой Богородицы. Спустя много лет Иоанн разболелся у него оставался пятилетний сын Захария, больной призвал Игумена Никона и раздал половину имущества нищим, а сына и часть имущества дал Сергию завещав ему, когда возмужает сын, отдай ему золото и серебро, когда исполнилось Захарию пятнадцать лет захотел он взять у Сергия золото и серебро отца своего, тот же не хотел отдавать богатство, Захарий тогда стал просить третью часть и даже десятую, наконец, видя, что лишился всего, сказал Сергию: «Приди и поклянись мне в церкви Печерской, перед чудотворной иконой Богородицы, где ты вступил в братство с отцом моим». Тот же пошёл в церковь и, став перед иконой Богородицы, сказал, клянясь, что не брал ни тысячи гривен серебра, ни ста гривен золота и хотел поцеловать икону, но не смог и приблизиться к ней и, когда выходил он из дверей, то стал вопить, о Святые Антоний и Феодосий, не велите погубить меня этому ангелу немилостивому, помолитесь Святой Богородице, чтобы отогнала она от меня бесчисленных бесов, которым я предан, возьмите золото и серебро, оно спрятано в доме моём. Послали в дом к Сергию, взяли сосуд запечатанный и нашли в нём две тысячи гривен серебра и двести гривен золота. Так вот удвоил Господь богатство, вознаграждая творящих милостыню. Захария же все деньги отдал игумену Иоанну, чтобы тот употребил их, как хочет. Сам же постригся и жизнь окончил здесь. На серебро же и золото это построена была церковь святого Иоанна Предтечи, где всход на полати, в память Иоанна-боярина и сына его Захарии, чьих было золото и серебро.»[3]

2. Сцена «Имъ зло и не простился» о добродетели прощения, представлена в Житие братьев Тита и Евагрия, которые ссорились и завидовали друг другу. Тяжело заболев, Тит призывает своего брата и искренне просит у него прощения, Евагрий отказывается простить брата и его мгновенно насмерть поражает немилостивый ангел, который радуется вражде и злобе.[4]

 

3. Сцена «Плача в сосуд ангел укори» из Жития Феофила Печерского напоминает одну из заповедей Блаженства «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Феофил плакал, что обидел после смерти духовного брата Иоанна, укорив отца Марка в том, что Иоанна похоронили в месте, назначенном для него. Перед смертью Феофилу явился Ангел, и сказал ему: «Ты хорошо молишься, но зачем же хвалишься суетою слез твоих, собранных тобою в сосуд?» И взяв другой сосуд, гораздо больший Феофилова, исполненный благоухания, как мира благовонного, показал его подвижнику и сказал: «Это твои же слезы, излитые тобою от сердца на молитве, которые ты отирал рукою, платком или одеждою и которые капали на землю из глаз твоих. По повелению Творца нашего я собрал их все и сохранил в этом сосуде. Теперь же я послан возвестить тебе радость: с веселием отойдешь ты к Нему, ибо Он сказал: блажени плачущие, яко тии утешатся[5].

 

Далее на панелях мастер показал двух всадников (их изображения не сохранились) с надписями: «Конь блед время максим» (т.е. максимальное, последнее) и «Конь ворон время отсуп…» (вероятно время отступает).

Конь Вороной третий, а Конь Блед последний из четырёх Всадников Апокалипсиса Иоанна Богослова.

Что олицетворяет голод (всадник с весами на вороном коне), когда засуха уничтожит все посевы и стоимость хлеба будет на одной чаше со стоимостью жизни, лишь виноградное вино для причастия в храмах и елей-масло не подорожают, (поскольку корни винограда уходят глубоко в землю) и смерть (на бледном коне).

В книге откровения Иоанна Богослова изображён ещё белый конь (несущий болезни) и красный конь (несущий войну).

Картина В. М. Васнецова (1887 г.)
Эти сюжеты можно прочитать в 6-й главе книги Откровения Святого Иоанна Богослова:

 

«1. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный» и чтобы победить.

3. И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.

4. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

5. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное. говорящее: иди и смотри.

Я взглянул, и вот, конь вороный, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей.

6. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс* пшеницы за динарий,** и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

7. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

8. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечём и голодом, и мором и зверями земными…» [6]

 

________________________________________

Хиникс - малая хлебная мера

Динарий – древняя римская серебряная монета.

Штутгартская рукописная псалтырь, псалом 90
Но Бог даёт надежду на спасение и мастер показывает нам новую иллюстрацию (она не сохранилась) с надписью из Псалтири, «Поперши льва и змия ангелом» написанного царём Давидом в молитве Живые в помощи… «… да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия …», где слово «нога» означает душу, слово «камень» – грех, «василиск» — лев, а «аспид» - змей.

 

Эта строчка знаменует победу верующего в Бога человека над смертью. Сегодня можно было бы предположить, что здесь был изображён царь-пророк Давид или Иисус Христос, попирающий льва и змея.

Далее мы видим, как Григорий Евдокимович изображает торжество добра, над силами зла, ангел повергает змия семиглавого на землю и заковывает его в цепи железные. Выше написав «Ангелъ связа сатану». Этот сюжет Григорий Евдокимович взял из 20-й главы книги Откровения Святого Иоанна Богослова.

«1. И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.

2. Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет.

3. И низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобождённым на малое время…» [7]

Фреска с изображением «блудницы вавилонской» в церкви Воскресения в Ростове Великом.
Расположенное правее резное клеймо, к сожалению, тоже не сохранилось, надпись была сильно повреждена, но по тем буквам, которые уцелели, мы всё-таки можем предположить, имевшую место надпись «Блудница вавилонская». Здесь Григорий Евдокимович вероятно берёт сюжет из главы 18-й книги Откровения Иоанна Богослова.

Приведём небольшую выдержку:

«1. После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.

2. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделалася жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы,

3. И цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши её... [8]

О чём именно идёт речь в послании Иоанна Богослова во все времена трактовалось по-разному…. Поэтому подробно на этом мы не будем останавливаться.

Ниже мастер показывает важные исторические сюжеты из истории борьбы народов за свободу и независимость, от государств поработителей, противопоставляя их дружбе народов и добровольного объединения народов на основе уважения и согласия, образно сравнивая их со сценами из мира животных, охоты на зверя и дружбы зверей.

Вначале Григорий Евдокимович вырезал сцену соколиной охоты у киргизов с надписью «охота соколина у киргизов». Сокол - символ защиты и свободы. Ещё ниже резчик изображает Льва, символизирующего царственную власть. Если связывать эти сцены с судьбой киргизского и русского народов, на основе исторических фактов этого периода времени, то можно предположить, что здесь автор имел ввиду добровольное принятие киргизским народом во второй половине ХIХ века подданства России в надежде обрести свободу вместе с русским народом и независимость от тяжёлого гнёта кокандских феодалов поработителей.

Николай II и Король Таиланда Рама V Чулалонгкорн
Правее Григорий Евдокимович показал сюжет, с изображением сиамского короля, дав ему название «Король в Сиаме». Этот сюжет мастер хотел посвятить теме приезда сиамского короля в Россию 23 июня 1897 года. Приезд сиамского короля в Россию был обусловлен договорённостью о разделе сиамского государства между империалистической Англией и Францией уже много лет ведущими захватническую войну в юго-восточной Азии. И только Россия могла помочь Сиаму в заключении мира.

Сын короля Чакрабон и его супруга Екатерина Десницкая (русская дворянка)
Ниже сюжету «Король в Сиаме» резчик противопоставляет сцену охоты на ягуара, она так и называется «охота на ягуара». Ягуар символизирует хищного жестокого зверя, чуждого зверя, заморского. Здесь в роли ягуара выступают страны колонизаторы Франция и Англия. Залогом дружбы между Россией и Сиамом явился принц Чакрабон, приехавший на учёбу в Россию (окончил Пажеский корпус, Академию Генерального штаба и получил звание полковника русской армии) и женившийся на русской дворянке Екатерине Десницкой, ставшей сиамской принцессой.

Центральное положение внизу горки занимает патриотическая сцена с названием «Тимофей Осипов обличает Лжедмитрия» из исторического периода, который вошёл в русскую историю под названием «Смутного времени». Григорий Евдокимович вырезал на горке то, как, После захвата власти в Москве Лжедмитрием I на дьяка Осипова Тимофея была возложена обязанность торжественно объявить жену самозванца Марину Мнишек царицей, после чего должно было последовать принесение ей присяги. Готовясь к этому дню, Тимофей Осипов наложил на себя пост и двукратно причастился Святых Таин. Затем, когда настало время, он, ничего не сказав жене, предстал перед Лжедмитрием и в присутствии всех громогласно начал свою речь словами: «Велишь себя писать в титулах и грамотах цезарь непобедимый, а то слово по нашему христианскому закону Господу нашему Иисусу Христу грубо и противно: а ты вор и еретик подлинный, расстрига Гришка Отрепьев, а не царевич Димитрий». Мужественный дьяк объявил затем, что не желает присягать иезуитке, царице-язычнице, оскорбляющей своим присутствием московские святыни, и хотел продолжать свою речь дальше, но был тотчас же убит сторонниками самозванца и выброшен из окна.» [9] Данный сюжет подчёркивает патриотичность и глубокую ненависть русского народа к несправедливости иноземных завоевателей, их ничтожность перед лицом Бога, а значит и русских людей.

И противопоставляется ему ниже сцена хищнической охоты на медведя символически ассоциирующегося с великой Россией. Медведь всегда являлся хозяином русских лесов. И в сюжете мастера мы видим, как натравленные охотниками псы бросаются на медведя, словно желая разорвать его на части. Нечто похожее в это время происходило и с русским государством, предательски терзаемым иностранными интервентами.

Следующий сюжет назван мастером «З дарами Ермак у Иоанна Грозного». Сегодня мы иногда иначе воспринимаем некоторые исторические события. Но поскольку шкаф был задуман мастером на рубеже ХIХ-ХХ вв., то и воспринимать мы его должны глазами человека того времени, человека, горячо любящего своё отечество.

Предводитель казачьего войска Ермак Тимофеевич разбил войско сибирского хана Кучума, тем самым освободив народы Сибири от гнёта деспотичного тирана-завоевателя. Именно так воспринимался подвиг Ермака Тимофеевича в сознании русского народа на рубеже веков. Благодарные народы Сибири за своё освобождение через Ермака посылают царю Ивану Грозному свои богатые дары.

Данному сюжету ниже противопоставляется звериная сцена с названием «Лев и тигр за обедом», в которой лев символ царской власти, обедает с восточным азиатским тигром (что само по себе является невозможным в мире зверей), но здесь данная сцена символична, поскольку показывает мир, согласие и дружбу востока и запада, сибирских народов и России, но лев изображён выше тигра, поскольку Сибирь вошла в состав России, приняв её подданство.

Последние сюжеты автор назвал словами русской поговорки «Как аукнется», первый сюжет, «так и откликнется», второй сюжет.

В резной сцене «Как аукнется» мастер изобразил двух цепных псов (считавшихся на Руси низкими существами), пытающихся схватить орла, (символа монарха, верховенства), за хвост.

Ниже идёт сцена с называнием «Так и откликнется» по замыслу продолжающая предыдущий сюжет и показывающая орла, схватившего собаку за хвост, что символически можно трактовать, как победу добра над злом.

Этими сценами мастер хотел показать преступность и авантюризм желания некоторых государств, жадных до лёгкой наживы, свергнуть законного монарха в той или иной стране. Так как любая власть в монархической России считалась от Бога, то и её свержение в государстве Богу, а поэтому и народу было противно.

Григорий Евдкимович считал, что источником главных ценностей для человека должен являться Бог, как высшая сила в мире. Люди же должны соблюдать нормы данные Богом через пророков, записанные в священных книгах.

Он воспринимал мир через христианское мировоззрение – мировоззрение нравственности, жертвенной любви. Отсюда становятся понятны и мотивы патриотизма, божественной справедливости в его замысле при создании шкафа.

Ведь свой шкаф мастер выполнял в сложный период истории колониальных захватнических войн, период борьбы народов за независимость, накануне Русско-Японской войны 1904-1905 гг. (которую Россия проиграла).

А потому художник, как и весь русский народ в это время глубоко переживал за судьбу своего отечества, и не оставался равнодушным к судьбе других народов мира.

Горки мастера, наполненные глубоким смыслом, во многом помогают нам раскрывать внутренний мир самого Григория Евдокимовича.

Приложение:

Список литературы:

1. Библия, Книга Нового завета, Откровение Иоанна Богослова.

2. Библия, Третья книга Царств.

3. Киево-Печерский Патерик, Слово 5, Об Иоанне и Сергии чудо необычное в божественной Печерской церкви, свершившееся перед чудотворной иконой Богородицы.

4. Киево-Печерский Патерик, Жития святых, Житие 192, Житие преподобного Тита, пресвитера Печерского.

5. Киево-Печерский Патерик, Жития святых, Житие 1149, Житие преподобных Марка Пещерника и Феофила Плачливого.

6. Н. М. Карамзин, История государства Российского, Т. ХI, Глава IV.

 


[1] Библия, Книга Нового завета, Откровение Иоанна Богослова, 12:1-8, 13-17.

[2] Библия, Третья книга Царств, 3:16-28

[3] Киево-Печерский Патерик, Слово 5, Об Иоанне и Сергии чудо необычное в божественной Печерской церкви, свершившееся перед чудотворной иконой Богородицы.

[4] Киево-Печерский Патерик, Жития святых, Житие 192, Житие преподобного Тита, пресвитера Печерского.

 

[5] Киево-Печерский Патерик, Жития святых, Житие 1149, Житие преподобных Марка Пещерника и Феофила Плачливого.

[6] Библия, Книга Нового завета, Откровение Иоанна Богослова, 6:1-8

[7] Библия, Книга Нового завета, Откровение Иоанна Богослова, 20:1-3

[8] Библия, Книга Нового завета, Откровение Иоанна Богослова, 18:1-3

[9] Н. М. Карамзин., История государства Российского., Т. ХI., Глава IV.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: