РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Пояснительная записка




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

для 1-8 классов

на 2020 -2021 год

 

 

Разработана:

Кузьминой Наталией Николаевной

учителем музыки

высшей квалификационной категории

 

 

МОУ ООШ с.Поповка

 

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет: музыка

Класс

Учитель Кузьмина Н.Н.

2020-2021 учебный год

№ урока Тема Количество часов Причина корректировки Способ корректировки
по плану дано
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
           

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету музыка в 1-4, 5-8 классах разработана на основе примерной общеобразовательной программы основного общеобразовательного образования от 08.04. 2015г., авторской программы по музыке 1-8 классы. Рабочие программы. Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Москва, «Просвещение.2017»г. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка» 1-4 классы, 5-8 классы, Москва, «Просвещение», 2013г., что позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников; на основе СанПин 2.4.2821 – 10 от 29.12.2010 № 189, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования от 17.12.2010г., №1897.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
  • приобретение знаний и умений;

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Преподавание учебного предмета «Музыка» осуществляться учебниками предметной линией с «1 по 8» классы основного общего образования по УМК Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., М.Просвещение, 2017г. «Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Общая характеристика курса

Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

Место предмета «Музыка» в учебномплане

В Федеральном базисном учебном плане в 1 – 8 классах на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (1 кл. - 33недели, 2-8 – 34недели)

Планируемые предметные результаты

 

Предметные результаты

Коммуникативные умения

Учащиеся научатся:

· логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

· применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

· обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

· понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

· осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

· использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

· пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

· научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

· удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

· принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

· выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

· прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

· мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

· ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

· действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

· понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

· слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

· понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

· использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

· опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

· приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

· совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

· создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

· представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

· основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

· представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

· активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

· слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

· ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

· наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

· моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

· использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

· воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

· планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

· ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

· творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

· оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Музыка как вид искусства.

Выпускник научится:

· наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

· понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

· выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

· принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

· самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

· раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

· понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

· осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

Выпускник получит возможность научиться:

· заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

· воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Музыка в современном мире: традиции и инновации

Выпускник научится:

· ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

· определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

· применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.

Выпускник получит возможность научиться:

· высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

· структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

 

Содержание предмета «Музыка»

Виды музыкальной деятельности разнообразны: исполнительская деятельность (хоровое, ансамблевое, сольное пение); пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, инсценирование песен, сказок; импровизация вокальная и речевая

Суть контроля по предмету – диагностика успешности музыкального развития школьников. Контроль по музыке должен опираться на дифференциацию и индивидуализацию обучения музыке, учет психологических особенностей развития учащихся данной возрастной группы, особенностей социокультурного окружения ребенка.

Диагностику рекомендуется проводить не реже, чем один раз в полугодие, не реализуя при этом задачу выявления уровня развития музыкально – практических навыков и умений, связанных с такими видами музицирования, как хоровое пение, импровизация, игра на простейших музыкальных инструментах. Диагностика ориентируется на выявление успешности достижения учащимся предметных планируемых результатов и выявление динамики формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Учителю необходимо предусматривать также домашние задания по музыке, которые должны быть не репродуктивного, а творческого характера и ориентировать школьников на работу с различными источниками информации (создание рисунков;подбор литературного и зрительного рядов к музыкальным произведениям; составление эскизов костюмов персонажей опер, балетов, мюзиклов; оформление афиш программ концертов, коллажей; сочинение стихов, выпуск газет и журналов; драматизация, инсценирование, создание презентаций, попурри и т.д.).

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

· метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

· метод эмоциональной драматургии;

· метод интонационно-стилевого постижения музыки;

· метод художественного контекста;

· метод создания «композиций»;

· метод перспективы и ретроспективы;

· метод игры.

Начиная с 5 класса в учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект». Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни (например, «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве», «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе», «Музыка в храмовом синтезе искусств», «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы», «Авторская песня: любимые барды», «Что такое современность в музыке», «Классика в обработке: поиски и находки» и др.).

 

 

Тематическое планирование по музыке 1 класс

Тема Кол-во часов
  Музыка вокруг нас  
  Музыка и ты 16+1
     

 

Тематическое планирование по музыке 2 класс

Тема Кол-во часов
  «Россия — Родина моя».  
  День, полный событий  
  «О России петь- что стремиться в храм».  
  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»  
  «В музыкальном театре»  
  «В концертном зале.»  
  «Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье»  
     

 

Тематическое планирование по музыке 3 класс

Тема Кол-во часов
  Россия – Родина моя  
  День, полный событий  
  «О России петь – что стремиться в храм»  
  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»  
  В музыкальном театре  
  В концертном зале  
  «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»  
     

 

 

Тематическое планирование по музыке 4 класс

Тема Кол-во часов
  Россия – Родина моя  
  «О России петь - что стремиться в храм...»  
  День, полный событий  
  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»  
  В концертном зале  
  День, полный событий  
  В музыкальном театре 5+1
  «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»  
  «О России петь - что стремиться в храм... 6+1
     

 

 

Тематическое планирование по музыке 5 класс

Тема Кол-во часов
  Музыка и литература  
  Музыка и изобразительное искусство  
     

 

Тематическое планирование по музыке 6 класс

Тема Кол-во часов
  Мир образов вокальной и инструментальной музыки  
  Образы русской народной и духовной музыки  
  Образы духовной музыки Западной Европы  
  Авторская песня 17+1
     

 

Тематическое планирование по музыке 7 класс

Тема Кол-во часов
  «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»  
  «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»  
     

 

 

Тематическое планирование по музыке 8 класс

Тема Кол-во часов
  Классика и современность  
  Традиции и новаторство в музыке  
     

 

Календарно – тематическое планирование по музыке 1 класс

Наименование разделов и темы урока Дата
план по факту
  Музыка вокруг нас      
  Вводный инструктаж по ОТ. «И муза вечная со мной»      
  Хоровод муз      
  Повсюду музыка слышна      
  Душа музыки – мелодия.      
  Музыка осени.      
  Музыка осени – урок экскурсия в природу      
  «Азбука, азбука каждому нужна…»      
  Музыкальная азбука.      
  Обобщающий урок по теме «Знакомство с музыкой»      
  Музыкальные инструменты.      
  «Садко». Из русского былинного сказа.      
  Музыкальные инструменты.      
  Звучащие картины.      
  Разыграй песню.      
  Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.      
  Обобщающий урок по теме «Добрый праздник среди зимы.»      
  Музыка и ты      
  Повторный инструктаж по ТБ. Край, в котором ты живешь. 1    
  Художник, поэт, композитор.      
  Музыка утра      
  Музыка вечера.      
  Музы не молчали.      
  Музыкальные портреты.      
  Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.      
  Мамин праздник.      
  Обобщающий урок по теме «Музыка и ты»      
  Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.      
  Музыкальные инструменты.      
  «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.      
  Музыка в цирке.      
  Дом, который звучит.      
  Опера-сказка.      
  «Ничего на свете лучше нету».      
  Заключительный урок-концерт      
         

 

Календарно – тематическое планирование по музыке 2 класс

Наименование разделов и темы урока Дата
план по факту
  «Россия — Родина моя».      
  Повторный инструктаж по Т.Б. Музыкальные образы родно­го края      
  Гимн России      
  День, полный событий      
  Мир ребенка в музыкальных образах      
  Музыкальный инструмент -фортепиано      
  Природа и му­зыка      
  Танцы, танцы, танцы...      
  Эти разные марши.      
  Расскажи сказку.      
  Колыбельная.      
  «О России петь- что стремиться в храм».      
  Великий колокольный звон.      
  Святые земли Русской. Александр Невский. «Вставайте, люди русские»Кантата С.Прокофьев.      
  Сергий Радонежский.      
  Молитва.      
  Рождество Хри­стово      
  «Рождественская песенка» П.Синявский «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»-нар. Песнопения. Колядки.          
  «О России петь -что стремиться в храм...»      
  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»      
  Русские народные инструменты.      
  Фольклор - на­родная мудрость      
  Музыка в на­родном стиле      
  Обряды и празд­ники русского народа      
  «В музыкальном театре»      
  Детский музы­кальный театр. Опера      
  Балет      
  Театр оперы и балета.        
  Волшебная па­лочка      
  Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки      
  В музыкальном зале      
  «В концертном зале.»      
  Симфоническая сказка      
  Сюита М. П. Му­соргского «Кар­тинки с вы­ставки»      
  Звучит неста­реющий Мо­царт!      
  «Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье»      
  Волшебный цветик семи­цветик. «И все это - И. С. Бах»      
  Все в движении. «Тройка» Г.Свиридов. «Попутная песня» М.Глинка. «Большой хоровод» Б.Савельев.          
  Музыка учит людей понимать друг друга      
  Два лада      
         

 

 

Календарно – тематическое планирование по музыке 3 класс

Наименование разделов и темы урока Дата
план по факту
  Россия – Родина моя      
  Повторный инструктаж по Т.Б.. Мелодия – душа музыки      
  Природа и музыка.      
  Виват, Россия! (кант) Наша слава – русская держава      
  Кантата С. С. Прокофь­ева «Александр Невский»      
  Опера «Иван Сусанин».      
  День, полный событий      
  Образы природы в музыке. Утро      
  Портрет в музыке.      
  «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер      
  Обобщающий урок по теме «Россия – Родина моя»      
  «О России петь – что стремиться в храм»      
  Образ матери в музыке, по­эзии, изобрази­тельном искус­стве      
  Древнейшая песнь материнства.      
  Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!      
  Образ праздни­ка в искусстве: Вербное воскре­сенье      
  Святые земли Русской      
  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»      
  Повторный


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: