На семинаре - обсуждение вопросов по теме «Конституционное право РФ», проверка заданий №1-9, 35 (устно), письменное решение заданий №10-34.





Тема 2. Конституционное право Российской Федерации.

1. Конституция РФ – основной закон государства.

2. Правовое положение личности в России.

3. Федеративное устройство Российской Федерации.

4. Избирательное право Российской Федерации.

5. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

 

Контрольные вопросы (устно).

1. Кто является носителем суверенитета и источником власти в РФ?

2. Кем осуществляется государственная власть в РФ?

3. Какой нормативно – правовой акт имеет высшую юридическую силу?

4. Какова структура Конституции РФ?

5. Каков порядок внесения конституционных поправок?

6. Какие существуют конституционные права и обязанности человека и гражданина в РФ?

7. Каково федеративное устройство РФ?

8. Что находится в ведении РФ? Что относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ?

9. Каков порядок избрания Президента РФ? Какими полномочиями обладает Президент РФ?

10. Каковы структура, порядок формирования, полномочия Федерального Собрания РФ?

11. Каков порядок формирования Правительства РФ?

12. Какова система судов в РФ?

13. Какие полномочия имеют органы местного самоуправления?

Методические указания по выполнению практических работ (решению задач и тестов)

Одним из основных видов работ на практических занятиях является решение задач и тестов. При решении задач и тестов необходимо использовать нормативно-правовые акты. Для того чтобы успешно решить задачу можно воспользоваться предложенным ниже алгоритмом.

1. Внимательно прочитайте условия задачи.

2. Выделите из ее условия те существенные данные, которые, по вашему мнению, являются ключевыми для применения той или иной нормы.

3. Определите, какой нормативный акт (или несколько) нужно применить в данном случае.

4. Найдите в нормативно-правовом акте конкретные статьи, регулирующие данные правоотношения.

5. Обратите внимание, есть ли исключения из этой статьи и не подпадают ли под них некоторые из условий вашей задачи.

6. При устном ответе, четко сформулируйте, как нужно разрешить данную задачу или тест и сошлитесь на конкретные статьи (или статью). Можно также дать пояснения, почему вы решили, что именно данные статьи регулируют разрешение данной задачи или теста.

7. При подготовке письменного ответа необходимо дать логичный аргументированный ответ, основываясь на действующем законодательстве.

В рамках самостоятельной работы студентам рекомендуется работать со справочно-правовыми системами («КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/ или «Гарант» http://www.garant.ru/), официальным Интернет-порталом правовой информации http://www.pravo.gov.ru/ .

Нормативные акты и литература.

1. Конституция РФ.

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»

3. Федеральный конституционный закон от 30.05.01 «О чрезвычайном положении».

4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»

5. Федеральный закон от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

6. Федеральный закон от 25.07.02 «О противодействии экстремистской деятельности».

7. Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

8. Федеральный закон от 11.07.2001 г. «О политических партиях»

9. Федеральный закон от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе»

10. Федеральный закон от 25.07.02 «Об альтернативной гражданской службе».

11. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

12. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

13. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

14. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

15. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22.11.91.

16. Указ Президента РФ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» от 16.05.1996

17. Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ/Под ред. проф. О.И. Тиунова. М., 2005.

18. Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь. – М.: Норма, 2006.

19. Правоведение: Учебник для неюридических вузов/Под ред. О.Е.Кутафина. – М., 2012.

Задачи и тесты.

1. Предложение о пересмотре Конституции РФ и о поправках к ней вносят:

А - политические партии; Б - депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерации, В - Президент РФ; Г - законодательные (представительные) органы субъектов Федерации; Д - президенты республик в составе РФ; Е - Правительство РФ; Ж - Государственная Дума и Совет Федерации; 3 - большие инициативные группы граждан путем сбора необходимого количества подписей; И - пятая и более часть членов Государственной Думы или Совета Федерации.

 

2. Неизлечимо больной пациент, испытывавший мучительные страдания, обратился к врачу с письменным заявлением, заверенным нотариусом, с просьбой об эвтаназии. Были проведены два консилиума врачей, подтвердившие справедливость просьбы больного, констатировавшие, что жить ему осталось несколько дней. Опрошены все ближайшие родственники, которые не возражают против применения медицинских мер по безболезненного уходу из жизни. К эвтаназии все было готово, но дежурный врач запретил ее. Прав ли дежурный врач?

3. Гражданин РФ Петров, подлежащий призыву на военную службу, отказывается от службы в армии по религиозным убеждениям; Сидоров – потому, что у него другие взгляды на роль вооруженных сил; Иванов представил заключение Ученого Совета консерватории, где сказано, что он исключительно одаренный музыкант, и служба в армии, где нет возможности упражняться в игре на органе, погубит его талант; Лиходеев представил документ, что он – лицо без гражданства. Кто обязан нести военную службу?

4. В период пребывания в США обоих родителей – граждан РФ П. у них родился ребёнок. Родители получили американские документы, удостоверяющие принадлежность ребёнка к гражданству США. Чьё гражданство получает этот ребенок по законодательству России?

5. Гражданин РФ Ганс Шмидт приобрел гражданство Германии. Он утрачивает гражданство РФ?

6. Гражданин Либерман переселился в Израиль, не подав заявления о выходе из российского гражданства, а Петров, работавший в Великобритании и постоянно проживающий в этой стране восемь лет, удовлетворяющий иным условиям для получения британского подданства, подал заявление о приеме в британское подданство, не выходя из российского гражданства. Кто приобретает из них двойное гражданство? Почему?

7. Хватов с женой возвращались из поездки на дачу. Стремясь быстрее попасть домой, он проехал перекресток на красный сигнал светофора, при этом по неосторожности сбив пешехода. Здоровью последнего был причинен тяжкий вред. В числе свидетелей преступления была и жена Хватова, которая отказалась давать показания. Можно ли привлечь ее к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний?

8. По просьбе родственников осужденных Уполномоченный по правам человека РФ хотел ознакомиться с условиями содержания осужденных в колонии строгого режима №41 вблизи Уссурийска. Однако администрация колонии отказала в доступе в помещения, где содержатся осужденные, ссылаясь на отсутствие необходимой в соответствии с положениями УПК РФ письменной жалобы с изложением конкретных фактов нарушения закона, поскольку именно такие факты могут быть основанием для проверки. Ссылка на ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека РФ», по мнению администрации, не состоятельна, так как норма УПК РФ является более специальной и устанавливает порядок реализации Уполномоченным принадлежащих ему прав.

В чем состоят основные функции Уполномоченного по правам человека РФ? Каковы права Уполномоченного по правам человека РФ?

 

9. Федеральные органы государственной власти заключили с органами государственной власти Приморского края договор о разграничении предметов ведения и полномочий. Предметом договора была передача субъекту РФ права решения вопросов внешней политики и международных отношений с Японией до 2010 года.

Вправе ли федеральные органы государственной власти передавать региональным органам предметы ведения, установленные в статье 71 Конституции РФ? Допустимо ли в договорах о разграничении перераспределять предметы совместного ведения, предусмотренные в статье 72 Конституции РФ?

 

10. Конституционные нормы о выборах предусматривают:

одинаковый (А), неодинаковый (Б) порядок выборов:

1) Президента РФ и Государственной Думы;

2) членов Центральной избирательной комиссии и Уполномоченного по правам человека РФ.

11. Парламент принял федеральный конституционный закон. Президент РФ:

А – может использовать право вето (отклонить закон) в течение 14 дней; Б – не может использовать право вето; В – обязан подписать закон в течение семи дней.

12. Закончите фразу, исходя из смысла Конституции РФ:

«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы _____________________________ и органы_________________________________».

13. Дайте точное название международного документа по правам человека, которому в 2010 году исполнилось 60 лет с момента подписания.

_____________________________________________________________________________________________. В каком году Россия присоединилась к названному выше международному документу: а) в 1959 г.; б) в 1966 г.; в) в 1998 г.

14. По Конституции РФ высшей ценностью России является:

а) демократия; б) международное право; в) уважение к закону;

г) основы конституционного строя; д) человек, его права и свободы.

 

15. Президент РФ распустил Федеральное Собрание по одному из оснований, указанных в Конституции РФ. Президент РФ поступил верно (А); он поступил верно в отношении Государственной Думы (Б); верно в отношении Совета Федерации (В).

 

16. Федеральное Собрание решило собраться на совместные заседания палат для: А – заслушивания послания Президента РФ; Б – заслушивания послания Конституционного Суда РФ; В – выступления премьер – министра Индии, находящегося в России с официальным визитом; Г – обсуждения государственного бюджета на следующий год; Д – обсуждения мер Правительства РФ по выводу страны из кризиса.

Какие решения правильны?

 

17. Высшим непосредственным выражением власти народа являются:

а) законы и подзаконные акты;

б) свободные выборы и законы;

в) свободные выборы и референдум.

 

18. Верны ли следующие суждения о субъектах федерации?

А. Субъект РФ по Конституции РФ имеет право на самоопределение вплоть до отделения.

Б. Все федеральные нормативные акты подлежат ратификации в каждом субъекте РФ.

1) верно только А.

2) верно только Б.

3) верны оба суждения.

4) оба суждения неверны.

 

19. Выберите в приведенном списке требования, являющиеся обязательными для избирательной системы в демократическом обществе.

1) наличие возрастного ценза;

2) наличие образовательного ценза;

3) тайная подача голосов;

4) информированность граждан о программах кандидатов;

5) допущение привилегий при распределении голосов.

 

20. Укажите, кто из ниже перечисленных граждан не может принимать участие в выборах:

1) священнослужители;

2) военнослужащие;

3) заключенные, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

4) лица, не достигшие 18 лет;

5) душевнобольные.

 

21. Прохождение в представительные органы власти только тех кандидатов, которые получили в своих округах большинство голосов избирателей, характерно для:

1) мажоритарной избирательной системы;

2) пропорциональной избирательной системы;

3) прямого делегирования депутатов;

4) смешанной избирательной системы.

 

22. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены на основании:

1) всенародного референдума;

2) взаимного согласия субъектов России;

3) закона, принятого Федеральным Собранием РФ;

4) постановления Конституционного Суда РФ.

 

23. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право

1) на выход из состава РФ;

2) на сохранение родного языка;

3) быть субъектом международных отношений;

4) на всю полноту государственной власти.

 

24. Выберите в приведенном списке требования, являющиеся обязательными для избирательной системы в демократическом обществе.

1) имущественный ценз;

2) безальтернативность выборов;

3) ценз гражданства;

4) открытое голосование с информацией о кандидате;

5) равенство голосов граждан.

 

25. Принципы избирательного права РФ:

1) всеобщее;

2) прямое;

3) тайное голосование;

4) массовое участие избирателей;

5) свободные и добровольные выборы;

6) косвенное голосование.

 

26. Формирование представительных органов власти наполовину из кандидатов, включенных в избирательные списки своих партий и движений, наполовину – из получивших большинство голосов в одномандатных округах характерно для:

1) мажоритарной избирательной системы;

2) пропорциональной избирательной системы;

3) прямого делегирования депутатов;

4) смешанной избирательной системы.

 

27. Граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия:

А - в качестве присяжных заседателей,

Б - в качестве народных заседателей,

В - в качестве арбитражных заседателей,

Г - в качестве общественных обвинителей и общественных защитников.

 

28. По Конституции Российской Федерации по общему правилу разбирательство дел во всех судах

А - непрерывное

Б - коллегиальное

В - открытое

Г – заочное

29. Судебную власть в РФ осуществляют:

А- Конституционный Суд РФ

Б- арбитражные суды

В- третейские суды

Г- суды общей юрисдикции

Д- суды офицерской чести

Е- товарищеские суды

30. Судьями могут быть граждане, имеющие стаж работы по юридической профессии

А - три года

Б - десять лет

В - пять лет

Г - шесть лет

 

31. Назначение на должность судей Верховного Суда Российской Федерации находится в компетенции

А - Правительства Российской Федерации

Б - Государственной Думы

В - Совета Федерации

Г - Президента Российской Федерации

 

32. Федеральным судом является

А - третейский суд

Б - товарищеский суд

В - арбитражный суд Калининградской области

Г - Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

 

33. К судам субъектов Российской Федерации относятся

А - арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Б - мировые судьи

В - краевые и областные суды

Г - районные суды

 

34.Найдите в Конституции РФ все положения, относящиеся к организации и деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, судов в РФ. Сделайте ссылки на соответствующие статьи.

 

35. В суд поступила жалоба от гражданина Кириллова, содержащегося в местах лишения свободы по обвинению в совершении преступления. Предметом жалобы заявителя явились условия его содержания под стражей. В жалобе заявитель утверждает, что он содержался в камере площадью 17 квадратных метров, в которой находилось восемь коек. Однако, почти всегда в камере находилось по 24 заключенных, и только иногда их число снижалось до 18 заключенных. В результате – заключенные спали по очереди. Остальным приходилось сидеть или лежать на полу или картоне, ожидая своей очереди. Было невозможно нормально выспаться, так как телевизор работал круглосуточно, было очень шумно в камере. Свет в камере никогда не выключался. Туалет в углу камеры не являлся частной зоной. Перегородка отделяла его от умывальника, но не от обеденного стола и жилой зоны камеры. Унитаз был поставлен на высоту полметра от пола, в то время как перегородка была высотой 1,1 метра. Поэтому, если лицо пользовалось туалетом, его могли видеть как сокамерники, так и тюремная охрана в глазок двери. Камера, в которой не было вентиляции, была удушающе жаркой летом и очень холодной зимой. Заявитель жалуется, что не удавалось получить нормальное постельное бельё, посуду. Ему дали только стеганый матрац и фланелевое одеяло, а посуду ему приходилось одалживать у сокамерников, которым ее приносили родственники. Камера кишела тараканами и пауками. Заявитель указывал, что он мог выходить из камеры на один час в течение дня, и что обычно предоставлялась возможность принять горячий душ только два раза в месяц.

Имело ли место в данной ситуации нарушение конституционных прав и свобод гражданина Кириллова? Если имело, то каких? Можно ли указанные в жалобе условия содержания в местах лишения свободы рассматривать как пытку, насилие или обращение, унижающее человеческое достоинство? Как этот вопрос урегулирован в российском законодательстве?

 

 





Читайте также:
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.047 с.