Проекты налоговой реформы




 

Выводы концепций безработицы, инфляции и экономической динамики образуют теоретический фундамент, на котором строится неконсервативный проект реформы государственного регулирования экономики, выдвинутый в качестве альтернативы кейнсианской доктрине и кейнсианской политике.

Сторонники теории предложения, равно как и монетаристы, требуют от государства действий, направленных на мобилизацию рыночного потенциала экономики, поддержание системы свободного предпринимательства. Однако представители обоих течений неоконсерватизма по-разному понимают формы такой поддержки. В частности, создатели теории предложения отвергают свойственную монетаристам абсолютизацию долгосрочного денежного регулирования. Сама по себе денежная политика, подчеркивает М.Фелдстайн, даже если она строится в полном соответствии с регламентом М.Фридмена, отнюдь не гарантирует свободного действия рыночного механизма, которое нарушается несовершенной налоговой системой. Такое регулирование, конечно, необходимо, но оно принесет желаемые результаты только в соединении с новой налоговой политикой. Суммируя принципиальные заключения теории предложения, американский экономист Т.Рот указывает, что «двигателем неинфляционного экономического роста являются соответствующие теории предложения налоговые стимулы, подкрепленные снижением темпа роста денежной массы».

И монетаристы, и сторонники теории предложения едины в требованиях значительно уменьшить размеры государственного бюджета (и его долю в национальном доходе) главным образом за счет экономии на затратах. В концепциях неоконсерватизма расходы государства играют в целом пассивную роль, не несут никакой регулирующей нагрузки. В их сокращении видят лишь самый простой и верный путь к тому, чтобы отнять у государства финансовые ресурсы, позволяющие ему необоснованно вмешиваться в экономические процессы. Если монетаристы примерно так же подходят к налогам, то сторонники теории предложения, напротив, расценивают налоговую политику важнейший инструмент государственного регулирования.

Основным направлением радикальной реформы системы налогообложения считается значительное уменьшение предельных налоговых ставок, что, по замыслу экономистов-консерваторов, должное более полно раскрыть возможности рыночной системы. Такая точка зрения полностью расходится с кейнсианской политикой, одной из форм которой есть управления совокупным спросом с помощью манипулирования налоговыми ставками.

В налоговом разделе теории предложения предполагается, что снижение налоговых ставок должно быть дифференцированным, пропорциональным его предельной эффективности. Например, большей мерой надо сократить те виды налогов, которые дадут максимальную предельную отдачу с точки зрения роста накопления капитала и занятости. В первую очередь это касается налогов на доходы от капиталовложений. Тогда появляется возможность переместить в производственную сферу те денежные ресурсы, которые раньше вкладывались в недвижимость, тратились на другие, не связанные с производством цели. Существенная роль отводится также реформе налогообложения лиц с высокими доходами. Основной аргумент — это даст сильный эффект, потому что богатых отличает большая склонность к сбережениям в сравнении с бедными.

В снижении налоговых ставок неоконсерваторы видят магистральный путь к решению многих проблем современной экономики.

С налоговыми стимулами связывается повышение прибыльности капиталовложений, приближение ее к уровню, свойственному свободному рынку, результатом чего станет увеличение нормы и массы накоплений. «Налоговая политика, поощряющая сбережения корпораций, приведет к росту совокупных инвестиций». Это поможет образованию новых рабочих мест, причем, что особенно важно, увеличение занятости будет происходить неинфляционным путем. Снижению безработицы должно способствовать изменение предпочтений рабочих в пользу занятости (ведь реальные доходы после налогообложения возрастут) и, соответственно, увеличение предложения труда.

Налоговая реформа принесет увеличение честных и кредитных ресурсов, расширяя финансовую основу экономического роста, устранит вредный для экономики перекос доходов в сторону текущего потребления. Этот эффект, правда, считается возможным лишь при условии, что изменения в налоговой структуре будет сопровождаться ограничительной денежной политикой, отвечающей рекомендациям монетаристских теоретиков. Только тогда можно рассчитывать на ослабление инфляционных ожиданий, а в перспективе- на появление дефляционных мотивов в психологии потребителей, побуждающих в большей степени к сбережению возникающего прироста доходов, чем к его потреблению.

Объем личных сбережений увеличится настолько, надеются создатели теории предложения, что его хватит как для частных инвестиций, так и для финансирования временного бюджетного дефицита, который не исключен во время перехода на консервативную экономическую политику. Личные сбережения рассматриваются, как видно, в качестве своеобразного запасного резервуара денежных средств, позволяющего размещать дополнительные долговые обязательства государства, не прибегая к эмиссии.

Эффект Лаффера

 

Долгосрочным последствием снижения налоговых ставок будет не рост бюджетного дефицита, а, наоборот, его сокращение, что поможет стабилизации инфляционного процесса. Этот вывод известный в мировой экономической науке как эффект Лаффера. Его графическая интерпретация приведена на рис. 1 (X — уровень налоговых ставок в процентах, Ха — их оптимальный размер, Y — среднегодовой объем государственных доходов в результате налогообложения, Ya — его максимальная величина). Предположим, что реально существующие налоговые ставки уровне Хь, а налоговые поступления в государственный бюджет — Yb (точка В кривой Лаффера).

Согласно концепции американского экономиста А. Лаффера, уменьшение налоговых ставок вызовет лишь кратковременное сокращение объема государственных доходов. В длительной перспективе эта мера обеспечит рост сбережений, инвестиций, производства, занятости, а следовательно, совокупных доходов, которые подлежат налогообложению. Этот процесс (движение от В к А) возможный при прогрессивной системе налогообложения и осуществлении такой реформы, которая предусматривает снижение ставок главным образом на высокие доходы и прибыли корпораций. В конечном итоге возрастут государственные доходы, уменьшится дефицит, ослабится эффект вытеснения, состоится торможения инфляции и ускорение экономического роста. Критерием оптимальности налоговой политики полагает максимум государственных доходов в результате налогообложения.

Эффект Лаффера занимает в теории предложения исключительно важное место. Именно через него проходит в сущности единственная линия связи между концепцией налогового регулирования, находящейся в центре этой теории, и принципом равновесия государственного бюджета, который, вспомним, лежит в основе концепций инфляции и экономического роста. «Идея о том, что снижение налоговых ставок ведет к росту государственных доходов, - подчеркивает американский экономист С.Руссо, - играет решающую роль в теории предложения».

Теория предложения, как видим, представила немало оригинальных разработок проблем налогообложения. Этого, однако, нельзя сказать о денежной политике, в оценке которой представители теории предложения в целом солидаризируются с идеями монетаризма.

Если отвлечься от специфических особенностей обоих течений неоконсерватизма, то можно выявить единство позиции в отношении системы государственного регулирования экономики. Сторонники обоих течений сходятся в том, что эта система должна иметь долгосрочный характер и ориентироваться не на антициклическое управление совокупным спросом, а на стимулирование предложения товаров, капитала, и факторов производства. Так для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения сбережений и кредитных ресурсов посредством налоговой реформы. Важнейшим методом сдерживания инфляции считает монетаристская денежная политика, нацеленная на стабильность темпа роста предложения денег. Решение проблемы безработицы связывается с различными мерами государства по восстановлению свободы действий рыночного механизма, который должен оказать положительное воздействие на предложение труда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: