ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ




Вариант

1. Дайте понятия спроса и предложения. Что такое равновесная цена, и какие существуют неценовые факторы изменения спроса и предложения? Что означает обратная зависимость между ценой единицы товара и количеством покупок? Какие факторы способны вызвать изменения спроса? Предложения? Раскройте понятие коэффициентов эластичности спроса и предложения.

2. Какова государственная политика в области перераспределения доходов, и с какой дилеммой при этом оно сталкивается? Какие задачи по борьбе с бедностью решает Правительство в современной России?

3. Какой подход (позитивный или нормативный) носит высказывание Д.А. Медведева: «Экономика России развивается по инновационному пути развития». Аргументируйте свой ответ.

 

1.Дайте понятия спроса и предложения. Что такое равновесная цена, и какие существуют неценовые факторы изменения спроса и предложения? Что означает обратная зависимость между ценой единицы товара и количеством покупок? Какие факторы способны вызвать изменения спроса? Предложения? Раскройте понятие коэффициентов эластичности спроса и предложения.

 

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Равновесная цена– цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара (услуг), которое готовы купить покупатели.

В экономике могут происходить процессы, влияющие на изменение спроса без изменения цены товара. Потребители могут проявить готовность купить больше или меньше данного товара по старым ценам. В этих случаях говорят об изменении не объема, а самого спроса. Такие изменения происходят под воздействием неценовых факторов.

К основным неценовым детерминантам рыночного спроса относят следующие:

1. Предпочтения (вкусы) потребителей. Благоприятные перемены в предпочтениях покупателей увеличивают спрос на данный товар, при этом кривая спроса смещается вправо и наоборот. Вкусы потребителей могут изменяться под действием рекламы, изменений моды, возраста, климата, научно-технического прогресса и т.д.

2. Количество покупателей на рынке. Увеличение числа потребителей определенного товара повышает спрос на него, и наоборот, сокращение числа покупателей снижает спрос. При этом кривая спроса смещается соответственно вправо или влево. На изменение количества покупателей на рынке могут оказывать влияние следующие причины: темп рождаемости, расширение границ международных рынков, изменения продолжительности жизни и др.

3. Потребительский бюджет или доходы покупателей. Если в отношении основной массы товаров рост доходов приводит к повышению спроса, то в случае с некоторыми продуктами наблюдается противоположный процесс. Товары, спрос на которые находится в прямой зависимости от изменения денежных доходов, называют товарами высшей категории, а те товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории.

4. Потребительские ожидания относительно изменения цен в будущем. Инфляционные ожидания населения приводят к увеличению спроса, а уверенность людей в падении цен ведет к его сокращению.

5. Цены на сопряженные товары. Между ценой на один из взаимозаменяемых товаров и спросом на другой существует прямая зависимость. Для взаимозаменяемых товаров наблюдается обратная зависимость.

Зависимость между ценой и спросом описывается законом спроса, согласно которому между ценой и спросом существует обратная зависимость: с увеличением цены спрос падает, и наоборот.

Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется тремя причинами:

• эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода, необходимо различать два понятия: номинальный доход – доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход – то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар;

• эффектом замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться; спрос на этот товар упадет. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой;

• действием закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие (неценовые) факторы, приводящие к изменению спроса при данных ценах.

1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. В этом случае между модой и спросом будет обратная зависимость.

2. Уровень дохода. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории («нормальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.

3. Цены других товаров. Существуют зависимые и не зависимые друг от друга товары. Зависимые – это товары, изменение цены которых влияет на спрос на другие товары. Товары независимы, если изменение цены одного не влияет на спрос на другой товар. Вряд ли изменение цен на автомобиль повлияет на спрос на электролампочки и т.п.

Зависимые товары (услуги) могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми.

Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.

Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой – обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.

4. Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.

5. Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров и их доходов. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажиотажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают увеличения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы.

Факторы изменения спроса.

Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений (вызванное, например, проведением активной рекламной кампании для данного продукта, изменением моды на данный продукт или исследованием спроса на данный продукт в ином географическом регионе) будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса.

Увеличение или уменьшение числа покупателей, имеющих доступ на данный рынок, обусловливает соответственно повышение и снижение спроса.

 

Как уже отмечалось, на рынке обычно существуют товары, близкие к интересующему товару по характеру удовлетворяемой с их помощью потребности покупателя, т.е. интересующий товар, входит в группу взаимозаменяемых товаров. В зависимости от изменений соотношения цен на взаимозаменяемые товары, появления на рынке нового близкого товара с лучшими потребительскими характеристиками спрос на конкретный товар из группы может изменяться: внутри группы спрос на одни товары растет за счет уменьшения спроса на другие товары.

Извлечение пользы из многих товаров требует наличия у потребителя некоторого другого товара, т.е. два или несколько товаров могут являться взаимодополняющими (например, кофе в зернах и кофемолка). Повышение или уменьшение спроса на взаимодополняющий товар (например, в результате изменения его цены) приводит к соответственно повышению или уменьшению спроса и на данный товар.

Изменение общего дохода (бюджета) потребителей также существенно влияет на спрос, причем в данном случае существенным оказывается вид исследуемого товара. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода потребителей, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Однако существуют товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть спрос возрастает при снижении доходов, – они называются товарами низшей категории и включают в себя, например, хлеб, одежду секонд-хенд, восстановленные автопокрышки.

Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары (например, в связи с изменениями налоговой системы), относительно наличия существующих и иных товаров в будущем (например, при появлении информации об уходе с рынка крупного поставщика привычного товара или о скором начале выпуска товара, лучше удовлетворяющего соответствующие потребности) также способны изменить спрос в соответствующую сторону. Изменяющие спрос ожидания могут относиться и к собственному доходу потребителя в будущем.

Факторы изменения предложения.

При общем снижении/повышении себестоимости производства в результате внешнего понижения/повышения цен на используемые в производстве ресурсы, или при улучшении/ухудшении технологии производства, или при снижении/повышении уровня налогов уровень оптимального объема продаж для той же продажной цены соответственно вырастет («смещение» кривой предложения вправо) или снизится («смещение» кривой предложения влево).

Ясно, что каждый новый продавец на рынке интересующих товаров дополняет общее предложение своим количеством товара, то есть чем больше/меньше продавцов – тем больше/меньше общее предложение для каждой цены.

При понижении или повышении цен на другие товары, которые данный поставщик имеет возможность поставлять на рынок, для него может оказаться выгодным соответственно увеличить поставки других товаров вместо исследуемого товара («сдвиг» кривой предложения исследуемого товара влево) – или наоборот сократить поставки других товаров, увеличив предложение исследуемого («сдвиг» кривой предложения исследуемого товара вправо).

Поставщик может сократить объем продаж в текущем периоде в надежде получить большую прибыль (или меньший убыток) в следующем периоде в связи с ожиданиями определенных изменений внешних условий (т.е. может «придерживать» товары в расчете на рост цен в ближайшем будущем или резко увеличить объем продаж для заблаговременного освобождения мощностей к началу периода, когда продажа данного товара будет явно и сильно убыточной, например, в результате тех же изменений налоговой системы).

Чувствительность рынка к изменению цен, дохода или каких-либо других показателей рыночной конъюнктуры отражается в показателе эластичности, которая может быть охарактеризована специальным коэффициентом.

Наиболее общее определение эластичности — отношение относительного приращения функции к относительному приросту независимой переменной.

Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на1%.

Эластичность спроса или предложения вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению какой-либо детерминанты.

Детерминанты — это факторы оказывающие воздействие на спрос или предложение.

Различные товары различаются между собой по степени изменения спроса под воздействием того, или иного фактора. Степень реации спроса на эти товары поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса.

Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменению основных факторов (ценой товара, ценой товара аналога, дохода потребителя).

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

В наиболее общем виде функция спроса (или предложения) на товар зависит от огромного количества ценовых и неценовых детерминант.

 

Эластичность спроса (или предложения) по отношению к любой из детерминант характеризует чувствительность величины спроса (или предложения) к процентному изменению этой детерминанты, при том что другие детерминанты полагаются постоянными.

 

 

2.Какова государственная политика в области перераспределения доходов, и с какой дилеммой при этом оно сталкивается? Какие задачи по борьбе с бедностью решает Правительство в современной России?

 

Порождаемое рыночной системой распределение доходов несправедливо в том смысле, что не гарантирует каждому человеку доход, обеспечивающий ему достойную жизнь независимо от итогов экономической деятельности, а потому оно неприемлемо. Возникает необходимость вмешательства государства в перераспределение доходов. Принимая на себя ответ-ственность за соблюдение права человека на достойную жизнь, оно организует соответствующее перераспределение доходов.

Государственная политика перераспределения доходов направлена на решение двух главных задач: оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценения доходов и сбережений населения.

Данная политика заключается в перераспределении доходов через госбюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям населения с низкими доходами.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоёв населения, создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов измеряется объёмом расходов на социальные цели за счёт бюджетов различных уровней, а также ставкой налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов ограничены бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к росту бюджетного дефицита и инфляции. Чрезмерные социальные расходы госбюджета требуют повышения ставок налогов, способных подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у высокодоходных слоёв населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путём изменения цен и введением минимальной ставки заработной платы.

Государство вмешивается и в первичное распределение денежных доходов, устанавливая верхний предел увеличения заработной платы.

Политика доходов используется государством для сдерживания заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции.

В связи с программой перераспределения доходов экономисты рассматривают так называемую дилемму эффективности и справедливости. Суть ее состоит по сути в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения налогов и их перераспределения. Так, в случае если в виде налога часть дохода Иванова перейдет в виде пособия Петрову, то это снизит стимулы к труду у обоих.

Следовательно, сам способ распределения общественного богатства влияет на размер создаваемого совокупного продукта. Вместе с тем, существуют потери в ходе процесса перераспределения доходов.

Еще одна проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, состоит в парадоксальном явлении, подмеченном многими экономистами, количество людей, относимых к категории бедных, может возрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. Дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Государство в силах изменить правила игры, вводя новую систему налогообложения. Но кто может с уверенностью сказать, что в результате этих изменений действительно перераспределяемый национальный доход потечет от богатых к наиболее бедным?

К примеру, в случае если государство повышает предельную ставку налога, люди начинают вести себя так, чтобы законно или незаконно уклониться от уплаты налогов. И в результате государство может и вовсе не собрать нужных сумм для социальных программ. Сплошь и рядом мы видим, что целью трансферта является сам трансферт! Это происходит потому, что люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки.

 

3.Какой подход (позитивный или нормативный) носит высказывание Д.А. Медведева: «Экономика России развивается по инновационному пути развития». Аргументируйте свой ответ.

Высказывание Д.А. Медведева носит позитивный подход, ведь успех на этом направлении для нас имеет ключевое значение. По сути, это решающее условие для долгосрочного роста нашей экономики, но с ростом экономики связан и ощутимый рост качества жизни всех наших людей.

Известно, что сектор научных разработок и их эффективная коммерциализация - это основа конкурентоспособного промышленного производства. И в развитых странах развитая же инновационная система включает в себя не только инновационные проекты и реализующий их впоследствии инновационный бизнес, но и исследовательский сектор, сферу образования - всё это находится в одном большом кластере.

Базовыми элементами этой системы являются создаваемые сегодня наукограды, особые экономические зоны, технопарки, центры трансфера технологий, так называемые бизнес-инкубаторы и иные подобные структуры, которые появляются сейчас в довольно большом количестве. А высокая скорость и непрерывность инновационного цикла должна обеспечиваться финансовыми институтами, в том числе венчурными инновационными и инвестиционными фондами.

Инновационная система - это такой приводной механизм научно-промышленного развития, который применяется в большинстве современных государств. Её главная задача - обеспечить эффективное прохождение всего инновационного цикла. Именно на это работает целая совокупность правовых, экономических, организационных и финансовых инструментов. И именно к этой модели мы сегодня и стремимся.

 

 

Список литературы:

1. Экономика: учебник / В.И. Столяров. - М.: Академия ИЦ, 2008.

2. Макконел К.Р., Брюс С.Л. Экономика: принципы, проблемы, политика. Т. 1,2. – М., 2001.

3. Ефимова Е.Г. Экономика. Для студентов неэкономических специальностей: Учебник. - М.: Флинта, 2004.

 

 

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Гуманитарный факультет

Кафедра экономики

 

Предмет: Экономика

Контрольная работа № 1

Вариант № 5

 

Студент: 4 курса, группы П-41

Ф.И.О.: Савиных Екатерины Владимировны.

Преподаватель: Сивкова Н.А.

 

Дата сдачи работы «___» __________ 2016 г.

Оценка: _________________

Проверил:_______________

Киров



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: