Стили оформления интерьеров.




 

Возможно, Вы захотите выбрать какой-то определенный стиль оформления интерьера для своего помещения. Салон штор Viktorian проведет для Вас небольшой экскурс в историю стилей.

 

За всю историю существования человека сложилось большое количество стилей и направлений в интерьере. Еще бы, ведь начиная с доисторических времен человек стремился украсить место своего обитания: устилал полы шкурами, делал простейшие светильники, покрывал стены примитивными рисунками. В большей части это было обусловлено необходимостью, однако уже тогда было положено начало традиции привносить в свое жилье элементы декоративности и красоты.

На первый взгляд может показаться, что очень сложно разобраться во множестве стилей интерьера, но достаточно знать некоторые первоосновы, базу для каждого стиля, а так же его основные характеристики, принципы - и Вы никогда не перепутаете Ренессанс и Классицизм, Барокко и Рококо, и будете легко представлять различия между Георгианским и Викторианским английскими стилями. Рассмотрим основные стили:

Викторианский стиль (англ. “Victorian style”) – условное название длительного периода в истории искусства Англии второй половины XIX в., связанного с годами правления королевы Виктории (1819-1901) и принца-консорта Альберта (1819-1861).

Англичане называют викторианский период кратко: “victorianism” и считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для “английского стиля”. Эклектизм и стилистическая пестрота викторианизма объясняются также естественной реакцией на пуританский стиль, строгость предшествующей эпохи “стиля королевы Анны” и “георгианцев”.

Характерными чертами викторианского стиля является эклектика, сочетающая в себе готику, рококо, экзотику и классику. Экзотика в то время подразумевала индийский и китайский стили. Кроме того, викторианский стиль – это сочетание непревзойденного качества и старинных, классических канонов. Викторианский стиль в интерьере прошел несколько этапов развития. На рассвете своего развития викторианский стиль в интерьере представлял собой громоздкую неоклассику, декор которой отличался причудливостью и витиеватостью используемых узоров, орнаментов и мотивов. И, наконец, этот стиль превратился в то, что сейчас мы называем английской классикой, отличающейся чувством меры и респектабельностью. Этот стиль известен нам из фильма о всем известном детективном герое Артура Конан Дойля Шерлока Холмса.

Кроме того, следует отметить, что викторианскому стилю присуща некоторая степень деконструвизма. Деконструвизм представляет собой дом, в котором каждая комната отделана и декорирована в отдельном стиле интерьера. Кабинеты и библиотеки обычно оформляют в готическом стиле, дамские комнаты (будуары) – в стиле рококо, а столовые и прихожие – «ориентальном стиле». В викторианском стиле сочетается шотландская клетка и цветочные орнаменты, которые выполнены в основном на шторах. Отдельно взятый предмет интерьера может быть выполнен одновременно в нескольких стилях.


Романский – своё название этот стиль получил благодаря преемственности в искусстве римской эпохи (римский-романский).

Романский стиль характеризуется простотой и суровостью внешнего облика, замки феодалов и храмы отличались толстыми стенами, прорезанными окнами-бойницами, мощными неприступными башнями, тяжелыми толстыми сводами. Часто применялся бочарный (полуцилиндрический) свод, усиливаемый накладными арками.

О характере романского жилища и мебели мы можем судить по образцам, сохранившимся в храмах и городских башнях. Высокие потолки жилых башен обрамлялись расписными деревянными балками, пол покрывался глиняной или каменной плиткой, на которую стелились ковры.

Через узкие оконца в помещение проникало мало света. На пространстве между толстыми каменными стенами тепло было только возле камина. Стены украшались картинами, гобеленами, а позднее стали обшиваться деревом.



Готика - стиль искусства второй половины средневековья.

Полукруглые сводчатые перекрытия романской эпохи (бочарный свод) уступили место стрельчатым аркам. Размеры оконных проёмов увеличились, а заполнялись эти проёмы гигантскими витражами-цветными картинками из кусочков стекла на свинцовых перемычках.

В соответствии с архитектурой в интерьере появляется роскошь. Полы стали дощатыми или кафельными, иногда уже покрываются коврами. Стены тоже облицовывают деревом, украшают росписью ярких цветов и гобеленами. Особенно роскошны изделия фламандских и бургундских мастеров: ковры, подушки, шпалеры.

Мебель стала более изящной по форме. Из двух поставленных друг на друга сундуков возник новый образец мебели – шкаф, который использовался в помещениях церквей и ратушей. Шкаф помещался на цоколь, а верхняя часть его увенчивалась карнизом. Изготавливались различные типы столов: прямоугольные с перекрещивающимися ножками, круглые и восьмиугольные на тумбе. Центральное место в убранстве жилищ отводилось кровати, которая снабжалась балдахином или полубалдахином. Появились навесные полки. В интерьерах применялись ковры и гобелены, которые создавали акустическую и тепловую изоляцию.

Ренессанс - Считается, что на формирование Ренессанса повлияли два основных обстоятельства:

- обращение к принципам античного искусства, произведения которого активно изучали и старались воспроизвести в новой трактовке художники эпохи Возрождения;

- открытие и практическое применение законов перспективы, доведение которых до совершенства, наряду с выработкой принципов композиции, связывают с именем великого архитектора Филиппо Брунеллески.

В интерьерах Итальянского Ренессанса ведущую роль начинает играть живопись, которая не только органично вписывается в архитектуру, но и дополняют ее. Изображения сопровождаются разнообразным декором.

Расширяется ассортимент мебели. Появляются шкафы для хранения посуды и столового серебра – креденцы, шкафы для хранения письменных принадлежностей и выдвижной доской для письма – кабинеты. Плоскости разбиваются на рамки и филенки, украшенные сложными рельефами с растительным узором или изображением человеческих фигур. Используется инкрустация из полудрагоценных камней, т.н. Флорентийская мозаика.

Для английского интерьера характерна отделка деревянными панелями темных пород дерева.

Барокко - называют искусством иллюзий, так как для него характерны динамика, эмоциональная экспрессия, доходящая до выражения религиозного экстаза, драматизма, мистического ощущения пространства.

В архитектуре Барокко ясность и четкость членений заменяются динамичным и деструктивным пониманием пышностью и сочностью декора. Бесконечная игра выпуклых и вогнутых поверхностей придают строениям барокко ощущение эластичности, «растягивания форм» посредством невероятных движений, которых не видели прежде здания.

Сложным и динамичным был также и декор мебели: архитектурные завитки, спускающиеся до опор, украшенные лиственной или цветочной резьбой. Спинки были наклонные, подлокотники имели изящную S-образную форму, оканчивающуюся завитком. Проножье делалось в форме буквы X и могло иметь форму завитков с декором в виде завитков или раковин в центре. Для обивки использовались бархат, расшитый золотом – «глазет» и гобелены.

Рококо - явилось продолжением барокко, и наибольшее развитие получило в Европе. Несколько тяжеловатая пластика искусство барокко стала более утонченной и легкой. Вошли в моду элегантность, асимметрия, некоторая театральность и даже игривость в оформлении интерьера.

Рококо — первую очередь стиль интерьеров. Величественные залы эпохи барокко сменились модой на небольшие будуары и салоны. Главное внимание здесь уделялось созданию как можно более утонченного интерьера. Пространство обильно наполнялось зеркалами, фантастически богатой отделкой, золоченой цветной гипсовой штукатуркой.

В интерьерах вводятся криволинейные, иногда асимметричные формы. Комнаты похожи на драгоценные шкатулки с витиеватой резьбой. Углы стен закругляются, между стеной и потолком появляется плавный переход – падуга, что делает незаметной для глаз тектонику интерьера. Рельефные рокайльные завитки, выполненные в технике «стукко» плавно переходят в роспись золотом по белому фону. Вся орнаментика характеризуется легкостью и изяществом. Яркие краски сменяются нежными пастельными тонами – белым, розовым, палевым, светло-голубым.

Любимым видом изобразительного искусства становятся панно, плафоны и декоративные композиции, расположенные над оконными и дверными проемами – десюдепорты, как правило, с пасторальными мотивами.

Мелкие фарфоровые статуэтки – «багатель» - расставлены повсюду, на столиках-консолях, в шкафах-горках. Усиливается мода на все экзотическое, становятся популярными лаковые панно и шелковые ткани со сценами из китайской жизни, т.н. «шинуазри».

 

Классицизм – Название «классицизм» можно буквально перевести как «основанный на классике», т.е. произведениях искусства, которые признаны образцами совершенства, идеалом — как художественным, так и нравственным.

Вся система художественного образования классицизма строилась на изучении античности и искусства Возрождения. Процесс творчества состоял, прежде всего в соблюдении правил, установленных при изучении древних памятников, а достойным воплощения в произведениях искусства считались сюжеты из античной мифологии и истории.

обратился к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизму свойственны ясные геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной.

В мебели подчеркивается конструктивный принцип, в формах предметов господствует ясность и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей. Декор сводится к самому необходимому, повторяет очертания поверхностей предмета. Мебель выполняется из массива благородных пород дерева, украшена инкрустацией, добротная и изящная.

Во французской мебели ранний классицизм носит название «стиль Людовик XVI», и многие ценители считают эти вещи едва ли не лучшим из того, что вообще создано в мебели.

В этой мебели, конструкции и места скреплений ясно выражены, прямые линии и углы приветствуются, декор тектоничен. Она сохранила изящество рококо без его вычурности, восприняла логичность классики, не поддавшись ее жесткости – гениальный компромисс, соответствующий французскому отношению к жизни.


Ампир -стиль королевских дворов Европы.

(Ампир-вершина и завершение классицизма.)

Интерьеры ампира отличаются торжественностью, монументальностью и в большинстве случаев строгой симметрией. В создании представительных помещений художественной фантазии здесь сменяется рационализмом и некоторой помпезностью.

Полы, как правило, собирались в виде геометрического узора из мозаики разных по цвету древесных пород, так что получался расцвеченный паркет.

На потолках преобладал строгий позолоченный гипсовый орнамент с мотивами военных трофеев, сфинксов, птиц и т.п., в сочетании с кессонами, аналогичных античным.

В отделке помещений большое место отводилось гипсовой лепке и матерчатой драпировке стен. Цвета применялись в основном светлые, стены и потолок были в большинстве случаев белями, с небольшой позолотой. Стены покрывались обоями со строгим рисунком или драпировались шелком.

Бидермайер – гражданский стиль, стиль буржуазии.

Бидермайер – последняя фаза классицизма, отличающаяся некоторым художественным своеобразием.

Для интерьеров в стиле бидермайер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным.

Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснеными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.

В это время появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей.

Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в теплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров.

Эклектика – смешение элементов разных стилей, приводившее к разнохарактерной по форме и ложной, по сути визуальной картине предметной среды, стало обозначать термином эклектика. Именно эклектика на протяжении нескольких десятилетий определяла стилевой характер предметной среды интерьера большинства стран Западной Европы.

Типичная для этого периода эклектика, царившая в сфере оформления интерьера, в каждой из стран имела свои особенности. Так, «неоготические» тенденции преобладали в Англии и Франции, а вот в Германии большее предпочтение отдавали стилистике «неоренессанса». Массивную, богато украшенную резьбой мебель, тогдашние производители называли древненемецкой. Типичным для буржуазного вкуса периода эклектики было оформление отдельных комнат квартиры или дома в разных стилях. Например, спальня оформляется в стиле рококо, столовая в стиле ампир, а кабинет – в стиле ренессанса.

Во многих интерьерах царил дух театральности и декорационного пафоса. Помещения были заполнены букетами искусственных цветов, бумажными пальмами, восточной мебелью и утварью, панцирями, щитами, музыкальными инструментами. Отсутствовал целостный, гармоничный подход в организации предметной среды жилища.

Модерн – (другие названия: «модерн» – в России, «ар нуво» - во Франции и Великобритании, «югенд-стиль» - в Германии, «сецессион» - в Австрии и т. п.). Представляет собой совокупность попыток сформировать целостный, противостоящий эклектике художественный стиль.

Вместо исторических – теперь органические, природные мотивы, вместо законченных очертаний – бесконечно длящаяся линия «удара бича», вместо определенности форм – аморфность как бы растекающейся массы.

Основа модерна – стилизация, при этом упор делается не на новые формы и мотивы, а на сочетание конструкций и объединяющий декор.

Невозможно сказать, где кончается конструкция и начинается декор, где плоскость стены переходит в рельеф, а рельеф — в скульптуру, витраж — в оконный переплет, а светильник — в перила лестницы. Орнаментально трактованная конструкция плавно перетекает в конструктивно трактованный орнамент; плоскость — в объем, а объем — в пространство.

В мебели модерна доминирует стилизованный растительный орнамент, очертания становятся все более прихотливыми, тяготеющими к «пузыреобразным» формам. Предметы конструктивного модерна более просты, декор сведен к минимуму, часто представляет собой геометрический орнамент.

Ар-деко – основы стилистики Арт Деко сформировались в начале 20 века, однако своего расцвета этот стиль достиг после 1925 года, когда в Париже состоялась крупнейшая международная выставка декоративно – прикладного искусства.

Для Ар-деко характерно необычное сочетание дорогих и экзотических материалов, устремленность к использованию геометрических форм: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей чистого цвета.

Интерьеры Ар Деко, производят впечатление группировки «стильных вещей» - мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики. В ход пошли элементы Ампира, архаики египетского и крито-микенского искусства, соединялись находки декораторов Русских Балетных Сезонов в Париже, живописцев-постимпрессионистов, экспрессионистов, сюрреалистов с формами восточного, японского, китайского и примитивного африканского искусства.

Особенно ценились дорогие экзотические материалы: слоновая кость, черное — эбеновое дерево, перламутр, бриллианты, шагреневая кожа, даже «шкурки ящериц» и кожа крокодила

Ар-деко — это действительно элитарное, очень дорогое искусство, стиль ненавязчивой, утонченной роскоши.. Это элегантная простота линий, геометричные силуэты и поразительная изощренность отделки – инкрустации перламутром, слоновьей костью, яичной скорлупой, черепаховым панцирем, применение акульей и змеиной кожи, китайского лака, золотой и серебряной фольги.

Кантри – основной и неизменной чертой Кантри является светлый, всячески приближенный к деревенскому дизайн. В мебели и отделке помещений используются исключительно натуральные материалы: дерево, камень и т. д. Стилю также свойственно обилие текстиля во всех вариациях: текстиль на окнах, мягкой мебели, в виде украшений на стенах.

Конструктивизм – основной особенностью стиля конструктивизм являлась главенствующая роль конструкции в создании формы объекта.

В дизайне интерьера стилю характерны продуманные функциональные решения и строгое следование их требованиям, компактные объемы с четко выявленным каркасом, техническая ясность форм. Отсутствие лепного декора. Широко используются встроенные ниши, подсветки. Мебель отличается мобильностью и функциональностью.

Скандинавский – шведский стиль – натуральность, простота и естественность. Дощатые полы из светлого дерева, светлые стены, простая деревянная мебель. Краски к полу и мебели если и применяются, то тоже светлые натуральных тонов: сероватые, бежевые, голубоватые, зеленоватые. Декорирование здесь почти отсутствует, но при этом в самобытности этому стилю не откажешь.

 

Минимализм – современная интерпретация древне-восточного стиля. Для него характерны: предельная лаконичность форм, полное отсутствие декора, орнаментов или деталировки фасадной отделки, ясность композиции, монохромность, подчеркивание естественности фактур, работа большими плоскостями, графичность. Облик жилища определяют большие светлые объемы, не загроможденные мебелью (ничего лишнего). В мебели минимализму свойственны самые современные материалы: сталь, матовое стекло, натуральное дерево, алюминиевые профили.

 

Хай – тек – стиль высоких технологий. Его основным методом становится использование промышленного оборудования.

Конструкционная открытость, включение в визуальный ряд труб, арматуры, воздуховодов, сложное структурирование пространства, излюбленные материалы: металл, стекло, бетон – все это характерные черты стиля хай-тек.

Практически полное отсутствие декора здесь компенсируется «работой фактурой»: игрой света на стекле, блеском хромированных и металлических поверхностей, рисунком натуральной древесины. К этому могут добавляться открытый кирпич и разнообразные современные синтетические материалы.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: