Задачи предмета.
1.Овладение способами организации и проведения музыкального занятия.
2. Формирование умений организовывать музыкальную деятельность детей.
3. Освоение методических приёмов, позволяющих формировать у детей интерес к музыкальному занятию и музыке в целом.
4. Изучение специфики работы с детьми разных возрастных групп.
5. Формирование способности анализировать и применять разнообразные программы по музыке.
6. Умение составлять конспекты занятий, авторские программы и их разделы.
7. Осознание необходимости собственного профессионального развития за счёт привлечения знаний и умений по всем предметам профессиональной подготовки.
8. Осознание требований ФГОС в области эстетического воспитания
Цель музыкального воспитания: музыкальное развитие как результат процесса музыкального воспитания, обучения и развития музыкальности ребенка:
· эмоциональной отзывчивости на музыку;
· его музыкальных способностей;
· формирование основ музыкальной культуры:
· развитие музыкально-эстетического сознания (эстетическая
· потребность, интерес к музыке; эстетические эмоции, пере-
· живания, чувства; эстетическая оценка, вкус);
· музыкального опыта;
· музыкальной грамотности;
· креативности ребенка.
Музыкальное искусство и художественная деятельность как основа музыкального развития детей дошкольного возраста.
Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности, связанной с искусством.
Искусство — форма отражения действительности в художественных образах».
Художественный образ — «ядро» произведения искусства. Это переживания, которыми хочет поделиться со слушателем художник. Языком музыкального искусства является интонация – единица музыки.
Музыка — искусство особых выразительных средств. В музыке, как и в других видах искусства, материальное воплощение художественного образа достигается за счет использования специальных средств выразительности.
Музыкально-художественная деятельность — это способ взаимодействия человека с музыкой. Художественная деятельность – «деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства».
Ребенок как субъект детской музыкальной деятельности.
В процессе музыкальной деятельности ребёнок вступает в следующие виды активности: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, общение. Все эти виды активности проявляются в видах музыкальной деятельности: слушании, пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической (танец, музыкальная игра). Выделяют две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоционально-субъектные и деятельностно-субъектные.
Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности.
Формы организации детской музыкальной деятельности.
К формам организации относятся: занятия (НОД), использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности.
Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Сегодня в связи с введением ФГОС занятие заменяется на непосредственно-образовательную деятельность, подразумевающую интеграцию искусств и особую роль педагога.
Музыка в повседневной жизни детского сада включает в себя использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники.
Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.
Диагностика музыкальных способностей и уровня музыкального развития детей.
Условием музыкального воспитания и развития ребенка начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии музыкальных способностей дошкольника, характера предпочитаемой им музыкальной деятельности. В процессе диагностики педагог изучает:
субъектные особенности и возможности ребёнка в музыкальной деятельности;
своеобразие музыкального опыта ребенка и его музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности
наличие специальных музыкальных способностей и умений дошкольников;
своеобразие музыкальности ребёнка.