Речь в воинской деятельности




Во всякой деятельности речь является условием и ее ком­понентом. Это целиком и полностью относится и к воинской деятельности.

Военная деятельность — высокоинтеллектуальный вид дея­тельности. Роль интеллекта в ней особенно возрастает по ме­ре роста технической оснащенности вооруженных сил, все бо­лее широкого использования в военном деле науки. В этих условиях при оценке качеств солдата необходимо учитывать его общее развитие, развитие ума, способностей понимать и ре­шать задачу, разбираться в сложных видах техники, пони­мать сложные формы боевых действий, развивающиеся в соот­ветствии с военной наукой.

С другой стороны, военная деятельность — коллективный вид деятельности. Связь и взаимозависимость между воинами, подразделениями, родами и видами вооруженных сил возрас­тают по мере усложнения военной техники и оружия. От свя­зи между ними, от четкого взаимодействия всецело зависит исход современного боя, операции, войны, степень реализации замыслов, рациональное расходование сил и средств.

Эти объективные закономерности развития военного дела обусловливают и возрастание роли речи воинов как основы четкой военной мысли, как средства общения военнослужащих.

Следует подчеркнуть, что условия, характер и содержание деятельности всегда определяют содержание, словарный состав и особенности построения речевых образований. В част­ности, воинская деятельность по содержанию, характеру и ус­ловиям такова, что правомерно говорить о военной речи.

Специфика военной речи также обусловлена особенностями военного мышления, которое своеобразно по содержанию, по­нятийному составу, уставной направленности.

Наконец, военная речь специфична еще и потому, что в ар­мии существуют особые взаимоотношения между людьми: взаимоотношения командира и подчиненного, взаимоотношения войскового товарищества, взаимоотношения в партийной и комсомольской организациях. Все это накладывает особый отпечаток на военную речь, делает ее специфичной.

Вполне понятно, что приведенная выше характеристика ви­дов речи распространяется и на военную речь, т. е. и в воен­ной речи есть устная, письменная речь, но эти виды имеют не­которое своеобразие по содержанию, структуре и т. д.

Чтобы полнее охарактеризовать специфические особенности военной речи, нужно указать, в каких разделах воинской дея­тельности мы сталкиваемся с речью.

Прежде всего речь функционирует в боевой и политической подготовке войск, в процессе которой осуществляется обучение и воспитание личного состава.

В обучении большое место занимает сообщение подчиненным определенных знаний. Поэтому решающим средством является здесь речь: письменная, устная, монологическая и т. д.

Взять, например, тактическую подготовку. Формирование тактических знаний воина начинается с сообщения и объясне­ния воину тактических уставных положений. Воин сам читает устав, знакомится со схемами. На тактических занятиях ко­мандир объясняет воину обстановку, характер действий и пр. В ходе действий на занятиях мысли воина выражаются слова­ми в речи. Во всех этих случаях процесс обучения основан на речи, и успех его зависит также от речи: от того, насколько образно говорит офицер, как убедительно он разъясняет, инте­ресно ли строит свое сообщение, наконец, в какой степени раз­вита пассивная речь слушателей.

Процесс воспитания подчиненных протекает также на осно­ве использования офицерами возможностей речевого воздейст­вия. Мысли, высказываемые офицером на политических заня­тиях, в индивидуальной беседе с воином, всегда находят ка­кой-то отклик в его душе. Воин соглашается с тем, что ему говорит офицер, или не соглашается; он может сомневаться или вообще быть равнодушным к сказанному. В зависимости от этого отношения воина у него постепенно складываются убеждения: в словах командира, товарищей он находит под­тверждение своим мыслям, и тогда укрепляются его позиции, или, наоборот, он может прийти к сомнениям, что, конечно, ос­лабит его позиции. Внутреннее несогласие или безразличие воина к тому, что говорит командир, может способствовать развитию отрицательных качеств характера, вредных убежде­ний. Поэтому офицер в воспитательной работе должен обра­щать большое внимание на свою речь. Речь должна помогать проводить ту или иную мысль, она должна убеждать подчинен­ных. Следовательно, она должна быть простой, убедительной, эмоционально насыщенной, интересной.

Ведь если офицер для воспитания у воинов чувства любви к Советской Армии, к своей части будет, например, рассказы­вать о героической истории наших Вооруженных Сил сухим языком, без всякого чувства, да еще коряво и неинтересно конечно, такая беседа даст мало пользы. Но если он подберет хороший материал, соберет подчиненных в комнате боевой славы, сможет так построить свою речь, так зажечь своих то­варищей, что им очень интересно будет слушать и у них по­явятся глубокие чувства — такой рассказ навсегда запомнится и он, безусловно, будет иметь большое воспитательное зна­чение.

Военной речью пользуются в процессе руководства людьми.

В службе, в боевой деятельности взаимоотношения начальни­ков и подчиненных — это взаимоотношения руководства и под­чинения. Руководство подчиненными осуществляется посред­ством речи. Приказы, указания, распоряжения начальник от­дает подчиненному в речевой форме, подчиненный их воспри­нимает также в речевой форме. Поэтому качество контакта в процессе руководства будет зависеть от речи: начальник дол­жен так отдавать распоряжения, чтобы подчиненный их пол­ностью понимал, а подчиненный в свою очередь должен быть подготовлен к правильному восприятию распоряжений и при­казов.

К сожалению, бывает так, что некоторые офицеры отдают распоряжения сбивчиво, путано, отклоняясь от уставной после­довательности и уставных терминов. Это ведет к тому, что подчиненные их плохо понимают и поэтому не так, как следу­ет, выполняют полученные задания. Можно прямо сказать, что в подобных случаях офицер обладает не всеми качествами руководителя, что ему необходимо потрудиться над улучше­нием своей речи.

Бывает и так, что офицер четко, по- уставному отдает рас­поряжение, но не учитывает, что некоторые солдаты, в силу особенностей развития их речи, могут неправильно понимать его. Это тоже может повести к неточному выполнению прика­за. Именно поэтому и следует четко придерживаться требова­ния устава: отдав распоряжение, предложить солдату повто­рить его с тем, чтобы проконтролировать, как это распоряже­ние понято.

Наконец, в службе, в боевой деятельности между различ­ными категориями военнослужащих существуют товарищеские, общественные взаимоотношения. Эти взаимоотношения также облекаются в речевую форму. Речь в данном случае должна помогать достижению наибольшего взаимопонимания между людьми, укреплять связь между ними. Вот почему уставы тре­буют от воинов, чтобы их взаимоотношения строились на осно­ве взаимной вежливости.

Недопустимо речь засорять бранными и нецензурными сло­вами. Употребление этих слов ведет к взаимным обидам и, таким образом, нарушает единство, взаимосвязь воинов.

Речь как средство общения воинов должна помогать объе­динению их усилий, поддержанию взаимодействия и единства действий. В этом направлении и нужно развивать повседнев­ную речь у воинов в мирное время, чтобы обеспечить спайку личного состава, необходимую в бою.

Речь офицера в процессе службы может проявляться в раз­личных ФОРМАХ, например: командная речь, речь пропаган­диста, речь общения.

Командная речь— это речь руководства. В процессе руко­водства подчиненными должен употребляться командный язык и его подмена недопустима, так как иначе это будет сказывать­ся на действенности и результативности руководства.

Командный язык имеет свои особенности, вытекающие из особенностей боевой деятельности.

Исходя из решающей роли в бою фактора времени, команд­ная речь должна быть краткой, сжатой, с тем, чтобы обеспе­чить передачу наибольшего по объему содержания за мини­мальное время.

Сложность боевой обстановки и боевых действий требует, чтобы командная речь была ясной и определенной, чтобы она не допускала различных толкований, чтобы она облегчала по­нимание замысла.

Опасность, сопряженная с боевой обстановкой, требует, чтобы командная речь была энергичной, бодрой, вызывала у исполнителей уверенность в своих силах и желание дейст­вовать.

Трудности ведения современного боя могут породить у от­дельных солдат тенденцию к уклонению от точного выполнения приказа. Поэтому приказ должен передавать настойчивое без­оговорочное требование, недопустимость отклонений от тре­бований.

В командной речи должна чувствоваться уверенность ко­мандира в правильности отдаваемого приказа. Вместе с тем в отдаваемом приказе, например, совершенно не требуется до­казывать его правильность, ибо в условиях боя это может по­рождать сомнение а верности приказа.

Командная речь должна опираться на общепринятый устав­ной язык, уставную последовательность построения фразы и приказа, гак как это обеспечивает наиболее точную передачу мысли в условиях боя. В процессе подготовки командиров очень важно научить их командной речи, умению быстро обле­кать свою мысль в язык команды.

Речь пропагандиста и вообще речь, связанная с сообщени­ем личному составу политических, учебных и других сведений, имеет свою цель, употребляется в определенных условиях и по­этому имеет спои особенности.

Прежде всего, речь пропагандиста преследует цель — пе­редать воинам определенные знания, убедить в верности этих знаний, внедрить их в сознание воинов. Поэтому речь пропа­гандиста должна быть убедительной, т. е. она должна объяс­нять, доказывать материал. Она должна быть образной, что помогает усвоению, и эмоционально насыщенной, что содейст­вует большей внимательности слушателей и запоминанию по­лученных знаний.

Речь пропагандиста не обязательно должна быть краткой, она не столь регламентирована, как командная речь, но она должна быть логичной и строго распределенной по времени.

В речи пропагандиста обязательно должен присутствовать полемический элемент. Это делает речь более доказуемой.

Наконец, в речи пропагандиста ни в коем случае недопус­тимы безответственность, фальшь, заигрывание, грубость.

Недопустимо в работе с людьми, например, на политиче­ских занятиях, в беседах, лекциях, т. е. там. где перед офице­рами стоят задачи убеждения, доказательства, употреблять речь приказа, так же как и в руководстве людьми нельзя упот­реблять иную речь, кроме командной.

Речь общения употребляется при общении офицера с под­чиненными, в беседе, в индивидуальной работе с людьми, а также в свободное от службы и занятий время. Речь об­щения характеризуется тем, что она индивидуально направле­на, она допускает употребление слов, интонаций задушевного, товарищеского характера, она ставит собеседников в равное положение товарищеского взаимного уважения. Речь общения более свободна по выбору слов, интонаций, в выборе жестов, мимики. Правильное использование речи общения расширяет влияние офицера на солдат, позволяет лучше понять подчи­ненных, завоевать у них авторитет, помогает создать в под­разделении взаимоотношения, способствующие укреплению спайки и товарищества.

В процессе службы необходимо заботиться о том, чтобы у всех военнослужащих развивалась военная речь. Развитие военной речи, се обогащение обеспечивает воину лучшее пони­мание военной службы, передаваемых ему сведений, команд. Поскольку речь — материальный носитель мысли, постольку с развитием речи человек развивается и умственно.

Развитие военной речи идет по пути расширения словарно­го состава языка военнослужащих. Нужно добиваться, чтобы воины обогащали свою память общеполитическими и военными словами, уставными терминами. С этой целью на занятиях по боевой и политической подготовке, в лекциях, беседах надо постоянно сообщать новые слова, раскрывая их значение. Не­обходимо постоянно опираться на уже сложившийся словар­ный фонд, чтобы накопившиеся слова не забывались.

Воины обогащают свою память новыми словами на про­смотрах фильмов, спектаклей, при чтении книг. Разумеется, офицеры должны позаботиться о том, чтобы в этих мероприя­тиях преобладала военная тематика.

Чрезвычайно полезны для развития военной речи учебные фильмы. В этих фильмах воин узнает новые слова и уставные понятия и видит их употребление и содержание: слово связы­вается с образом.

Следует подчеркнуть, что речь офицеров, являясь примером для подчиненных, помогает им расширять запас слов.

Речь воинов должна развиваться не только путем сообще­ния им новых слов. Нужно приучать их активно употреблять эти слова. Пассивный запас слов является подспорьем для пас­сивной речи, для понимания. Важно создавать активный запас слов у воинов, который помогает им излагать мысль. Для это­го надо давать им возможность высказываться, выступать с докладами, писать статьи в стенные газеты. Особенно следу­ет вовлекать в эту работу молчаливых, замкнутых товарищей, кто сомневается в своих знаниях, в способности сказать что- либо ценное.

Речь воинов развивается в личном общении между собой, с командиром, а также в процессе боевой и политической под­готовки, так как воину приходится отвечать, докладывать, по­вторять приказ, передавать приказ.

В процессе развития речи у военнослужащих командиру необходимо постоянно следить за произношением слов, за по­строением фразы. Нужно бороться против засорения речи словами-паразитами, с привычкой обозначать забываемые слова случайными звукосочетаниями или жестами, за правиль­ное употребление слов, против употребления бранных слов и выражений, т. е. за культуру речи.

* * *

Итак, в воинской деятельности мышление и речь играют очень большую роль. Перед офицером-воспитателем стоит практическая задача развития у воинов речи и мышления — этой важной предпосылки успешной учебы, службы и боевых действий.

Мышление и речь развиваются не с помощью каких-то спе­циальных мероприятий, развитие мышления и речи органиче­ски входит во все виды воспитательной и учебной работы.

Практически развитие мышления и речи носит индиви­дуальный характер. Поэтому методы, средства и приемы воз­действия на воинов в отношении развития их речи и мышле­ния также должны носить индивидуальный характер в рамках организованно идущего процесса обучения, воспитания и службы воинов.

Сведения психологии о мышлении и речи применительно к воинской деятельности помогут офицеру более четко пред­ставить себе задачи воспитания подчиненных, находить соот­ветствующие средства и методы воздействия на них с целью развития мышления и речи — этих важнейших познаватель­ных психических процессов, от которых зависит успех учебы службы и боевой деятельности воина.

 

 


[1] Нужно подчеркнуть, что через постановку и практическую проверку гипотез решаются все задачи обычного типа: бытовые, производственные, теоретические и т д. Однако боевая задача, от решения которой зависит жизнь людей, решается, как правило, по иному. В боевой деятельности путь практических проверок вырабатываемых гипотез и выбора решения на этой основе связан с возможными потерями в людях и боевых сред­ствах. Поэтому к нему прибегают только в исключительных случаях (на­пример, разведка боем или одновременная попытка форсировать с ходу водный рубеж во многих местах и т. д. Решение обычной боевой задачи командиром происходит при некоторых особенностях, о чем будет сказа­но ниже.

 

[2] О них выше уже говорилось.

 

[3] Проблема особенностей мышления воина в боевых условиях более подробно рассматривается полковником Г. Д. Луковым в его книге «Психология» (Воениздат, 1960, гл. 2).

[4] Разумеется, при решении командиром боевой задачи в бою возмож­на выработка вариантов, сравнение и оценка их, выбор лучшего варианта.Но все это лишь путь к решению, эти варианты при выборе их не прове­ряются практически. Поэтому их и не следует отождествлять с той гипо­тезой, которая составляет узловую фазу решения мыслительной задачи обычного типа, когда решение приходит через практическую проверку гипотез и выбор правильной гипотезы (см. стр. 10).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: