Во всякой деятельности речь является условием и ее компонентом. Это целиком и полностью относится и к воинской деятельности.
Военная деятельность — высокоинтеллектуальный вид деятельности. Роль интеллекта в ней особенно возрастает по мере роста технической оснащенности вооруженных сил, все более широкого использования в военном деле науки. В этих условиях при оценке качеств солдата необходимо учитывать его общее развитие, развитие ума, способностей понимать и решать задачу, разбираться в сложных видах техники, понимать сложные формы боевых действий, развивающиеся в соответствии с военной наукой.
С другой стороны, военная деятельность — коллективный вид деятельности. Связь и взаимозависимость между воинами, подразделениями, родами и видами вооруженных сил возрастают по мере усложнения военной техники и оружия. От связи между ними, от четкого взаимодействия всецело зависит исход современного боя, операции, войны, степень реализации замыслов, рациональное расходование сил и средств.
Эти объективные закономерности развития военного дела обусловливают и возрастание роли речи воинов как основы четкой военной мысли, как средства общения военнослужащих.
Следует подчеркнуть, что условия, характер и содержание деятельности всегда определяют содержание, словарный состав и особенности построения речевых образований. В частности, воинская деятельность по содержанию, характеру и условиям такова, что правомерно говорить о военной речи.
Специфика военной речи также обусловлена особенностями военного мышления, которое своеобразно по содержанию, понятийному составу, уставной направленности.
Наконец, военная речь специфична еще и потому, что в армии существуют особые взаимоотношения между людьми: взаимоотношения командира и подчиненного, взаимоотношения войскового товарищества, взаимоотношения в партийной и комсомольской организациях. Все это накладывает особый отпечаток на военную речь, делает ее специфичной.
|
Вполне понятно, что приведенная выше характеристика видов речи распространяется и на военную речь, т. е. и в военной речи есть устная, письменная речь, но эти виды имеют некоторое своеобразие по содержанию, структуре и т. д.
Чтобы полнее охарактеризовать специфические особенности военной речи, нужно указать, в каких разделах воинской деятельности мы сталкиваемся с речью.
Прежде всего речь функционирует в боевой и политической подготовке войск, в процессе которой осуществляется обучение и воспитание личного состава.
В обучении большое место занимает сообщение подчиненным определенных знаний. Поэтому решающим средством является здесь речь: письменная, устная, монологическая и т. д.
Взять, например, тактическую подготовку. Формирование тактических знаний воина начинается с сообщения и объяснения воину тактических уставных положений. Воин сам читает устав, знакомится со схемами. На тактических занятиях командир объясняет воину обстановку, характер действий и пр. В ходе действий на занятиях мысли воина выражаются словами в речи. Во всех этих случаях процесс обучения основан на речи, и успех его зависит также от речи: от того, насколько образно говорит офицер, как убедительно он разъясняет, интересно ли строит свое сообщение, наконец, в какой степени развита пассивная речь слушателей.
|
Процесс воспитания подчиненных протекает также на основе использования офицерами возможностей речевого воздействия. Мысли, высказываемые офицером на политических занятиях, в индивидуальной беседе с воином, всегда находят какой-то отклик в его душе. Воин соглашается с тем, что ему говорит офицер, или не соглашается; он может сомневаться или вообще быть равнодушным к сказанному. В зависимости от этого отношения воина у него постепенно складываются убеждения: в словах командира, товарищей он находит подтверждение своим мыслям, и тогда укрепляются его позиции, или, наоборот, он может прийти к сомнениям, что, конечно, ослабит его позиции. Внутреннее несогласие или безразличие воина к тому, что говорит командир, может способствовать развитию отрицательных качеств характера, вредных убеждений. Поэтому офицер в воспитательной работе должен обращать большое внимание на свою речь. Речь должна помогать проводить ту или иную мысль, она должна убеждать подчиненных. Следовательно, она должна быть простой, убедительной, эмоционально насыщенной, интересной.
Ведь если офицер для воспитания у воинов чувства любви к Советской Армии, к своей части будет, например, рассказывать о героической истории наших Вооруженных Сил сухим языком, без всякого чувства, да еще коряво и неинтересно конечно, такая беседа даст мало пользы. Но если он подберет хороший материал, соберет подчиненных в комнате боевой славы, сможет так построить свою речь, так зажечь своих товарищей, что им очень интересно будет слушать и у них появятся глубокие чувства — такой рассказ навсегда запомнится и он, безусловно, будет иметь большое воспитательное значение.
|
Военной речью пользуются в процессе руководства людьми.
В службе, в боевой деятельности взаимоотношения начальников и подчиненных — это взаимоотношения руководства и подчинения. Руководство подчиненными осуществляется посредством речи. Приказы, указания, распоряжения начальник отдает подчиненному в речевой форме, подчиненный их воспринимает также в речевой форме. Поэтому качество контакта в процессе руководства будет зависеть от речи: начальник должен так отдавать распоряжения, чтобы подчиненный их полностью понимал, а подчиненный в свою очередь должен быть подготовлен к правильному восприятию распоряжений и приказов.
К сожалению, бывает так, что некоторые офицеры отдают распоряжения сбивчиво, путано, отклоняясь от уставной последовательности и уставных терминов. Это ведет к тому, что подчиненные их плохо понимают и поэтому не так, как следует, выполняют полученные задания. Можно прямо сказать, что в подобных случаях офицер обладает не всеми качествами руководителя, что ему необходимо потрудиться над улучшением своей речи.
Бывает и так, что офицер четко, по- уставному отдает распоряжение, но не учитывает, что некоторые солдаты, в силу особенностей развития их речи, могут неправильно понимать его. Это тоже может повести к неточному выполнению приказа. Именно поэтому и следует четко придерживаться требования устава: отдав распоряжение, предложить солдату повторить его с тем, чтобы проконтролировать, как это распоряжение понято.
Наконец, в службе, в боевой деятельности между различными категориями военнослужащих существуют товарищеские, общественные взаимоотношения. Эти взаимоотношения также облекаются в речевую форму. Речь в данном случае должна помогать достижению наибольшего взаимопонимания между людьми, укреплять связь между ними. Вот почему уставы требуют от воинов, чтобы их взаимоотношения строились на основе взаимной вежливости.
Недопустимо речь засорять бранными и нецензурными словами. Употребление этих слов ведет к взаимным обидам и, таким образом, нарушает единство, взаимосвязь воинов.
Речь как средство общения воинов должна помогать объединению их усилий, поддержанию взаимодействия и единства действий. В этом направлении и нужно развивать повседневную речь у воинов в мирное время, чтобы обеспечить спайку личного состава, необходимую в бою.
Речь офицера в процессе службы может проявляться в различных ФОРМАХ, например: командная речь, речь пропагандиста, речь общения.
Командная речь— это речь руководства. В процессе руководства подчиненными должен употребляться командный язык и его подмена недопустима, так как иначе это будет сказываться на действенности и результативности руководства.
Командный язык имеет свои особенности, вытекающие из особенностей боевой деятельности.
Исходя из решающей роли в бою фактора времени, командная речь должна быть краткой, сжатой, с тем, чтобы обеспечить передачу наибольшего по объему содержания за минимальное время.
Сложность боевой обстановки и боевых действий требует, чтобы командная речь была ясной и определенной, чтобы она не допускала различных толкований, чтобы она облегчала понимание замысла.
Опасность, сопряженная с боевой обстановкой, требует, чтобы командная речь была энергичной, бодрой, вызывала у исполнителей уверенность в своих силах и желание действовать.
Трудности ведения современного боя могут породить у отдельных солдат тенденцию к уклонению от точного выполнения приказа. Поэтому приказ должен передавать настойчивое безоговорочное требование, недопустимость отклонений от требований.
В командной речи должна чувствоваться уверенность командира в правильности отдаваемого приказа. Вместе с тем в отдаваемом приказе, например, совершенно не требуется доказывать его правильность, ибо в условиях боя это может порождать сомнение а верности приказа.
Командная речь должна опираться на общепринятый уставной язык, уставную последовательность построения фразы и приказа, гак как это обеспечивает наиболее точную передачу мысли в условиях боя. В процессе подготовки командиров очень важно научить их командной речи, умению быстро облекать свою мысль в язык команды.
Речь пропагандиста и вообще речь, связанная с сообщением личному составу политических, учебных и других сведений, имеет свою цель, употребляется в определенных условиях и поэтому имеет спои особенности.
Прежде всего, речь пропагандиста преследует цель — передать воинам определенные знания, убедить в верности этих знаний, внедрить их в сознание воинов. Поэтому речь пропагандиста должна быть убедительной, т. е. она должна объяснять, доказывать материал. Она должна быть образной, что помогает усвоению, и эмоционально насыщенной, что содействует большей внимательности слушателей и запоминанию полученных знаний.
Речь пропагандиста не обязательно должна быть краткой, она не столь регламентирована, как командная речь, но она должна быть логичной и строго распределенной по времени.
В речи пропагандиста обязательно должен присутствовать полемический элемент. Это делает речь более доказуемой.
Наконец, в речи пропагандиста ни в коем случае недопустимы безответственность, фальшь, заигрывание, грубость.
Недопустимо в работе с людьми, например, на политических занятиях, в беседах, лекциях, т. е. там. где перед офицерами стоят задачи убеждения, доказательства, употреблять речь приказа, так же как и в руководстве людьми нельзя употреблять иную речь, кроме командной.
Речь общения употребляется при общении офицера с подчиненными, в беседе, в индивидуальной работе с людьми, а также в свободное от службы и занятий время. Речь общения характеризуется тем, что она индивидуально направлена, она допускает употребление слов, интонаций задушевного, товарищеского характера, она ставит собеседников в равное положение товарищеского взаимного уважения. Речь общения более свободна по выбору слов, интонаций, в выборе жестов, мимики. Правильное использование речи общения расширяет влияние офицера на солдат, позволяет лучше понять подчиненных, завоевать у них авторитет, помогает создать в подразделении взаимоотношения, способствующие укреплению спайки и товарищества.
В процессе службы необходимо заботиться о том, чтобы у всех военнослужащих развивалась военная речь. Развитие военной речи, се обогащение обеспечивает воину лучшее понимание военной службы, передаваемых ему сведений, команд. Поскольку речь — материальный носитель мысли, постольку с развитием речи человек развивается и умственно.
Развитие военной речи идет по пути расширения словарного состава языка военнослужащих. Нужно добиваться, чтобы воины обогащали свою память общеполитическими и военными словами, уставными терминами. С этой целью на занятиях по боевой и политической подготовке, в лекциях, беседах надо постоянно сообщать новые слова, раскрывая их значение. Необходимо постоянно опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы накопившиеся слова не забывались.
Воины обогащают свою память новыми словами на просмотрах фильмов, спектаклей, при чтении книг. Разумеется, офицеры должны позаботиться о том, чтобы в этих мероприятиях преобладала военная тематика.
Чрезвычайно полезны для развития военной речи учебные фильмы. В этих фильмах воин узнает новые слова и уставные понятия и видит их употребление и содержание: слово связывается с образом.
Следует подчеркнуть, что речь офицеров, являясь примером для подчиненных, помогает им расширять запас слов.
Речь воинов должна развиваться не только путем сообщения им новых слов. Нужно приучать их активно употреблять эти слова. Пассивный запас слов является подспорьем для пассивной речи, для понимания. Важно создавать активный запас слов у воинов, который помогает им излагать мысль. Для этого надо давать им возможность высказываться, выступать с докладами, писать статьи в стенные газеты. Особенно следует вовлекать в эту работу молчаливых, замкнутых товарищей, кто сомневается в своих знаниях, в способности сказать что- либо ценное.
Речь воинов развивается в личном общении между собой, с командиром, а также в процессе боевой и политической подготовки, так как воину приходится отвечать, докладывать, повторять приказ, передавать приказ.
В процессе развития речи у военнослужащих командиру необходимо постоянно следить за произношением слов, за построением фразы. Нужно бороться против засорения речи словами-паразитами, с привычкой обозначать забываемые слова случайными звукосочетаниями или жестами, за правильное употребление слов, против употребления бранных слов и выражений, т. е. за культуру речи.
* * *
Итак, в воинской деятельности мышление и речь играют очень большую роль. Перед офицером-воспитателем стоит практическая задача развития у воинов речи и мышления — этой важной предпосылки успешной учебы, службы и боевых действий.
Мышление и речь развиваются не с помощью каких-то специальных мероприятий, развитие мышления и речи органически входит во все виды воспитательной и учебной работы.
Практически развитие мышления и речи носит индивидуальный характер. Поэтому методы, средства и приемы воздействия на воинов в отношении развития их речи и мышления также должны носить индивидуальный характер в рамках организованно идущего процесса обучения, воспитания и службы воинов.
Сведения психологии о мышлении и речи применительно к воинской деятельности помогут офицеру более четко представить себе задачи воспитания подчиненных, находить соответствующие средства и методы воздействия на них с целью развития мышления и речи — этих важнейших познавательных психических процессов, от которых зависит успех учебы службы и боевой деятельности воина.
[1] Нужно подчеркнуть, что через постановку и практическую проверку гипотез решаются все задачи обычного типа: бытовые, производственные, теоретические и т д. Однако боевая задача, от решения которой зависит жизнь людей, решается, как правило, по иному. В боевой деятельности путь практических проверок вырабатываемых гипотез и выбора решения на этой основе связан с возможными потерями в людях и боевых средствах. Поэтому к нему прибегают только в исключительных случаях (например, разведка боем или одновременная попытка форсировать с ходу водный рубеж во многих местах и т. д. Решение обычной боевой задачи командиром происходит при некоторых особенностях, о чем будет сказано ниже.
[2] О них выше уже говорилось.
[3] Проблема особенностей мышления воина в боевых условиях более подробно рассматривается полковником Г. Д. Луковым в его книге «Психология» (Воениздат, 1960, гл. 2).
[4] Разумеется, при решении командиром боевой задачи в бою возможна выработка вариантов, сравнение и оценка их, выбор лучшего варианта.Но все это лишь путь к решению, эти варианты при выборе их не проверяются практически. Поэтому их и не следует отождествлять с той гипотезой, которая составляет узловую фазу решения мыслительной задачи обычного типа, когда решение приходит через практическую проверку гипотез и выбор правильной гипотезы (см. стр. 10).