Свойства познания.
- Познание своим источником имеет (всегда направлено на) объект.
В широком смысле это объективная реальность, но идет определенный процесс познания предметом окружающего мира.
- Предмет познания. Свойство сторона или сам объект, вовлеченный в познавательную деятельность.
- Во взаимодействии объект-субъект, важную роль играет субъект. Познающий человек, группа людей, общество. Играет активную роль в познавательном процессе. Объект выступает первичным в знании, обуславливает его содержание, но субъект отличается активностью.
- Объект, в целом объективный мир, это система. Мир представлен нам как внешняя данность и имеет внутреннюю сущность (законы, логика развития, принципы). Отсюда процесс познания это тоже система. Познавательная способность включается в себя конкретно-чувственное познание (КЧП) и логическое мышление (ЛМ).
- Также познание это процесс взаимодействия КЧП и ЛМ.
- В познании различают формальную логику (построение мысли по форме) и диалектическую (логика движения мысли по смыслу, содержанию). Процесс познания развивающийся.
В этом случае логика мира, его связи и развития, становится логикой мышления.
- Цель познания истина (адекватное отражение реальности, достоверное знание).
- Критерий правильности познания – практика.
Структура познания
- Конкретно-Чувственное Познание
- Ощущение - отражение отдельных свойств предметов или явления (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, тактильные, вкусовые). Ощущение источник познания.
- Восприятие - синтез ощущений, некий целостный образ.
- Представление - образ предмета или явления, сохраняющийся в сознании после прекращения воздействия данного предмета (невозможно без воздействия). Дает содержание и предмет нашим знаниям. Без них размышление было бы невозможным.
- Логическое Мышление - опосредованное, обобщенное отражение внутренних связей, законов, сущностей мира, отношения предметов и явлений в форме понятий, суждения, умозаключений.
- Понятия - отражения существенных внутренних существенных свойств, предметов и явления.
- Суждения - мысль, в которой осуществляется связь понятий. Отрицание либо утверждение чего–либо.
- Умозаключения - форма мышления, рассуждение, в ходе которого из двух или трех суждений выводится следующее.
«Мысль без содержания пуста, содержание без мысли слепо» (с) Кант.
|
Творчество
Творчество – психическая и практическая деятельность человека, связанная с созданием качественно новых духовных и материальных ценностей.
Кант рассматривает сознание как систему. Систему, связанную по необходимым законам. Связь есть действие рассудка.
Сознание это информационная система; информация, здесь, понимается как «мера организованности систем» и как структурная организация.
Особенности творческого процесса
1 этап -Объект, внешний мир, передает нашему сознанию связь (способ организации) и упорядоченность (правило организации).
2 этап (осознание увиденного) -Происходит рассуждение с помощью понятий. Осознание смысла. Правило превращается в принцип (основание) нашего мышления. Происходит понимание и осмысление происходящего.
3 этап - Становление необходимости нашего мышления, закона. Мы не просто понимаем мир, мы его объясняем.
|
Творчество, прежде всего, связано с системной и упорядоченной организациями знаний. Творческий процесс опирается на правила и законы, следовательно, творчество является высшим проявлением активности.
Закон становится логикой мышления, логикой системного построения мысли, логикой смыслового построения мысли. Закон обладает предсказательной силой. Является основанием имманентной (внутренней, органично присущей) активности мыслительной деятельности.
Логика лежит в основе творческой активности.
Интуиция – постижение истины без предварительного логического осмысления (без доказательств и обоснований).
2. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:
• гностицизм;
• агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".
|
Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:
• идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
• материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.
Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:
• диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;
• историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
• практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
• познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;
• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;
• активности творческого отображения действительности;
• конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.
Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.
Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.