ПОЛОЖЕНИЕ
О Республиканском конкурсе-фестивале чтецов
«Тукай моңнары» /«Тукаевские напевы»
Уфа 2020
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Республиканский конкурс-фестиваль чтецов «Тукай моңнары» /«Тукаевские напевы» проводится на базе кафедры татарского языка и литературы Института филологического образования и межкультурных коммуникаций ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учебных заведений (учреждений дополнительного образования) Республики Башкортостан.
Организаторы конкурса – Министерство образования и науки Республики Башкортостан, ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия татар Республики Башкортостан», ГБУ «Дом дружбы народов Республики Башкортостан».
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА-ФЕСТИВАЛЯ
Основная цель: привитие молодому поколению любви к искусству художественного чтения.
Основные задачи:
- популяризация творчества Габдуллы Тукая;
- вовлечение молодёжи в творческо-артистическую деятельность
с целью привития литературного вкуса к художественному слову родного (или иностранного) языка;
- сохранение и развитие национальных культур и языков;
- пропаганда единения разных национальных культур;
- укрепление межнациональных отношений, дружбы народов;
- создание условий для творческого соревнования между исполнителями с целью их профессионального роста и продвижения;
- обмен творческими достижениями и опытом участников.
Содержание ВЫСТУПЛЕНИЙ конкурсантов
Тематика выступлений конкурсантов (по выбору исполнителя):
- литературные произведения Габдуллы Тукая на языках народов мира;
- литературные произведения современных поэтов – уроженцев Башкортостана на татарском языке.
Победители и финалисты конкурсов прошлых лет принимают участие в новом конкурсе на общих основаниях и обязаны выбирать для выступления произведения, с которыми ранее не выступали.
Во время выступления могут быть использованы музыкальное сопровождение, декорации, костюмы. Однако их использование не является преимуществом и не дает дополнительных баллов.
СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСНОЙ ПРОЦЕДУРЫ
Заявки на участие в конкурсе подаются только через официальную электронную почту Конкурса tukay_konkurs@mail.ru.
I. Заочный этап.
Конкурсанты с 10 марта 2020 года по 5 апреля 2020 года размещают видеофайл с выступлением в социальной сети «Вконтакте» в группе «Тукай моңнары» / «Тукаевские напевы» в видеоальбоме 2020 года. Обязательное условие данного этапа конкурса – чтение наизусть выбранногопроизведения перед камерой.
Заявку-анкету участника (приложение 1) высылают на электронную почту конкурса tukay_konkurs@mail.ru (отправляется сканированный pdf вариант документа, подписанный участником конкурса и его руководителем, а также документ в формате Word). После получения ответного письма оргкомитета с подтверждением изменение данных не допускается.
Видеофайлы, не соответствующие требованиям конкурса, будут удалены в течение трех дней.
До 15 апреля 2020 года проводится экспертная оценка поступивших работ, определяются победители I этапа.
Победители I (заочного) этапа приглашаются на 2 (очный) этап конкурса. Приглашение на имя конкурсанта высылается на электронную почту, указанную в заявке.
II. Очный этап.
Прослушивание победителей заочного I этапа организуется 25 апреля 2020 года с 10.00 – 14.00 ч. в г. Уфа Республики Башкортостан.
Объявление и награждение победителей конкурса проводится во время мероприятия, посвященного закрытию фестиваля по адресу: г. Уфа, ул. 50 лет СССР, д. 36, Уфимский государственный татарский театр «Нур».
ЖЮРИ КОНКУРСА-ФЕСТИВАЛЯ
Состав жюри формирует и утверждает оргкомитет из представителей творческой интеллигенции, известных педагогов, специалистов в области филологии и искусства.
Жюри оставляет за собой право:
– не присуждать какое-либо призовое место в случае отсутствия достойного кандидата;
– делить одно призовое место среди нескольких претендентов;
– устанавливать дополнительные номинации для поощрения участников конкурса.
УЧАСТНИКИ КОНКУРСА-ФЕСТИВАЛЯ
В конкурсе принимают участие учащиеся 1-11 классов общеобразовательных учреждений (учреждение дополнительного образования) Республики Башкортостан.
Выступления оцениваются по трем возрастным группам: младшее звено (1-4классы), среднее звено (5-8 классы) и старшее звено (9-11 классы).
Количество участников первого (заочного) этапа не ограничено.
Количество победителей второго (заключительного) этапа – не более 25% конкурсантов от общего количества участников.
Оргкомитет имеет право в исключительных случаях изменить количество участников финального этапа.
КОНКУРСНЫЕ НОМИНАЦИИ:
«Тукай сүзе төрле телләрдә» / «Тукай на разных языках» – поэтическое наследие Г. Тукая, литературная композиция по творчеству Г. Тукая:
– индивидуальное выступление;
Конкурсант должен выбрать одно поэтическое произведение Г. Тукая (или логически завершённый отрывок) для художественного чтения
с длительностью звучания до 5 минут.
– творческий коллектив (строго не более 5 человек).
Творческий коллектив представляет литературную композицию, созданную на основе художественныхпроизведений Г. Тукая (стихотворения, сказки, поэмы, воспоминания) длительностью до 8 минут.
Данная номинация предполагает исполнение произведений Г. Тукая на одном из выбранных конкурсантом языке (русском, башкирском, татарском, английском, чувашском, марийском и др.)
«Гамьле дөнья » / «Чудесный мир» – поэтические произведения современных поэтов:
– индивидуальное выступление;
Конкурсант должен выбрать одно поэтическое произведение из творчества современных поэтов Башкортостана (или логически завершённый отрывок) для художественного чтения с длительностью звучания до 5 минут.
Данная номинация предполагает исполнение поэтических произведений современных поэтов на татарском языке.
Критерии оценки:
– Сценическая культура (внешний вид, манеры, начало и завершение выступления) – 5 баллов.
– Выразительность чтения (свобода звучания голоса, дикция, интонирование, культура произношения, темпоритмическое разнообразие) – 5 баллов.
– Исполнительское мастерство (жесты и мимика, контакт и общение со зрителем, перспектива переживаемого чувства и степень эмоционального воздействия) – 5 баллов.
– Художественная значимость литературного материала и его соответствие возрасту и индивидуальности исполнителя – 5 баллов.
– Логичность и композиционная целостность режиссёрского решения, предложенной темы, при рассмотрении конкурсных работ на основе компилятивного литературного материала или произведения, представленного в режиссёрской (исполнительской) интерпретации – 5 баллов.
Выступления конкурсантов индивидуальной программой оцениваются по 20-балльной системе, с коллективной программой – по 25-балльной системе. После выставления оценок выводится средний балл. При решении спорных вопросов, председатель жюри имеет право на один дополнительный голос.