Ермак Тимофеевич - казачий атаман




Кунгурского муниципального района

 

 

 

 

 

 

Лет назад начался исторический поход дружины Ермака

Кунгурский муниципальный район, 2016

 

«Легендарный Ермак Тимофеевич» Краеведческое пособие / МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека» Кунгурского муниципального района; сост. Кузнецова Н.В.; отв. за выпуск А.А. Шемелина. – Кунгурский район [б.и.], 2016. - 28с.: фото.

 

Отв. за выпуск: Шемелина А.А., директор

МБУК «Межпоселенческая центральная

библиотека»

 

Составитель и компьютерный набор и дизайн:

Кузнецова Н.В., методист

МБУК «Межпоселенческая центральная

библиотека»

 

Введение

Пермский край – территория, близкая нам с детства, прекрасная и неповторимая, чудесное место, имеющее свою историю. Освоение Урала, заселение его русскими, дало толчок к покорению Сибири.

История полна тайн, загадок, неразрешимых парадоксов. К одной из жгучих и интереснейших тайн относятся события Ермаковой экспедиции в Западную Сибирь. Имя легендарного казачьего атамана известно, кажется, всем и каждому, но вот обстоятельства его похода, его подвиг сокрыты покровом тайны. За два с лишним столетия историческая наука накопила множество гипотез, версий, загадок, а порой, и просто домыслов относительно тех или иных моментов сибирского взятия.

2016 год – год знаменателен тем, что 435 лет назад начался исторический поход дружины Ермака.

1 сентября, помимо того, что в этот день почти во всех странах мира начинается новый учебный год, для Пермского края, как дата, примечательна еще одним ярким событием. Именно в этот день из Нижнечусовского городка начал свой знаменитый поход в Сибирь атаман Ермак.

Личность Ермака, его поход для завоевания Сибири столь значимы для русского государства, что обросли мифами и легендами. Особенно полнится такими мифами земля кунгурская. Их первоисточником послужила «Летопись Сибирская краткая Кунгурская» в изложении тобольского картографа и историка Семёна Ремезова.

История присоединения Сибири к России и, в частности, поход дружины Ермака более двух столетий служат предметом исследований. Однако до сих пор нет научно обоснованной хронологии и взаимосвязи происходивших при этом событий.

 

 

Ермак Тимофеевич - казачий атаман

Казак с невиданным упрямством,

Врата Сибирские открыл,

Кучума уничтожил ханство,

Лихое войско истребил!

Расширив русские границы,

Зло бумерангом упредил,

Все силы отдал до крупицы

И живота не пощадил.

 

Ермак Тимофеевич - казачий атаман, завоеватель Сибири. Большинство исследователей считают его донским или волжским казаком, а согласно некоторым летописям он был выходцем из Центральной России.

К великому сожалению, источники не сохранили точных данных о месте и дате рождения Ермака. После смерти атамана различные волости и городки оспаривали честь именоваться его Родиной. Расхождение летописей по поводу того, являлся ли Ермак атаманом волжских или донских казаков, можно дать двоякое объяснение. Ермак со своими станичниками действовал на Волге и на Дону, поэтому с полным основанием мог именоваться как волжским, так и донским атаманом.

Ермак – имя необычное. Нет, и не было другого человека, которого бы звали так, потому что нет в православных святцах такого имени. А был легендарный казачий атаман человеком набожным и, конечно, крещеным. Историки зафиксировали 7 имен: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей и Еремей.

Некоторые ученые считают, что Ермак – это измененное имя Ермолай. По Ермолаю и служат панихиды, поминая Ермака, а Ермак же звучало как сокращение. Другие историки и летописцы производят его от Германа и Еремея. Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василия. Эта же версия обыгрывается в сказе П. П. Бажова «Ермаковы лебеди». Существует мнение, что «Ермак» — прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи.

Из летописных источников следует, что дед Ермака - Афанасий Григорьев Аленин был в Суздали посадским человеком, затем перебрался во Владимир, где кормился извозом и немного разбоем, за что был посажен в тюрьму, но бежал из нее в Юрьевиц Волжский, прихватив семью. Его сыновья - Родион и Тимофей переселились на реку Чусовую, где у Тимофея родились 3 сына: Гавриил, Фрол и Василий (Ермак). Какое бы имя не получил атаман при крещении, сподвижники называли его Ермаком, и ни на какое другое имя он не отзывался. Под этим именем Ермак был записан в Синодик (поминовение) Софийского собора в Тобольске, который составлялся со слов его казаков в 1662 году.

Ермак, тогда еще Василий Аленин, действительно, если не родился, то юные годы провел на Чусовой, куда от скудности сошла семья. Подобно деду и отцу, Василий Аленин занимался свозом купеческих грузов, но в отличие от них возил товары не на подводах, а на судах по Каме и Волге, но потом ушел от наемной работы на волю, прибрал небольшую дружину и стал казаком. Летопись умалчивает, каким путем и при каких обстоятельствах Василий Аленин променял тяжелую долю судового работника на вольную, но полную опасности жизнь казака.

До нас не дошел ни один живописный портрет Ермака, да и вряд ли они существовали при его жизни. Портретов с,,воров” и,,разбойников”, разумеется никто не писал, а когда к Ермаку пришла официально признанная слава, его уже не было в живых. Летописи же описывают внешность атамана очень скупо и лаконично: среднего роста, широкоплеч, узкое лицо, обрамленное темной бородой, густые, слегка вьющиеся волосы, светлые (голубые или серые) глаза, весьма подвижен и скор в движениях. Во время похода в Сибирь ему было 35 – 40 лет.

Не существует достоверных данных, которые позволили бы нам составить правдивое жизнеописание Ермака Тимофеевича. Поэтому мы не сможем узнать, как именно прожил Ермак первую половину своей жизни, откуда он был родом - эти вопросы остаются загадкой.

Имя или прозвище одного человека стало символом русского бесстрашия.

 

 

Завоевание Сибири

Мало кто может сравниться по известности в народе с победителем Сибирского ханства казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем. О нем сложены песни и сказанья, написаны исторические романы, повести и пьесы. Описания сибирского похода вошли во все учебники истории. Вот какой портрет может предстать перед нашим взором.

 

Был атаман плечист и зрачен,

С густою чёрной бородой,

Дух богатырский не растрачен,

Искрил широкою душой!

 

В общении честен и доверчив,

Разумный, мудрый и простой,

И беспредельно ласков сердцем

Бесстрашный, храбрый, озорной...

 

С врагом - жестоким иноверцем,

Был беспощаден и суров,

Спасая от набегов дерзких,

Покой и жизнь, детей и кров!

 

Но волею своей казачей,

Как словом Божьим дорожил

И коли не умел иначе,

Он для людей свой век прожил

 

В 1579 году дружина казаков, под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Черкаса Александрова и Богдана Брязги, была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума, и пошла вверх по Каме, а в июне 1579 года прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Существует весьма веский аргумент. Именно Ермаку, а не другим вольным атаманам направили Строгоновы грамоту, с предложением «быть не разбойниками, а воинами царя Белого и примириться с Россией». Казаки сочли за благо принять предложение Строгоновых и прибыли к ним числом в 540 человек.

Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума. Благодаря знаниям местных рек, Ермак ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил.

Нрав Ермака, как свидетельствуют достоверные источники, был по-настоящему твердым и суровым. Вот, что пишет о чертах характера Ермака А.Н.Радищев в своем очерке «Слово о Ермаке»: «Ермак, избранный единожды верховным начальником своею собратею, умел над ними удержать свою власть во всех противных и неприязненных ему случаях: ибо если нужно всегда утвержденное и наследованное мнение, чтобы владычествовать над множеством, то нужно величие духа или же изящность почитаемого какого-либо качества, чтобы уметь повелевать своею собратею. Ермак имел первое и многие из тех свойств, которые нужны воинскому вождю, а паче вождю непорабощенных воинов».

Русский историк Александр Нечволодов пишет: «Ко времени появления его у Строгановых это был настоящий русский богатырь, отважный и решительный, предприимчивый и умный, отлично знающий людей и закаленный как в борьбе с суровой природой, так и со всеми житейскими невзгодами. Ермак, кроме того, отличался замечательным красноречием и умел вовремя сказанным словом, исходившим из глубин его исполинской души, побуждать своих смелых соратников на бесстрашные подвиги».
Вообще вольные казаки в то время участвовали в самых значительных военных событиях, что во многом способствовало и их победе над Сибирским ханством, имели свою военную организацию и признанных военных руководителей.

В организации похода Ермака совпали интересы правительства, Строгановых и самих казаков. Инициатива похода в Сибирь принадлежала казакам, которые после нападения на царских послов и стычек с Ногайской Ордой на Дону вынуждены были уйти на новые места, укрыться от возможных репрессий со стороны правительства. Приход их на Каму в 1580 г. не был случайным и совпал с окончанием льгот на пермские Строгановские земли. Строгановы искали возможности расширения своих владений за Уралом. Правительство ориентировало на мирное проникновение за Урал, предупреждало от «задирания» сибирских татар, опасаясь их сокрушительных набегов.

Сначала отряд казаков направился в северную часть Строгановских владений. Ремезовская летопись говорит: «Ермак побеже вверх по Волге и по Каме и дошел до Орла-городка. В Орле – городке - по Чусовой». В то время это была наиболее заселенная, экономически развитая часть Строгановских владений. В Орле-городке имелись кузницы, которые могли изготовить оружие для дружины.

Из Орла-городка Ермак поздней осенью спустился по Каме до устья Чусовой и, продвигаясь по ней вверх, «обмишенился» — свернул на Сылву, приняв ее за продолжение Чусовой. Здесь он был вынужден зазимовать на городище, которое до сих пор называется Ермаковым (напротив г. Кунгура на правом берегу Сылвы над известной Ледяной пещерой). Перезимовав на Сылве, казачья дружина снова вышла в Чусовую и поднялась по ней до Нижнего Чусовского городка. Строгановская и другие летописи говорят о том, что казаки были использованы Строгановыми для обороны южной части их владений от набегов вогуличей. Местное предание говорит о сражении Ермака с вогуличами у переволоки недалеко от устья Чусовой. На Чусовой и Сылве сохранилось много географических названий, связанных с именем Ермака (камень Ермак, Ермаков перебор, речка Ермаковка, хутора Ермаковы и т. д.).

До начала похода в Сибирь в июле 1581 г. казаки отразили набег сибирского мурзы Бегбелия на Чусовской городок. Помощь людьми и припасами была получена казаками путем угроз, взять их силой, и Строгановы, вероятно, были рады избавиться от казацкой вольницы, направив ее на восток. В случае удачного завершения этого рискованного предприятия они надеялись воспользоваться им для освоения зауральских земель.

1 сентября 1581г. отряд Ермака, насчитывавший около 500 человек, двинулся из Чусовского городка в Сибирь, «изготови себе с дружиною своею запасы и взя с собою тутошних жителей мающих людей и поиде рекою Серебрянкою вверх». Кроме русских, в походе приняли участие и коми-зыряне. Зазимовав в устье маленькой речки Кокуй, впадающей в Серебрянку, весной 1582 г. казаки перебрались на р.Тагил. Здесь они сделали остановку для постройки новых стругов для движения по сибирским рекам. Это место известно как Ермакове городище (к северу от г. Нижний Тагил). При раскопках на городище обнаружены остатки землянок, кузнечный горн, обломки оружия и доспехов, куски железных листов с гвоздями для обивки днищ судов, монеты Ивана IV. Небольшая площадь городища (600 кв.м.) говорит о небольшой численности размещавшегося в нем отряда.

После недолгой остановки дружина Ермака прошла с боями по рекам Туре, Тавде, Тоболу и 26 октября 1582 г. взяла столицу Сибирского ханства г. Кашлык (Сибирь). Ермак проявил себя как опытный полководец и дипломат. Зауральские манси и ханты постепенно перешли на сторону русских, приняв их подданство, в чем видели избавление от тяжелого ига Сибирского ханства. Перешла на сторону Ермака и часть татарских феодалов, недовольных ханом Кучумом.

Уход дружины Ермака в Сибирь ослабил оборону русских поселений Верхнего Прикамья, чем воспользовался пелымский князь Кихек, совершивший новый набег, разорив Соликамск, Сылвенский и Ливийский острожки и поднявшийся вверх по Каме до Кайгородка. Из осажденной им Чердыни воевода В. Пелепелицып, имевший личные счеты с Ермаком во время пребывания царским послом на Дону, написал донос царю, свалив всю вину за случившееся на Строгановых и Ермака. В «опальной» грамоте Ивана IV Строгановы не столько обвинялись в призвании на службу беглых казаков, сколько в том, что не смогли организовать отпор Кихеку и нарушили условие грамоты 1574 г., поскольку казаки «вогулич и вотяков и пелымцев задирали и войною на них приходили и тем задором с сибирским Салтаном ссорили нас». Однако правительство Ивана IV хорошо понимало значение похода для укрепления Русского государства в Сибири. Оно благосклонно приняло посланцев Ермака и быстро использовало результаты похода. Оно включило зауральские земли в состав государственной территории, отменив пожалование Строгановым и обязав их в 1584 г. поставлять продовольствие, снаряжение и крупные суда для русских отрядов, шедших по пути Ермака. В дипломатической переписке с иностранными государствами и в заявлениях русских послов присоединение Сибири было представлено общегосударственным актом, означавшим вхождение Сибири в состав России. Прикамье, ставшее плацдармом для продвижения русского населения в Сибирь, сыграло важную роль в освоении Сибири. Власть чердынских воевод была распространена на северную часть Зауралья, и некоторые из них становились первыми воеводами новых зауральских городов. Из Перми Великой переселялись на восточный склон Урала служилые люди, посадское население, мастера по строительству укреплений и речных судов. Соликамские кузнецы ковали сошники и другие орудия труда для крестьян, начавших осваивать сибирскую пашню.

В 80-х годах XVI в. создаются русские города в Сибири и на восточном склоне Урала. Временные военные лагеря, основанные дружиной Ермака и шедшими вслед за ней русскими отрядами, продолжали использоваться как опорные пункты на пути в Сибирь.

В 1588 г. при впадении р. Ивдель в Лозьву создается главная перевалочная база — Лозьвинский городок: «Лета 7090 князь великий Федор Иванович повеле возити на Лозьву городок хлебные запасы от поморских городов на жалование сибирским ратным людем». Городок становится центром нового обширного уезда, укрепляется острогом, городнями и сторожевыми башнями. В зимнее время в нем скапливалось до 900 т. различных грузов; более 2,5 тыс. подвод и до 3 тыс. временного населения. На плотбище строились суда, которые с пристани городка отправлялись на Туру, Тавду, Тобол и Иртыш. Здесь стоял небольшой гарнизон из стрельцов и казаков. Городок стал центром сбора ясака с окрестного вогульского населения.

Одновременно со строительством дороги началось строительство нового города в верховьях Туры, в котором разместилась главная сибирская таможня. Место для города было выбрано удачно— на высоком скалистом мысу левого берега р.Туры были поставлены укрепления деревянного кремля. Город стал новой перевалочной базой в Зауралье, в связи с чем Лозьвинский городок был ликвидирован, его укрепления сплавлены в Пелым, а гарнизон переведен в новый город, получивший название Верхотурье.

При строительстве городка в глухом, пустынном месте правительство пыталось набрать рабочую силу вольным наймом. Однако средства, отпущенные на это, были настолько малы, что в Перми Великой не нашлось желающих работать за скудную плату. Пришлось прибегнуть к принудительному найму по расценкам вдвое меньшим, чем требовали нанимавшиеся, а также к труду служилых людей и татарских пленников, взятых в Казанском ханстве, т. е. вести строительство обычными крепостническими способами. Ермак Тимофеевич, погибший в 1585 году, был профессиональным воином и великолепным военачальником, подтверждение чему можно найти на страницах любых летописей. Известно, что около двух десятков лет он служил на южной границе России, возглавлял отряды, посылаемые в Дикое Поле для отражения татарских набегов. Данный факт подтверждается челобитной одного из соратников Ермака, казака Гаврилы Ильина, в которой было написано, что «20 лет полевал с Ермаком в поле». Другой казак, Гаврила Иванов, сообщал, что был на государственной службе «в Сибири 42 года, а прежде того служил на поле 20 лет у Ермака в станице с иными атаманами». Начиналось знаменитое "сибирское взятие", с берегов Чусовой, в Нижнем Чусовском городке. В 1582 г. Ермак разгромил Кучума и взял столицу Сибирского ханства, послал отряд за подмогой. Но далека дорога в Сибирь, не дождались помощи казаки — Кучум напал на лагерь Ермака и перебил сонных воинов. Погиб в том бою и Ермак. Кончина Ермака поразительна по совпадению с гибелью другого народного героя – Чапая, не говоря о том, что любимой песней Василия Ивановича была песня о Ермаке. Так же бушевала буря, так же не совсем ясны последние минуты. Боя в устье Иртыша не было. На спящих напали внезапно. По выработанной годами тактике, захваченные врасплох казаки бросились к спасательным стругам. Проснувшись, и Ермак бросился к своему стругу, но, одетый в тяжелый, жалованный царем панцирь, не доплыл до судна и, попав в водоворот, утонул.

Это случилось в ночь с 5 на 6 августа 1584 года.

 

Стиснув зубы Ермак отбивался,

Меч свой сжимая железной рукой,

И, отступая, к челнам приближался…

Вот уж он ногу занес над кормой,

Но оступилась нога Атамана: ……

 

Тонул Ермак вблизи от струга

Свистели стрелы у виска,

Ох, тяжела его кольчуга-

Подарок грозного царя

Существует легенда о том, что, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться.

 

Потом пришли лихие вести,

В холодных водах Иртыша,

Кучума слуги в тихом месте

Узнали тело Ермака.

 

Но получив сие известие,

Прошла жестокая молва,

Кучум устроил праздник мести

Над мёртвым телом Ермака.

 

Он выпускал шальные стрелы,

В его беспомощную плоть

Все сорок дней как оголтелый,

Крича, что беркут, во всю глоть!

 

Но снами жуткими охвачен,

Явлений страх - недобрый знак,

Кровь в его жилах рысью скачет

И мёртвым страшен был Ермак!

 

Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. В настоящее время рассматривается вопрос о подлинности захоронения. Подаренный Ермаку царем Иваном панцирь с мишенями (бляшками), принадлежавший воеводе Петру Ивановичу Шуйскому, убитому в 1564 году гетманом Радзивиллом в битве при Чашниках, сначала попал к калмыцкому тайджи Аблаю, а в 1646 году был отбит русскими казаками у «воровской самояди» — восставших селькупов. В 1915 году при раскопках сибирской столицы Кашлыка были найдены точно такие же бляшки с двуглавыми орлами, что были на панцире Шуйского, которые мог обронить там сам Ермак. Несмотря на гибель Ермака в 1585 г. и временное отступление русских отрядов, Сибирское ханство уже не оправилось. Это создало условия для мирного освоения русскими людьми Зауралья и всей Сибири. Недаром К. Маркс отмечал, что походом Ермака «была заложена основа азиатской России». Поход был совершен по инициативе самих казаков, что отразилось в устной народной традиции по рассказам самих участников похода и в ряде летописей (Ремезовской, Кунгурской).

Таким образом, поход Ермака не являлся случайным набегом. Он был подготовлен самим Ермаком. Ермак тщательно изучил местные речные пути, взял с собой проводников, испытал в боях возможного противника, захватил у вогуличей легкие суда, на которых было удобнее плыть по мелким и быстрым уральским рекам. Подготовка к походу сопровождалась помощью купцов Строгановых, которые, организуя этот поход, преследовали свои интересы: окончание льготы лет на камских землях и угроза нападения из Сибири заставили их ускорить подготовку за завоевание зауральских земель при поддержке царя.

 

 

Ермак в Кунгуре

В 1703 году первый историограф Сибиритобольский сын боярский Семен Ремезов обнаружил в городе Кунгуре некую рукопись. Вероятно, к тому времени он как раз завершал работу над своей знаменитой «Историей Сибирской», а потому вновь найденные сведения после некоторой переработки включил в состав этого труда в виде отдельных листов под заглавием «Летопись Сибирская краткая Кунгурская».

Кунгурская летопись сообщает, что направлявшийся на службу к именитым людям Строгановым Ермак «обмишенился» и вместо того, чтобы подняться по реке Чусовой до Строгановского Нижнее - Чусовского городка, свернул на Чусовской приток Сылву. Если учесть, что места для Ермаковых казаков были незнакомы, а устье полноводной Сылвы немногим отличается от принимающей ее Чусовой, такая ошибка кажется допустимой. Однако картина существенно меняется, если вспомнить, что еще в 1570 году Строгоновы поставили на слиянии этих рек Сылвенский острожек, чтобы никто с Сылвы на Чусовую или с Чусовой на Сылву без их ведома пройти не мог. И если Ермак повел отряд мимо острожка, то конечно, не случайно.

Зачем же атаман пошел по этому пути? Сылва не входила в состав Строгановских владений. Зато освоение чусовских берегов выше места впадения Сылвы заставило Строгановых задуматься об организации надлежащей защиты от вражеских набегов по этой реке. Сылвенский острожек был щитом от таких набегов. Но уважали того, кто кроме щита имел и меч. Казачий поход должен был продемонстрировать нерусскому населению сылвенского края военную мощь новых хозяев Прикамья.

Сколь высоко поднялись по Сылве казаки? Начало похода Кунгурская летопись датирует 26 сентября. В середине ноября большинство уральских рек прочно сковываются льдом. Таким образом, у казаков было около полутора месяцев. Совсем немного, если учесть, что им приходилось вести суда против течения и пребывать в постоянной готовности к стычке с врагами. Зимовка на Сылве, вероятно, изначально входила в планы казаков.

Уральский городок Кунгур был основан в середине 17 века. Сегодня он известен прежде всего благодаря Ледяной пещере, единственной в России, оборудованной для посещения туристов. Поднявшись от естественного входа вверх по склону одноименной горы, попадем на место, которое издавна называют Ермаковым городищем – зимовьем дружины Ермака. Под горой течет неторопливая Сылва, на противоположном берегу которой расположилось село Филипповское. Археологические находки, сделанные в этих местах, служат главным подтверждением истинности сведений Кунгурской летописи о сылвенском походе. Возле входа в пещеру были обнаружены обрывок кольчуги и русский бердыш 16 века. Этим же временем датируются захоронения русских воинов у с.Филипповского. Километром ниже по течению Сылвы, на Ледяной горе, поставили сторожевой пост входящих в отряд коми – зырян (Ремезовская «История» указывает, что после ухода основного отряда на городище остались «с женами зыряне»), а выше по течению, на расстоянии пяти – шести часов неспешного плавания, - другой пост, на вершине скалы Ермак. Среди здешних рифов этот камень ближайший к Ледяной горе, на его крайнем выступе имеется удобная площадка для сигнального костра, да и Сылва на этом участке почти по прямой линии.

Но был ли камень Ермак крайней восточной точкой, до которой добрались в этом походе казаки? Кунгурская летопись повествует: «…и погребли по Сылве вверх и замороз дошли до урочища, Ермакова городища ныне словет; и идучи у жителей обирали хлебы и запасы и тут зимовали, и по за Закамени вогуличь воевали и обогатели… И в поход ходиша на вогуличей 300 человек и возвратишася з богатством в домы своя…». Сложно найти иной смысл у этих слов, кроме одного: часть Ермакова воинства впервые побывала на восточном склоне Уральских гор почти за год до сибирской экспедиции.

Есть ли иные данные, подтверждающие эту гипотизу? Летописи молчат, составляющие археологические поиски не проводились, зато местные предания и данные топонимики позволяют уничтожить вероятный ход событий. Выше по течению Сылвы, при впадении в нее речки Шатлык, расположена деревня Хуторы Ермаковы. Согласно преданию, в этом месте было еще одно зимовье казаков. Другое предание говорит о том, что часть Ермакова воинства зимовала на горе Городище, что в нынешнем селе Большие Ключи на сылвенском притоке, реке Иргине. Само название горы указывает на когда-то стоявшее здесь укрепленное поселение. Более того, предание утверждает, что именно из этого зимовья три сотни казаков ходили в лыжный поход за Уральские горы, откуда вернулись с богатой добычей.

Кажущиеся на первый взгляд невероятными, эти сведения при знакомстве с местностью, на которой происходили легендарные события, поражают своей логичностью. Казаки могли свернуть на Иргину по нескольким причинам. Во-первых, чуть выше ее впадения Сылва делает крутой поворот и ведет уже не на юго -, а на северо-восток (сразу за поворотом даже на северо-запад). Во-вторых, близ впадения Иргины река образует удобный для обороны мыс, с обеих сторон от которого расположены лесистые острова, позволяющие контролировать передвижения по воде. В-третьих, современная деревня Усть - Иргино – одно из самых дальних мест, где археологи находили русскую керамику 13 – 15 веков. Не располагал ли Ермак сведениями о течении реки только до этого места? Наконец, здесь казаков мог застигнуть ледостав.

Иргина в этом случае предоставляла возможность плыть дальше, поскольку зимой благодаря минеральным источникам у подножия горы Городище она остается свободной ото льда.

Выбор Городища для лагеря также очень логичен. Выше его Иргина замерзает. Сама же гора, имеющая удивительно правильную коническую форму, безраздельно господствует над долиной, протянувшейся с запада на восток между двумя увалами. Иного места, сравнимого с этим по оборонительным характеристикам, здесь просто нет.

Поскольку лыжный поход не привязан к течению рек, можно предположить, что казаки стремились идти прямо на восток. Такой путь вывел бы их к месту расположения крупного города.

Название Сылва переводится с одного из древних коми-пермяцкого языка как «Талая вода». Весной по талой воде Ермак с дружиной спустился до устья Сылвы вышел в Чусовую и вскоре прибыл в Нижнее-Чусовской городок. Начиналась героическая эпопея покорения Западной Сибири. Не следует ли рассматривать сылвенский поход атамана Ермака как предвестие этой эпопеи, глубокую разведку, в ходе которой казакам удалось побывать на восточном склоне Уральских гор? Однако поход казаков по уральской реке Сылве является спорным моментом в Ермаковой эпопее. Место, где предположительно зимовал Ермак на Сылве, находится на Кунгурской Ледяной горе, что над Ледяной пещерой. Это место называется Ермаковым городищем. Легенды сложились на основе письменных источников, но обратимся к фактам. По результатам археологических раскопок, произведенных в 1950 и в 1965 годах археологами В.Ф. Генингом и В.А. Обориным, на Ермаковом городище (площадь 7 тыс. кв.м.) в культурном слое были найдены обломки тигеля, наконечники стрел, части поясного набора и конской сбруи, глиняные пряслица и фрагменты сосудов. По заключению известного пермского археолога В.А. Оборина, городище является интересным памятником, отражающим переход от Неволинской и Сылвенской культуре угорского населения (18-19вв.). Недалеко от этого археологического памятника на высоком мысу правого берега Сылвы в 0,3 км. к северо-западу от Кунгурской ледяной пещеры находится еще один археологический памятник – Кунгурское городище (10-11вв., Сылвенская культура). Его обследовали археологи В.Ф. Генинг и В.А. Оборин в 1950 и 1965 годах. Были обнаружены очаги, хозяйственные ямы, остатки столбовых сооружений. Среди находок – железные наконечники стрел, шило, рукоятка меча, кольца от кольчуги, бусы, глиняная посуда местного, зауральского и булгарского происхождения. А вот следов пребывания воинов Ермака на ледяной горе и в близлежащей местности археологи не обнаружили.

Обнаруженные находки, относящиеся к 16 веку, возле Ледяной пещеры могли существовать во времена Ермака, но использовались по своему назначению чуть позд­нее и к атаману, его дружине не имели прямого отношения.

Историк Останин пишет: «К чести современных кунгуряков, они вслед за пермскими археологами и санкт-петербургским историком Р.Г. Скрынниковым признали, что плутание Ермака на Сылве, строительство казаками городи­ща на Ледяной горе, зимовка, посещение Ледяной пещеры, возведение часовни, оставление семейных казаков на кунгурской земле - это выдумка, которая, впро­чем, хороша для привлечения туристов».

Деревня Ермака»

К «Д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: