Получать иногда низкие оценки нормально




Посоветуйте родителям правильно воспринимать отметки

Светлана Дмитриева
канд. психол. наук, педагог-психолог ГБОУ «Школа № 17», Москва
Ирина Пермякова
педагог-психолог ГБОУ «Школа № 17», Москва

Расскажите родителям на собрании, как относиться к двойкам и тройкам, чтобы не отбить у ребенка желание учиться. Готовые рекомендации и причины плохих оценок читайте в статье.

 

 

Учитель оценивает знание материала, а не самого учащегося

В начальной школе у детей складывается отношение к отметкам, которое определяет успехи в учебе до 11-го класса. Важно, чтобы родители поддерживали ребенка. Дети отождествляют отметку за учебное задание и оценку себя как человека. Ребенок думает: «Я плохой, потому что у меня двойка за контрольную». Если учащийся часто получает низкие оценки, у него может сформироваться низкая самооценка, которая помешает в учебе.

Когда ребенок боится получить плохую отметку или негативно относится к оценкам, у него снижается учебная мотивация. Второклассникам тяжелее воспринимать двойки и тройки, чем остальным учащимся, потому что им раньше не ставили отметок. Во втором классе детям приходится снова перестраиваться, привыкать к новым условиям, когда домашние задания и ответы на уроке педагог отмечает оценкой в дневнике. Негативные переживания из-за оценок снижают интерес к учебе, ухудшают отношение к школе, увеличивают количество низких оценок.

Рекомендации. Заранее объясните ребенку, что отметка не говорит о том, хороший или плохой он сам. Это касается и низких, и высоких отметок. Они показывают, правильно ли учащийся выполнил задание, насколько хорошо понял конкретный материал, как выполняют учебные действия. Двойка или тройка указывает, на какой теме нужно остановиться, чтобы разобраться в ошибках и потренироваться.

Важно получать знания, а не отметки

Искаженное отношение к отметке у ребенка формируют взрослые. Первый вопрос, который задают родители при встрече учащегося из школы: «Что ты получил сегодня?» Школьник фиксирует внимание на внешней стороне учебной деятельности, ценит отметки, а не знания. Ребенок привыкает стараться только чтобы получить четверку или пятерку. Учебную мотивацию в виде оценки все сложней поддерживать по мере взросления ученика и усложнения школьной программы.

Рекомендации. Чтобы поддержать ребенка и развить у него учебную мотивацию, после учебного дня спросите: «Что нового, удивительного и интересного ты узнал в школе, что научился делать?» Если школьник увлеченно рассказывает о новых знаниях, поддержите его своим интересом. Попросите его что-нибудь объяснить, покажите, что теперь он сам может делиться с вами новыми знаниями. Ваш интерес разовьет стремление получать знания, а не высокие отметки.

Если ребенок получил низкую отметку или отметку, которая его не устраивает, обсудите, почему это произошло и как можно исправить. Помогите, если ему трудно найти решение. Не поддерживайте идею, что плохую отметку он получил из-за посторонних факторов: шума в классе или за окном. Помогите школьнику осознать, что его успехи зависят от него самого. Если вы сомневаетесь в причинах, поговорите с учителем об этой ситуации.

Не ругайте ребенка за низкие отметки – школьник начнет опасаться реакции взрослых. Учитывайте особенности ребенка: слово или замечание, которое покажется вам нейтральным, некоторые дети воспринимают болезненно.

Получать иногда низкие оценки нормально

Осложнить процесс адаптации к оценочному обучению может «зацикливание» семьи на оценках. Если родители придают чрезмерное значение отметкам, они начинают оценивать ребенка через призму его школьных успехов. Ребенок нервничает, старается соответствовать требованиям семьи, когда понимает, что для родителей его оценки очень важны. Повышенная тревожность мешает усваивать учебный материал.

Рекомендации. Отмечайте успехи ребенка во всех делах, не только в школьных – он почувствует себя значимым и успешным. Если вы замечаете, что ребенок боится получить низкую оценку, подумайте, откуда мог появиться страх. Разберитесь вместе, в чем причина страха. Не напоминайте ребенку, что он боится, акцентируйте внимание на успехах, отметьте его смелость в конкретных ситуациях. Например, скажите: «Ты аккуратнее выполнил домашнее задание, молодец!» Ребенку будет приятно, если даже небольшие успехи будут замечены. Учитывайте, как школьник относится к получению двойки или тройки: переживает, расстраивается или ему все равно. Если вам кажется, что ситуация зашла слишком далеко и вам трудно в ней разобраться, поговорите с учителем и обратитесь за помощью к школьному психологу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: