Определения уровня социализированности личности




Занятие №5

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

 

Вопросы для обсуждения

1. Проведите анализ отечественных и зарубежных представлений о сущности сюжетно-ролевой игры и ее роли в психическом развитии ребенка.

2. Каковы основные направления развития эмоциональной сферы дошкольника?

3. Проанализируйте изменения в развитии коммуникативной сферы дошкольника.

4. В чем сущность кризиса 7 лет?

 

 

Основная литература

  1. Гуткина Н. М. Психологическая готовность к школе. - М., 1996.
  2. Диагностика умственного развития дошкольника. Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. - М., 1978.
  3. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
  4. Фельдштейн Д.И.Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 2004.
  5. Мюллер С. Развитие суперпамяти и супермышления у детей. Быть отличником просто. – СПб., 2010.

Дополнительная литература:

  1. Будницкая И. И., Катаева А. А. Ребенок идет в школу. – М., 1985.
  2. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития дошкольника // Проблемы развития психики. – М., 1981.
  3. Заваденко Н.Н.Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001.

 

 

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

(методика М. И. Рожкова)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, актив­ности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход опроса

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 - всегда; 3 - почти всегда; 2 - иногда; 1 - очень редко; 0 - никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необ­ходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

         
         
         
         

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся по­лучают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности подрост­ков гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка, если же он больше двух, но меньше трех, то это свиде­тельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предполо­жить, что отдельный подросток (или группа подростков) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

 

Таблица 1. Характеристики социализированности обучающихся по ступеням обучения в учреждении дополнительного образования детей

Ступени обучения Характеристики социализированностиобучающихся, прошедших обучение по инновационным технологиям.
I ступень (5–9 лет) -проявляет активность при участии в массовых мероприятиях; – взаимодействует с другими членами коллектива; – с интересом посещает занятия в детском объединении; – имеет представление о предполагаемом продукте деятельности; – не мешает другим детям на занятии; – демонстрирует свои достижения в других социальных группах; –правильно организует свое рабочее место; – не требует излишнего внимания педагога; – ориентируется в предлагаемых видах деятельности УДОД;
II ступень (10–13 лет) -высказывает свои идеи, соблюдает процедуру при работе в группе; – проявляет доброжелательность в оценках работ других обучающихся; – высказывает свои идеи по поводу создания продукта деятельности; – оценивает процесс деятельности; – формулирует детальное представление об ожидаемом результате; – осознает значимость посещения детского объединения; – стремится исправить указанные ошибки; –проявляет активность при участии в выставках, конкурсах; – выполняет несложные проекты;
IIIступен (14–16 лет) -планирует активность объединения в различных массовых мероприятиях; – владеет способами систематизации и получения информации; – проявляет творческий подход к делу; – анализирует свои достижения в процессе деятельности; – предполагает перспективы использования полученных знаний в своей жизнедеятельности; –понимает значимость своей работы; – демонстрирует навыки сотрудничества, приобретенные в детском объединении и переносит их в другие социальные группы; – воспринимает профессиональные замечания; – проявляет удовлетворение своими достижениями в детском объединении;
IY ступень (16–18 лет) -определяет и выполняет свою часть коллективной работы; – разрешает противоречия; – делает свои выводы и принимает решения; успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с группой; – анализирует потребность окружающих в данном виде деятельности; –успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы; – проводит объективный анализ результатов своей деятельности в группе – проявляет творческий подход в разработке проекте; – стремится к самореализации, саморазвитию, получению новых знаний, умений;

 

АНКЕТА

Определения уровня социализированности личности

(методика Пушкиной Т. Ф.)

Инструкция. Прочитайте внимательно вопрос и выберите наиболее подходящий для Вас один из вариантов ответа. Отметьте его подчеркиванием.

Содержание вопроса Предполагаемые варианты ответа:
  Есть ли у Вас нравственный идеал? Если «да», то назовите, кто это. а) да; б) их несколько; в) нет.
  В чём Вы видите наибольшую угрозу своему счастью? а) лишение общения со значимыми для Вас людьми; б) потеря своего престижа в коллективе; в) отсутствие должного количества денег.
  Обладаете ли Вы чувством собственного достоинства? а) да; б) иногда; в) нет.
  Что значит: «Быть полезным обществу?» а) приносить пользу, как можно большему количеству людей своей деятельностью; б) быть первым во всем; в) не совершать плохих поступков.
  Какой из трёх принципов Вам больше всего подходит? а) жить, чтобы больше знать и уметь; б) жить, чтобы не создавать себе трудностей; в) жить, чтобы наслаждаться жизнью.
  Как Вы поступите, если случайно, не желая того, причинили зло другому человеку? а) сделаю всё возможное для устранения зла; б) постараюсь, чтобы никто этого не заметил; в) обвиню пострадавшего: «Пусть не лезет – сам виноват».
  Учение – большой труд. Ставили ли Вы перед собой когда-нибудь задачу узнать больше того, что давалось на занятии, уроке? а) да; б) иногда, если это вызвало интерес; в) никогда.
  Какое из стремлений характерно для Вас за последний год? а) стремление к самообразованию; б) стремление утвердиться в коллективе сверстников; в) стремление интересно провести свободное время.
  Считаете ли Вы, что знание родной истории помогает в жизни? а) да; б) иногда; в) нет.
  Занимаетесь ли Вы самовоспитанием? а) да, постоянно; б) очень слабо, редко; в) нет, только собираюсь.
  Применимо ли к Вам следующее высказывание: «Учусь на ошибках других?» а) да; б) в редких случаях; в) нет, учусь на собственном горьком опыте.
  Часто ли Вас беспокоит ответ на вопрос: «Кто я?» а) да, задаю вопрос и пытаюсь на него ответить; б) меня больше волнует оценка окружающих; в) нет.
  Ведёте ли Вы дневник, где планируете свою жизнь, анализируете свои успехи и неудачи? а) да; б) пытаюсь; в) нет.
  Какова Ваша реакция на справедливые, но неприятные замечания в свой адрес? а) объяснение своих проступков, их анализ, извлечение уроков на будущее; б) ирония в адрес делающего замечания; в) обращаюсь с ответной критикой.
  Как Вы удовлетворяете свою потребность в эмоциональных контактах? а) люблю общаться с мудрым, добрым, интересным взрослым; б) общаюсь со сверстниками; в) люблю одиночество: играю в компьютер, смотрю телевизор.
  Как часто Вы принимаете самостоятельные решения? а) часто, думаю, что из этого получится; б) часто, но избежать ошибок не удаётся; в) стараюсь узнать мнение другого человека.

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. При составлении вопросов анкеты мы исходили из утверждения, что они должны соответствовать основным показателям социализированности личности обучающегося в возрасте от 11 до 16 лет включительно. С учетом этого мы выявляли проявления нравственных достижений личности (вопросы 1-4), социальной активности (вопросы 4-5), совестливости (вопрос 6), опыта саморазвития (вопросы 7,8,10), умения структурировать социальный опыт (вопросы 9, 11), уровень самосознания (вопрос 12), рефлексии (вопрос 13), уровень саморегуляции (вопрос 14), показатель общительности (вопрос15), уровень самостоятельности (вопрос 16). Уточним, что компоненты социализированности личности находятся в тесной взаимосвязи между собой. Каждый вопрос дает обучающемуся возможность дифференцированного подхода в выборе ответа: варианты ответов (а, б, в) расположены по степени сложности и глубине понимания проблемы и оцениваются 3, 2, 1 баллом соответственно.

Таким образом, сумма баллов при ответе на вопросы, характеризующие уровни социализированности личности составила:

0-16 баллов – I уровень (низкий);

17-32 балла – II уровень (средний);

33-48 баллов – III уровень (высокий).

Можно проанализировать таким образом и проявления нравственных достижений личности (вопросы 1-4), социальной активности (вопросы 4-5), совестливости (вопрос 6), опыта саморазвития (вопросы 7,8,10), умения структурировать социальный опыт (вопросы 9, 11), уровень самосознания (вопрос 12), рефлексии (вопрос 13), уровень саморегуляции (вопрос 14), показатель общительности (вопрос15), уровень самостоятельности (вопрос 16) респондента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: