Обращение самоедов Большеземельской тундры в христианскую веру




Территория Большеземельской тундры с запада и юга ограничена реками Печора и Уса, с востока и юга – хребтом Пай-Хой и Уралом, а с севера – Баренцевым морем. На пространстве Большеземельской тундры кочевали три группы ненцев, приписанных для уплаты ясака к разным населенным пунктам. По названию этих населенных пунктов их называли «пустозерскими, усть-цилемскими и ижемскими самоедами». В течение года ненцы со своими стадами совершали перекочевки: весной – на летние пастбище к морю, где олени меньше страдали от оводов, комаров и мошек; осенью – на зимние пастбища к югу, к границе лесов, где можно было укрыться от холодных зимних ветров. Вера некрещеных ненцев была языческой. Ежегодно весной и осенью своим идолам они приносили в жертвоприношение животных как диких, так и домашних, покупая их у русских поселенцев. Случались даже случаи человеческих жертвоприношений, это могла быть собственная жена или ребенок. Помимо «кровавых» жертвоприношений были и бескровные, когда на священном месте оставлялись какие-либо предметы. Кроме общененецких и частных (родовых) идолов, самоеды покланялись домашним идолам, которые хранились и перевозились при кочевьях в деревянных ящиках-ларях, установленных на специальных священных нартах.

С присоединением к Москве новгородских владений на Севере Московское правительство и духовенство приняли меры к обращению обитавших здесь ненцев в православную веру. Первые попытки христианизации ненцев относятся к XVI веку. В Архангельской губернии Российское библейское общество начало свою миссионерскую деятельность в 1819 году.

Еще до учреждения духовной самоедской миссии небольшая часть большеземельских самоедов наиболее Ижемского ведомства, приняла христианскую веру. Государь император Александр Павлович, желая просветить самоедов святому Евангелия, повелел поручить Архангельскому Епархиальному архиерею изыскать удобнейшие на то меры.

В 1822 году епископ Неофит Архангельский и Холмогорский отправил в самоедские кочевья «для научения самоедов истинам христианским и для крещения» священника Ижемского прихода Мезенского уезда Федора Истомина, который пробыл в тундре три с половиной месяца (с августа по ноябрь) и приобщил к православной церкви 115 самоедов обоего пола. Удачный опыт священника Истомина удостоверил в том, что можно приступить к обращению всего самоедского народа.

По поручении Святейшего Синода, разработанные Неофитом «Правила обращения кочующих в Архангельской губернии самоедов в христианскую веру» были представлены на утверждение императору Александру I и 5 августа 1824 года Высочайше утверждены. После чего была создана «Самоедская духовная миссия» для обращения идолопоклонников в христианскую веру.

Руководителем духовной миссии 22 декабря 1824 года был назначен настоятель второклассного Антониево-Сийского монастыря архимандрит Вениамин. В состав миссии под руководством отца Вениамина первоначально вошли: священник Мезенского уезда Ижемского прихода Феодор Истомин (в 1825 г. он был отозван и вместо него назначен из Архангельска священник Петр Лысков); дьячок этого же прихода Яков Истомин в звании причетника (в 1828 г. его заменил дьячок Алексей Ивановский); причетник-толмач «новокрещенный самоядин Канинской тундры» Василий Двойников. Позднее в состав миссии вошли священники Михаил Леонтьевский и Александр Спирихин.

В состав миссии для особых поручений были также включены: отставной титулярный советник Алексей Федоров, знавший обычаи и образ жизни канинских ненцев. А также ненец Канинской тундры Степан Апицын, в малолетстве принявший христианскую веру и умевший читать и писать.

Напутствуемые молитвами, пожеланиями владыки и всех сочувствующих миссионеры покинули Архангельск 25 января 1825 года.

Миссионеры, стараясь расположить самоедов к себе и заручиться их доверием, вступали с ними в частные разговоры на житейские темы. Снискав расположение и доверие в результате таких разговоров, приняв в расчет интеллектуальный уровень и внешние обстоятельства, миссионеры приступали к проповеди христианской веры. При неудачах в проповеди миссионеры не теряли надежды. Участники миссии проявляли заботу об улучшении условий жизни ненцев и вступали в защиту их от бесчеловечной эксплуатации русскими и коми-ижемскими промышленниками.

Если ненцы Канинской и Тиманской тундр в большинстве своем знали русский язык, то ненцы Большеземельской тундры почти вовсе его не знали, и поэтому с ними нельзя было беседовать иначе как на их родном языке. Предвидя это, руководитель духовной миссии архимандрит Вениамин с самого начала деятельности духовной миссии стал тщательно изучать ненецкий язык и занялся составлением ненецкой грамматики, лексикона и переводом на ненецкий язык Евангелия от Матфея и других церковных книг.

Для того чтобы члены духовной миссии имели возможность совершать богослужение непосредственно в ненецких кочевьях, епископ Архангельский и Холмогорский Аарон в марте 1826 года отправил в миссию передвижную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Церковь снаружи была оформлена цветами, изнутри оснащена колоколами и живописными иконами, и 30 мая была освящена.

По вскрытии рек 13 июля духовная миссия отправилась с этой церковью в Большеземельскую тундру водою на лодках, по рекам: Ижме, Печере и Усе до реки Сейды, а отсюда тундрою на оленях к озеру Харвею. Найдя при нем не малое число самоедов, остановились и поставили подвижную церковь. Найденным при озере самоедам, незнающим вовсе российского языка, предложили Евангельскую проповедь на их природном языке. Когда раскрываема была им подлинность их веры, тогда некоторые из них восклицали: «Тарем, тарем!» (так, так) и «Ти, ти» (вот, вот). Когда же изъяснена была им истинность христианской веры, тогда они противополагали ей: «Нам в своей вере жить хорошо, лучше ли будет, когда примем вашу?» Как же скоро была им изложена сущность христианской веры, то все они решительно и единодушно согласились на принятие новой веры.

В течение всего августа обратилось в христианство и крестилось 347 человек, в различных местах около озера Харвея, по указанию их, найдено и сожжено было 30 деревянных и сокрушенно 20 каменных идолов разной безобразной фигуры во избежание искушений и соблазнов крещеных ненцев к языческой вере. Духовная миссия разъезжая по кочевьям Большеземельской тундры, чинила Евангельскую проповедь по чумам самоедов везде, где их находила.

Из поездки в кочевья ижемских ненцев в предгорьях Урала члены духовной миссии возвратились в Пустозерск 27 сентября 1826 года. Здесь в то время находилось большое число большеземельских ненцев. Миссионеры собрали их в Преображенской церкви, провели с ними евангельскую проповедь и многих из них склонили к принятию христианства. Во время крещения произошло «чудо исцеление». Между крестившимися самоедами находился один большеземельский самоедин Пустозерского ведомства Тасалей Вылкин, нареченный в крещении Фомою, имевший от роду 60 лет. Левую руку от рождения своего имел он иссохшую, а правую с давнего времени в плечи вывихнутую, ни тою, ни другою вовсе он не действовал. Обучаясь пред крещением молиться Богу, он не мог изображать на себе крестного знамения, а только просто покланялся Богу. Как скоро он при своем крещении погрузился в купель, то тотчас получил исцеление обеих рук, и правою рукою тут же при всех начал изображать на себе крестное знамение. Это событие произошло при крещении всех вышеозначенных самоедов в Пустозерской Преображенской церкви, причем находились местные этой церкви священники: Александр Спирихин и Федор Федоров. О том событии тогда же было учинено письменное свидетельство, подписанное как членами духовной миссии и местными священниками, так и бывшими притом изумлении сторонними людьми, которое тогда же было отправлено при рапорте к его преосвященству епископу Архангельскому и Холмогорскому Аарону.

Этот случай в известной мере помог миссионерам вовлечь в христианскую веру значительное количество большеземельских и тиманских ненцев.

В июне 1827 года от острова Варандея миссия отправилась ледовым морем в Югорский шар. Кочевавшим там самоедам, незнающим русского языка, предлагали Евангельскую проповедь устно на самоедском языке, и прочитывали, переведенное на их язык Евангелие от Матфея. Все бывшие здесь самоеды с семействами, в числе 42 человек приняли христианскую веру и крещение. При всем на острове Вайгаче сожжено было самое древнейшее и знаметейшее чтилище их суеверия – главный идол самоедов «Весако» (старик) деревянный, троегранный, седмиличный и при нем 420 других деревянных идолов, с множеством привесов разноцветных суконных лоскутков, ушей от медных котлов, пуговиц и других, преданы огню и сокрушены 20 каменных идолов. На месте их, по освещению святой водой, был водружен Животворящий крест Христов.

По сведениям, представленным архимандритом Вениамином епископу Аарону, духовной миссией «в течение 1825 года и 1826 годов обращено в христианскую веру и крещено самоедов обоего пола Пустозерского, Ижемского и Усть-Цилемского ведомств в мезенских тундрах по берегам: Канинскому – 454, Тиманскому – 324, самоедов Большеземельской тундры 977, да в 1827 году вообще 984 человека, а всего 2739 человек.

В 1828 году духовная миссия разъезжала по ненецким кочевьям в Большеземельской тундре вплоть до Уральского хребта и обратила в христианскую веру значительное число обитавших здесь ненцев. А всего за три года, с 1826 по 1828, в Большеземельской тундре 1871 ненец был обращен в христианскую веру. Причем некоторые из самоедов принимали христианскую веру и крещение, а другие на то не соглашались и оставались непреклонными.

По мере обращения в христианскую веру все большего числа ненцев возникла необходимость строительства для них церквей. По Высочайшему повелению, было объявлено определить в новых учреждениях Канинский Благовещенский, Тиманский Троицкий и Большеземельский Никольский приходы местных священников и учредить строительную духовную комиссию, для построения трех деревянных церквей и домов для причтов в самоедских кочевьях. На духовных членов с местными священниками было возложено обращение остальных самоедов в христианскую веру.

С этого времени - 1 мая 1830 года было прекращено существование духовной миссии. Всего обращено и крещено миссиею самоедов было 3303 человека.

Мишарина Л.Н.

Источники:

1. Окладников, Н.А.

Тернистый путь к православию. Из истории обращения в христианство ненцев архангельских тундр/ Н.А.Окладников, Н.Н.Матафанов; вступ.ст. В.Н.Булатова. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2008. – 477с.: ил.

2. Национальный архив Республики Коми:

Ø Ф.229. Оп.1. Ед.хр.131. Церковно-приходская летопись Колвинской Николаевской самоедской церкви. 1887 – 1914 гг., 52 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: