| Наименование | Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | Код | B | Уровень квалификации |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Возможные наименования должностей, профессий | Методист Старший методист |
| Требования к образованию и обучению | Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования педагогической направленности |
| Требования к опыту практической работы | Не менее двух лет в должности методиста или в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника – для старшего методиста |
| Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров |
| Другие характеристики | При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися – прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися – прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам |
Дополнительные характеристики
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
| ОКЗ | Специалисты по методике обучения | |
| ЕКС | - | Методист (включая старшего) |
| ОКПДТР | Методист | |
| Методист внешкольного учреждения | ||
| Методист образовательного учреждения, методического, учебно-методического кабинета (центра), фильмотеки | ||
| ОКСО | 6.44.02.03 | Педагогика дополнительного образования |
| - | Любые направления подготовки и специальности |
Трудовая функция
| Наименование | Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | Код | B/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Организация разработки и (или) разработка программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых |
| Организация и (или) проведение изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | |
| Формирование предложений по определению перечня, содержания дополнительных образовательных программ, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | |
| Необходимые умения | Формулировать и обсуждать с руководством организации и специалистами задачи, концепцию и методы исследования рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (далее – исследование), ресурсы, необходимые для его проведения, и источники их привлечения |
| Формировать план выборки, разрабатывать самостоятельно или с участием специалистов инструментарий исследования | |
| Обеспечивать оптимизацию затрат на проведение исследования | |
| Организовывать апробацию разработанного инструментария исследования | |
| Распределять обязанности между специалистами, обучать использованию инструментария исследования, обеспечивать координацию их деятельности и выполнение программы исследования | |
| Использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами | |
| Производить первичную обработку результатов исследования и консультировать специалистов по ее проведению | |
| Обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, привлекать к работе экспертов, организовывать обсуждение результатов анализа | |
| Разрабатывать и представлять руководству организации и педагогическому коллективу предложения по определению перечня, содержания дополнительных общеобразовательных программ, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность | |
| Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации | |
| Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации в сфере образования, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере образования и законодательство Российской Федерации в области персональных данных |
| Теория и практика маркетинговых исследований в образовании | |
| Методические основы маркетинговых исследований в образовании | |
| Тенденции развития дополнительного образования детей и взрослых | |
| Психолого-педагогические и организационно-методические основы организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам | |
| Современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых | |
| Другие характеристики | - |
Трудовая функция
| Наименование | Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования | Код | B/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов дополнительного образования по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов |
| Контроль и оценка качества программно-методической документации | |
| Организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно-методической документации | |
| Организация под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической работы, в том числе деятельности методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмена и распространения позитивного опыта профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования | |
| Необходимые умения | Анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования в избранной области (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения), находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования (преподавателю, тренеру-преподавателю) для решения профессиональных задач и самообразования |
| Проводить групповые и индивидуальные консультации по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов с учетом стадии профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей педагогов дополнительного образования | |
| Оценивать качество разрабатываемых материалов на соответствие: порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; современным теоретическим и методическим подходам к разработке и реализации дополнительных образовательных программ; образовательным потребностям обучающихся, требованию предоставления образовательной программой возможности ее освоения на основе индивидуализации содержания; требованиям охраны труда | |
| Анализировать состояние методической работы и планировать методическую работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность | |
| Консультировать руководителей методических объединений (кафедр) или иных структур, занимающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической деятельностью, по вопросам, относящимся к их компетенции | |
| Организовывать обсуждение и обсуждать методические вопросы с педагогическими работниками | |
| Оказывать профессиональную поддержку в оформлении и представлении педагогическими работниками своего опыта | |
| Использовать различные средства и способы распространения позитивного опыта организации образовательного процесса, в том числе с применением ИКТ и возможностей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | |
| Готовить программно-методическую документацию для проведения экспертизы (рецензирования) и анализировать ее результаты | |
| Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации | |
| Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации в сфере образования, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере образования и законодательство Российской Федерации в области персональных данных |
| Положения законодательства Российской Федерации и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие осуществление дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим программам) | |
| Локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |
| Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых | |
| Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире | |
| Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области) | |
| Источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности | |
| Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области | |
| Особенности построения компетентностно-ориентрованного образовательного процесса | |
| Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения | |
| Стадии профессионального развития педагогических работников | |
| Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога | |
| Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) | |
| Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся | |
| Другие характеристики | - |
Трудовая функция
| Наименование | Мониторинг и оценка качества реализации педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программ | Код | B/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, проводимых педагогическими работниками |
| Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса | |
| Организация дополнительного профессионального образования педагогических работников под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность | |
| Необходимые умения | Планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программ |
| Анализировать занятия и досуговые мероприятия, обсуждать их в диалоге с педагогическими работниками | |
| Разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ рекомендации по совершенствованию образовательного процесса для педагогов дополнительного образования в избранной области | |
| Проводить обсуждение результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ с руководством организации, осуществляющей образовательную деятельность, и педагогическими работниками | |
| Оценивать квалификацию (компетенцию) педагогических работников, планировать их дополнительное профессиональное образование | |
| Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации в сфере образования, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере образования и законодательство Российской Федерации в области персональных данных |
| Положения законодательства Российской Федерации и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие осуществление дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим программам) | |
| Локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность, регламентирующие вопросы программно-методического обеспечения образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |
| Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых | |
| Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире | |
| Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области) | |
| Источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности | |
| Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области | |
| Особенности построения компетентностно-ориентрованного образовательного процесса | |
| Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения | |
| Стадии профессионального развития педагогических работников | |
| Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога | |
| Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) | |
| Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся | |
| Другие характеристики | - |