Тема: Основы цветоведения.
Тема урока: Изменение цвета предмета в зависимости от освещения и структуры поверхности.
План
-Искусственное и естественное освещение
-Цвет на освещенных поверхностях
-Фактура окрашенной поверхности
Искусственный вечерний свет (электрических и особенно керосиновых ламп и свечей) по сравнению с дневным — желто-оранжевый, в нем преобладает желто-красная часть спектра. Естественно, что все поверхности при таком освещении отражают желто-оранжевое излучение в относительно большей мере (по сравнению с остальными частями спектра), чем при дневном освещении.
Следовательно, все цвета должны приобретать желтоватый оттенок — красные становятся более; оранжевыми и более насыщенными, голубые же, синие и другие холодные — сильно темнеют, теряют насыщенность, а некоторые из них чернеют (предметы такой окраски сильно поглощают желто-оранжевый свет).
Так это и наблюдается в действительности при вечернем искусственном освещении: красные, оранжевые и желтые цвета светлеют; голубо-зеленые, голубые, синие и фиолетовые темнеют; свет лота желто-зеленых не изменяется; красные цвета становятся насыщеннее; оранжевые краснеют; голубые зеленеют и иногда бывают неотличимы от голубо-зеленых; синие теряют насыщенность; темно-синие становятся неотличимыми от черных; некоторые синие слегка краснеют (например, цветок василька); фиолетовые краснеют и иногда бывают неотличимы от пурпурных.
Желтые цвета вечером при искусственном освещении кажутся более бледными. Живописные этюды, написанные при искусственном вечернем свете малоопытными людьми, днем оказываются слишком желтыми (вечером желтизна не замечается).
|
Это своеобразное явление объясняется особой причиной. Дело в том, что, когда мы видим и осознаем условия освещения, в которых находятся наблюдаемые нами объекты, когда это освещение является общим, мы, так сказать, восстанавливаем присущие объектам цвета, как бы отбрасываем оттенок, вызванный освещением.
Находясь в фотолаборатории, при свете красного фотографического фонаря невозможно найти красную бумажку, так как все бумажки кажутся белыми. Аналогичное явление имеет место в тех случаях, когда мы одновременно наблюдаем объекты, находящиеся на свету и в тени.
Два совершенно одинаковых по яркости объекта, находясь один в тени, а другой на свету, кажутся различными по светлоте; затененный объект несколько высветляется. Поэтому, когда художник пишет с натуры, он должен охватывать глазом одновременно весь изображаемый объект и всю окружающую его обстановку, а не всматриваясь в него по частям; в противном случае малоопытный живописец запутается в цветовых отношениях.
При красном свете восходящего или заходящего солнца все цвета краснеют, красные становятся более насыщенными, а зеленые сильно темнеют, теряя насыщенность (ахроматизируются). Иные зеленые при красном освещении становятся неотличимыми от черных.
Листья же деревьев краснеют (красящее вещество листьев — хлорофил — отражает в некотором количестве красный свет). Общее правило, касающееся изменения цветов при цветном освещении, можно сформулировать так: цвета одного цветового тона с освещением усиливаются по насыщенности, цвета противоположного тона ахроматизируются (теряют насыщенность или даже чернеют), все остальные цвета приобретают оттенок освещения, при этом цвета, по тону родственные освещению, светлеют, а приближающиеся к противоположному тону — темнеют.
|
Противоположные по тону цвета в цветовом круге из восьми и из кратного восьми количества цветов лежат друг против друга (на противоположных концах диаметров): красным противоположны зеленые, оранжевым — голубые, желтым — синие, желто-зеленым — фиолетовые.
Здесь же затронем вопрос изменения цветов, зависящего от интенсивности освещения. Эти изменения объясняются другими причинами, связанными с деятельностью глаза.
При ярком освещении все цвета выбеливаются, становятся белесоватыми, а при слепящих яркостях света — желтоватыми. При ярком освещении уменьшается количество различимых цветовых оттенков на светлых поверхностях; при слабом освещении — на темных поверхностях, а также в тенях.
К сказанному надо еще добавить, что цвет на освещенных поверхностях выглядит «плотным», а в полутенях и тенях — «легким», «прозрачным».
В сумерках, при постепенном ослаблении света, цветовые тона перестают различаться: сначала красные, затем оранжевые, желтые и т. д. Дольше других различаются синие. Одновременно с тем изменяются светлотные отношения между цветами. Днем самыми светлыми цветами мы видим желтые, а в сумерках — голубые, которые постепенно становятся неотличимыми от белых. Утром, на рассвете, по мере усиления света постепенно начинают различаться цветовые тона в обратном порядке: раньше - синие и позже - красные.
|
фактура окрашенной поверхности
При окраске поверхностей в разные цвета необходимо соблюдать гармонию, т.е. согласованность в сочетании цветов.
Гармонию родственных цветов различают:
одноцветную — из цветов, находящихся в одном секторе цветового круга (например, синий малой насыщенности и синий средней насыщенности);
преобладающую — в виде сочетания нескольких оттенков одного цвета (например, синего и голубого, фиолетового и лилового);
аналогичную — составленную из смежных цветов круга (например, оранжевый и желто-оранжевый).
Контрастная гармония — это сочетание цветов (рис. 21), расположенных на цветовом круге под углом более 90° (например, красный и зеленый или зелено-желтый с красно-фиолетовым).
Возможна гармония трех контрастных цветов (рис. 22): желтого, красного и синего или оранжевого, фиолетового и зеленого. Кроме того, хорошо гармонируют белый и черный цвета или белый, синий и красный.
Цвет окрашенной поверхности меняет насыщенность и светлоту в зависимости от фактуры (характера поверхности), отражающей лучи света:
зеркальные поверхности (рис. 23, а) отражают все падающие лучи под тем же углом, под которым они направлены к поверхности;
глянцевые поверхности (рис. 23, б, г), окрашенные, например, эмалевыми красками, часть лучей отражают, а часть рассеивают;
матовые поверхности (рис. 23, д, е), окрашенные составами (колерами) на водной или неводной основе, рассеивают лучи света.
Рис. 21. Цветовой круг для определения гармонических сочетаний и цветовых контрастов
7 – одноцветная гармония из цвета разной насыщенности; 2 — то же, преобладающая из оттенков одного цвета; 3 – то же, из смежных цветов круга
Рис. 22. Примеры гармоничного сочетания трех контрастных цветов
Рис. 23. Отражение света от поверхности и структура окрасочных пленок, отражающих свет
а — от зеркальной поверхности; б – от глянцевой; в – от матовой; г — разрез глянцевой пленки; д — то же, матовой пленки при водной окраске; е – то же, при неводной окраске; 1 — пигменты; 2 – связующее
В практике малярных работ матовая поверхность смягчает цвет, придает малозаметность дефектам лицевой поверхности (из древесины, штукатурки) и иллюзорно увеличивает объем помещения.
Контрольные вопросы
- Охарактеризуйте искусственное и естественное освещение
-Изменение цвет на освещенных поверхностях
-Как фактура окрашенной поверхности меняет цвет