Конспект лекции : «Глобальные проблемы человечества и пути их решения».




Технологическая карта теоретического занятия №35,36.

Группа 29(числа: 23.03.2020 и 25.03.2020)

Специальности:

Сестринское дело»

Акушерское дело»

ОДп.03 «География»  

 

Ф.И.О. преподавателя: Никифорова А.С.

Раздел 8. «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества»

Тема: «Глобальные проблемы человечества и пути их решения»

Продолжительность: 4 часа

Цель занятия: расширить знания учащихся о глобальных проблемах человечества.

Задачи: способствовать развитию логического мышления, прививать навыки анализа; способствовать формированию личностного отношения к глобальным проблемам человечества через предложение путей их решения; способствовать воспитанию чувства ответственности за свои поступки.

Занятие способствует формированию компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

Студент должен иметь представления:

· О видах глобальных проблем человечества

Знать: проблемы: сырьевую, демографическую, продовольственную, экологическую, отсталости развивающихся стран, мира и разоружения. Понятия: парниковый эффект, Киотское соглашение, ГМО, «Зеленая революция».

Уметь:

  • уметь приводить примеры проявления глобальных экологических проблем. Критически подходить к решению поставленных проблем, высказывать аргументированное мнение, оперировать изученными понятиями.

Межпредметные связи занятия:

· Обеспечивающие связь предметов: обществознание в средней образовательной школе и организации СПО, экология(в организации СПО), биология в средней образовательной школе, история в средней образовательной школе и организации СПО.

  • Обеспечиваемые связь предметов: обществознание, история, учебные и внеучебные мероприятия (классные часы, презентации и т.д.)

Информационное обеспечение занятия

Основная литература:

1. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. / Е.В. Баранчиков // – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320 с.

Дополнительная литература:

1. Петросюк О.А. География: Дидактические материалы. / О.А. Петросюк //– М: Издательский центр «Академия»,2017. –144 с.

  1. Кукулис М.С. География. Наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ /М.С. Куклис, В.П. Гаранин // – М., 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. https://obrazovaka.ru/geografiya/globalnye-problemy-chelovechestva-i-puti-ih-resheniya.html
  2. https://interneturok.ru/lesson/geografy/10-klass/globalnye-problemy-chelovechestva/suschnost-globalnyh-problem-vzaimosvyaz-i-vzaimozavisimost
  3. https://geographyofrussia.com/globalnye-problemy-chelovechestva-2/
  4. https://www.tes73.ru/drugie-proekty-i-resheniya

Формируемые УУД:

1. Личностные УУД:развитие критического мышления,на основе анализа информации, поступающей из различных источников, умение сверять её с практикой.

2. Регулятивные УУД уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на лекции, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, дополнительные источники уметь различать способ и результат действия.

3. Коммуникативные УУД: развитие умений и навыков работать в группе, общаться, слушать друг друга, высказываться

4. Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к учебному предмету

 


Задания.

1. Изучить материал лекции: «Глобальные проблемы человечества и пути их решения» (см. приложение №1)

2. Изучить материал главы 15 учебника- Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. / Е.В. Баранчиков // – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320 с. (страница 291).

3. Выполнить письменно карточки (см. приложение №2). ВАЖНО: Запись в тетрадь ведется полными ответами, формулировки заданий необходимо записать.

4. Контроль и оценка:

• пройти тест https://onlinetestpad.com/ru/test/1720-globalnye-problemy-mirovogo-khozyajstva и прислать скриншот результата на почту: angenikilina@gmail.com

•прислать фотографии выполненных карточек на почту: angenikilina@gmail.com.

! Задания жду до 26.03.2020


ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Конспект лекции: «Глобальные проблемы человечества и пути их решения».

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порой и планетарного характера. В полной мере они проявились уже во второй половине и в особенности в последней четверти XX в.

Начиная с 60—70-х гг. XX в. постепенно сложилось и само понятие о глобальных проблемах, которые:

•во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев;

•во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;

•в-третьих, могут быть решены лишь при сотрудничестве в общепланетарном масштабе, совместных действиях всех стран и народов.

Несмотря на такое, казалось бы, достаточно четкое определение глобальных проблем, оценки общего их количества варьируют в очень широких пределах – от примерно 10 до 40 и даже более.

Если иметь в виду главные (приоритетные) проблемы, то их действительно не более десятка: 1) проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны; 2) экологическая; 3) демографическая; 4) энергетическая; 5) сырьевая; 6) продовольственная; 7) использования Мирового океана; 8) мирного освоения космоса; 9) преодоления отсталости развивающихся стран.

Но если в пределах экологической проблемы отдельно вычленить, скажем, проблемы обезлесения, опустынивания, загрязнения гидросферы и атмосферы, в пределах демографической проблемы – аспекты демографического взрыва и демографического кризиса, неконтролируемой урбанизации, переселения беженцев, да еще добавить к этому в качестве самостоятельных проблемы борьбы с наркоманией и наркобизнесом, с организованной преступностью и терроризмом, а также проблемы ликвидации неграмотности, кризиса культуры и нравственности и многие другие, то общее число таких проблем действительно может возрасти в три-четыре раза.

В 1980-х гг. в отечественной науке сформировалась особая область знаний, занимающаяся изучением глобальных проблем человечества,– глобалистика. Тогда же сложилась и классификация (группировка) глобальных проблем, исходящая из подразделения их на три большие группы.

В первую группу стали включать проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества: разоружения и предотвращения новой мировой войны, преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между экономически развитыми и развивающимися странами, обеспечения занятости экономически активного населения и др.

Ко второй группе стали относить проблемы, связанные с отношениями в системе «человек – общество »: эффективного использования достижений НТР, развития культуры, образования, здравоохранения и др.

А третья группа вобрала в себя проблемы, связанные с отношениями в системе «человек – природа»: сохранения и восстановления экологического равновесия, обеспечения потребностей человечества в природных ресурсах, использования ресурсов Мирового океана, мирного освоения космического пространства и др.

Одновременно утвердилось очень важное представление о тесной взаимосвязи всех глобальных проблем – как «общественных», так и «естественных». Действительно, нет необходимости доказывать, что энергетическая и сырьевая проблемы, можно сказать, взаимодействуют с экологической, экологическая – с демографической, демографическая – с продовольственной и т. д. Но центральное место в этой взаимозависимости отводилось проблеме предотвращения новой мировой войны, которая непосредственно затрагивает и все другие проблемы. С позиций гуманизации и гуманитаризации очень важным являлся и тезис о том, что центром и связующим звеном всего комплекса глобальных проблем являются человек и его будущее.

Большинство основных положений этой концепции глобалистики, разработанной в 1980-е гг., имеет право на существование и в наши дни. И тем не менее общая обстановка в мире за последние годы изменилась настолько, что принципиальный подход к некоторым из глобальных проблем не мог не подвергнуться существенному пересмотру. В наибольшей мере такая смена стереотипов и взглядов коснулась следующих вопросов.

1) Раньше само возникновение глобальных проблем рассматривалось в социалистических странах прежде всего как результат обострения противоречий капитализма. Ныне на смену этому подходу пришел цивилизационный подход, исходящий из существования единой современной мировой цивилизации.

2) Новые идеи в области классификации глобальных проблем:

А) наиболее универсальные проблемы политического и социально-экономического характера: предотвращения ядерной войны и сохранения мира, обеспечения устойчивого развития мирового сообщества и повышения уровня организованности и управляемости им;

Б) проблемы преимущественно природно-экономического характера: экологическую, энергетическую, сырьевую, продовольственную, Мирового океана;

В) проблемы преимущественно социального характера: демографическую, межнациональных отношений, «экологии души» (т. е. кризиса культуры, нравственности, семьи и т. д.), дефицита демократии, охраны здоровья и т. д.;

Г) проблемы смешанного характера, нерешенность которых нередко приводит к массовой гибели людей: региональных конфликтов, преступности, технологических аварий, стихийных бедствий и т. д.;

Д) проблемы чисто научного характера: освоения космоса, исследования внутреннего строения Земли, долгосрочного прогнозирования климата и др.;

Е) малые проблемы синтетического характера, сопровождающие все развитие человеческой цивилизации: бюрократии, эгоцентризма и т. п.

В соответствии с такой классификацией была составлена и схема взаимосвязей глобальных проблем человечества (рис. 1).

Рисунок 1. Взаимосвязь глобальных проблем человечества (по Ю. Н. Гладкому и С. Б. Лаврову)


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2







Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: