Библиографическое издание - представляет собой библиографическое пособие в форме непериодического, серийного, периодического или продолжающегося издания, содержащего упорядоченное множество библиографических записей, объединенных по какому-либо признаку. К библиографическим изданиям относят библиографические указатели, обзоры, списки, информационные издания.
Реферативные издания - содержат аннотации и рефераты. К реферативным изданиям относят - экспресс-информацию, реферативные журналы, реферативные сборники, информационные листки. Реферат - это краткое изложение содержания документа или его части, включающие основные фактические сведения и выводы, необходимые для первичного ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.
ЭИ (экспресс-информация) - самый оперативный вид реферативных изданий, обработка первичных документов при их подготовке занимает не более 1-1,5 месяца, выпускаются с частой периодичностью. Каждый выпуск включает развернутые рефераты наиболее важных работ (отечественных и зарубежных) по закрепленной за данной серией тематике. Расширенные рефераты позволяют потребителю не обращаться к первичному документу.
РЖ (реферативные журналы) - охватывают с возможной полнотой как отечественные, так и зарубежные публикации, вышедшие то той или иной тематике. Срок подготовки РЖ - 3-4 месяца с момента получения первичного документа.
Функции РЖ:
1. служит средством текущего оповещения о всей вышедшей в текущий момент литературе
2. позволяет вести ретроспективный поиск
3. позволяет преодолеть отрицательные последствия рассеяния публикаций
4. позволяет снизить межъязыковые барьеры.
|
Недостатки РЖ:
1. отсутствие фактографической информации
2. субъективность процессов реферирования.
ОИ (Обзорное издания) - дают полное и квалифицированное освещение не отдельных работ, а целой темы в сжатом обобщенном виде.
2.3. Классификации источника информации «Интернет»:
1. По способу представления информации:
Web-страницы – сегодня это основной и наиболее распространенный тип информационных ресурсов в Сети. Этот ресурс, как уже отмечалось, представляет собой страницы так называемого гипертекста, то есть текста, который может содержать в себе ссылки. Взаимосвязанная логически и посредством ссылок совокупность гипертекстовых страниц, расположенная в одном месте, представляет собой единицу, называемую сайтом. Кроме текста web-страница может также содержать информацию в произвольной форме: графической, звуковой, видео и т.д.
Базы данных – также могут иметь интерфейс в Интернете, т.е. могут быть доступны через Сеть. Базы данных могут содержать произвольную информацию: публикации, табулированные данные и.т.д.
Файловые серверы – традиционный способ хранения данных в Интернете. Представляет собой компьютеры, часть дискового пространства которых доступна по Сети.
Телеконференции – способ общения людей, имеющих доступ в Сеть. Предназначены для обсуждения каких-либо вопросов или распространения информации. Все телеконференции разбиты по тематическому признаку на рубрики, или группы новостей. Информация, помещенная в телеконференцию, становится на определенное время, доступна всем желающим. Следует отметить, что данный источник информации, как правило, носит неофициальный характер.
|
Chart – также, в определенной степени, является источником социологического порядка. Здесь можно выяснить общественное мнение по насущным вопросам или интересующей исследователя тематике.
2. По языковому признаку: в силу историко-географических причин основным языком в сети Интернет является английский, но практически все языки мира представлены в Сети. Многие сайты поддерживают несколько языков – на выбор пользователя. Российский сегмент Интернет называется «Рунет», казахстанский – «Казнет»
3. По территориальному признаку: произвольный информационный ресурс в подавляющем большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, осуществляющей свою деятельность на определенной территории, и может быть предназначен для аудитории, находящейся преимущественно в пределах другого региона.
4. По виду и характеру представляемой информации: данный вид разделения информации с практической точки зрения является наиболее важным, т.к. именно информационное наполнение, в конечном итоге, оказывается решающим при отборе и использовании источников.
Тематическая информация – наиболее ценная информация, непосредственно относящаяся к конкретной предметной области.
Научные публикации – статьи, рефераты, обзоры и прочие публикации научного характера, хранящиеся в Интернете.
Рекламная информация – большинство web-сайтов коммерческих компаний, представленных в Сети, носят в той или иной степени рекламный характер. Но данный вид информации может помочь в поисках нужных вам данных.
Справочная информация – разнообразные справочные материалы, ссылки на web-сайты компаний, часто представленные аналогично традиционным «желтым страницам», нормативные базы и т.д.
Новости – эта информация легко доступна по Сети, представляет собой вид «сырой», необработанной информации, которая ценна не столько сама по себе, сколько в контексте прочих событий или в динамике развития, и часто нуждается в последующей обработке и анализе.