Программа профилактики и реабилитации профессиональных деформаций сотрудников
По дисциплине | Психодиагностика и коррекция качеств личности | |
На тему | Программа профилактики и реабилитации профессиональных деформаций | |
сотрудников | ||
Выполнили обучающиеся: Боровская Ирина Геннадьевна | |
Гаврилова Кристина Николаевна | |
(Ф.И.О.) | |
Направление подготовки / специальность: 37.05.02 Психология служебной деятельности | |
(код и наименование) | |
Курс: 4 | |
Группа: 341810 | |
Руководитель: Казакова, Е. В., к.б.н., доцент | |
(Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание) |
Отметка о зачете | ||||
(отметка прописью) | (дата) | |||
Руководитель | Е.В. Казакова | |||
(подпись руководителя) | (инициалы, фамилия) |
Архангельск 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Пояснительная записка………………………………………………………… | |
2 Описание целевой аудитории………………………………………………….. | |
3 Формы и методы оценки эффективности тренинга и программы…………... | |
4 Формы работы…………………………………………………………………... | |
5 Принципы программы…………………………………………………………. | |
6 Правила работы в группе……………………………………………………… | |
7 Ожидаемые результаты………………………………………………………… | |
8 План занятий……………………………………………………………………. | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...……..... |
Пояснительная записка
Специфика правоохранительной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД такова, что ее реализация зачастую происходит в ситуациях опасных для жизни, которые требуют повышенной ответственности. Необходимость общаться с различными категориями граждан, воздействие физических и психических перегрузок – все это требует решительных действий, способности к риску и невероятного самообладания. Такая специфика деятельности негативно отпечатывается на личностных характеристиках сотрудников и может приводить к развитию профессиональной деформации.
|
Профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды.
Поскольку профессиональные деформации нарушают целостность личности профессионала, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности, то необходимо проводить профилактические и реабилитационные мероприятия.
Данная программа профилактики и реабилитации профессиональных деформаций сотрудников ОВД направлена на то, чтобы помочь сотрудникам научиться правильно вести себя в конфликтных ситуациях, реагировать на стрессовые ситуации, научиться осуществлять регуляцию своего состояния, на улучшение социально-психологической атмосферы в коллективе.
Цель программы: профилактика и реабилитация профессиональных деформаций сотрудников.
Задачи программы:
|
‒ осуществление психологического просвещения сотрудников о проблеме профессиональной деформации и ее последствиях;
‒ профессиональное и психологическое сопровождение адаптации молодых специалистов в процессе освоения служебной деятельности;
‒ обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
‒ укрепление силы «Я», эмоциональной стабильности
‒ обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания
‒ развитие социального интеллекта, распознавание собственных эмоций и эмоционального состояния окружающих.
‒ формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка
‒ организация мероприятий, на которых происходит обмен между специалистами и руководителям опытом успешного разрешения трудных ситуаций профессиональной деятельности
Описание целевой аудитории, режима работы
Программа направлена на сотрудников ОВД, с опытом службы более 1 года. Работа будет вестись в группах по 10-15 человек. Всего будет 13 групповых занятий по 2 часа каждое. Занятия будут проходить 1 раз в неделю, в субботу в первой половине дня. Индивидуальные консультации 1 раз в две недели, всего 6 консультаций.
Формы и методы оценки эффективности тренинга и программы в целом
Для оценки эффективности отдельных занятий и упражнений будут использоваться вопросы и самостоятельные задания. Кроме того, в качестве критериев оценки программы тренинга используются:
1) Методика оценки степени развития профдеформации по отдельным шкалам методики многостороннего исследования личности (ММИЛ);
|
2) Методика на выявление глубинно-психологических особенностей личности, которые могут стать причиной профессиональной деформации, с использованием проективного портретного теста Л. Зонди;
3) Оценка степени развития профдеформации на основании интерпретации психодиагностического профиля Калифорнийского психологического опросника (CPI, forma-434).
А также задания «Чего я жду от тренинга» и «Подводим итоги тренинга», упражнение «Я – это …» – на первом и последнем занятии.
4 Формы работы:
Программа включает в себя две взаимосвязанные, но различные части: информационно-теоретическую и собственно тренинговую. Теоретическая часть будет проводиться в форме обычных лекций и семинаров и быть относительно небольшой. Основное время посвящено тренингу, в ходе которого проводятся: тестирование, разминочные упражнения, развивающие упражнения, которые выполняются под руководством психолога, моделирование деятельности сотрудника, элементы ролевой игры. деловые игры, дискуссии, необходимые для решения поставленной проблемы или задачи, и метод «мозгового штурма».
Структура каждого занятия состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В начале каждого занятия будут проводиться вводные беседы (мини-лекцию), рефлексия прошлого занятия, постановка целей занятия. Благодаря этому достигается концептуальное понимание участниками тренинга изучаемых по теме понятий, которые затем практически отрабатываются с помощью упражнений в основной части тренинга. После выполнения каждого упражнения следует его анализ и обсуждение. С сотрудниками ОВД будет вестись групповая, а также индивидуальная работа в виде консультаций.
5 Принципы программы:
1. Принцип активности – предполагает максимальное вовлечение каждого участника в специально организованное интенсивное взаимодействие в группе.
2. Принцип «здесь и теперь» – предназначен для того, чтобы преодолеть тенденцию к отвлечению участников от происходящего в группе на темы, не относящиеся к актуальной ситуации.
3. Принцип конфиденциальности – позволяет создать атмосферу психологической безопасности и самораскрытия.
4. Принцип искренности (открытости) – направлен на создание условий для проявления открытости, честности и доверия в общении участников, а также на уравнивание участников между собой.
5. Принцип «Я-высказываний» – принимать самого себя и брать ответственность за свои слова, мысли и чувства. Принцип предполагает отказ от высказываний в обобщенной или обезличенной языковой форме и использование в групповом общении личных местоимений единственного числа: «я», «мне», «мной».
6 Правила работы в группе:
1. Постоянство. Каждый участник работает от начала и до конца работы группы и не опаздывает.
2. Конфиденциальность. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы.
3. Активность. Каждый член группы постарается стать активным участником происходящего и будет стремиться участвовать во всех событиях и процедурах.
4. Искренность в общении и право сказать «нет». Каждый член группы постарается быть искренним. Если уж сообщать сведения, то достоверные. При этом каждый имеет право сам решить, как поступить в той или иной ситуации, и если он не готов говорить или действовать, то имеет право сказать «нет», но это должно быть сказано открыто.
5. Обращение по имени. В группе необходимо называть участников по имени и не говорить о присутствующих в третьем лице (он, она).
6. Доверительный стиль общения и обращение на «ты». Использовать обращение на «ты» во время работы группы.
7. Персонификация высказываний. Участникам предлагается больше говорить от себя лично: «Я считаю, что …», «Я думаю …».
8. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а их действия. «Мне не нравится, когда ты говоришь … или поступаешь так-то …». Высказывать свое мнение по любому вопросу.
9. Обсуждение процедур по принципу «здесь и теперь». Участники тренинга обсуждают и проговаривают только то, что происходит в группе с ними, и то, что они замечают.
7 Ожидаемые результаты:
1. Психологическое просвещение сотрудников ОВД о феномене «профессиональная деформация».
2. Владение способами и методами саморегуляции.
3. Владение умениями решать конфликтные ситуации и находить конструктивные решения.
4. Умение разделять личное и профессиональное пространство.
5. Умение оптимального планирования своего времени.
6. Умение справляться с собственными негативными переживаниями.
7. Обучение навыкам установления психологического контакта и доверительных отношений, осуществлению психологического воздействия на лиц, представляющих оперативный интерес.
8. Умение планировать свое рабочее время, и отделять его от личного.
9. Владение навыками конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Профилактика профессиональных деформаций должна осуществляться на протяжении всего периода профессиональной деятельности.
Тестирование сотрудников перед началом тренинга (предварительный этап):
Сотрудникам выдаются бланки (Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ), Проективный портретный тест Л. Зонди, Калифорнийский психологический опросник (CPI, forma-434)) и предлагается оценить свое состояние. А также задание «Чего я жду от тренинга» и упражнение «Я – это …».
План занятий
Этап | Название занятия | Цель | Задания, упражнения | Кол-во часов |
Вводный этап | Знакомство | Первичное тестирование. Установление с сотрудниками ОВД доверительных отношений. Создание благоприятного настроя в группе, а также на дальнейшую работу. | 1. Ритуал встречи; 2. Первичное тестирование 3. Установление правил встреч; 4. Упражнение «Знакомство»; 5. Упражнение «Доверие»; 6. Рефлексия. 7. Ритуал прощания. | |
Основной этап | Профессиональная деформация сотрудников ОВД: предпосылки, сущность и последствия | Психологическое просвещение сотрудников ОВД о феномене «профессиональная деформация», его предпосылками, сущностью и последствиями. | 1. Ритуал встречи; 2. Игра «Путаница»; 3. Лекция-беседа «Профессиональная деформация сотрудников ОВД: предпосылки, сущность и последствия». 4 Упражнение «Круг: объем функций как работника»; 5. Рефлексия. Памятки с рекомендациями «Пути преодоления профессиональной деформации»; 6. Ритуал прощания. | |
Основной этап | Проблема адаптации сотрудников ОВД | Психологическое просвещение сотрудников ОВД об адаптации в процессе освоения служебной деятельности; | 1. Ритуал встречи; 2. Дискуссия «Проблемы адаптационного периода»; 3. Упражнение «Работа с личностным кризисом сотрудника в связи с адаптацией к новой должности»; 4. Упражнение «Установка на развитие личности»; 5. Упражнение «Я, как представитель своей фамилии и сотрудник полиции, обязуюсь …»; 6. Рефлексия. 7. Ритуал прощания. | |
Основной этап | Агрессивность | Обучение сотрудников ОВД приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности | 1. Ритуал встречи; 2. Мини-лекция на тему: «Что такое гнев, агрессивность и конфликты»; 3. Мозговой штурм «Выход из конфликта»; 4. Упражнение «Я рисую свой гнев»; 5. Упражнение «Дыхательная гимнастика»; 6. Рефлексия. Памятки с рекомендациями «Способы разрядки гнева и агрессивности»; 7. Ритуал прощания. | |
Основной этап | Личностное развитие | Укрепление силы «Я», эмоциональной стабильности у сотрудников ОВД | 1. Ритуал встречи; 2. Упражнение «Кто и какой Я?»; 3. Упражнение «Как меня оценивают другие?»; 4. Упражнение «Мои интересы»; 5. Упражнение «Я – профессионал»; 5. Рефлексия. Памятки с рекомендациями «Как обрести внутреннюю силу»; 6. Ритуал прощания. | |
Основной этап | Способы саморегуляции | Обучение сотрудников ОВД способам и методам саморегуляции. | 1. Ритуал встречи; 2. Мини-лекция на тему «Стресс: понятие, виды, стадии и факторы»; 3. Методика «Прогрессивная мышечная релаксация Э. Джекобсона»; 4. Проведение целенаправленного самовнушения с использованием специальных формулировок («Я самый опытный», «Я все могу», «Я могу раскрыть любое преступление» и т.п.); 5.Метод «Целенаправленное представление ситуаций»; 6. Прием «Дыхание на счет»; 7. Прием «Задержка дыхания»; 8. Рефлексия. Памятки с рекомендациями «Способы и методы саморегуляции»; 9. Ритуал прощания. | |
Основной этап | Эмоции | Развитие социального и эмоционального интеллекта у сотрудников ОВД, обучение их распознавать собственные эмоции и эмоциональные состояния окружающих. | 1. Ритуал встречи; 2. Мини-лекция «Об эмоциях»; 3. Упражнение «Ритуал приветствия с комплиментом»; 4. Упражнение «Скульптура»; 5. Упражнение «Узнай меня»; 6. Упражнение «Определи эмоцию; 7. Рефлексия. 8. Ритуал прощания. | |
Основной этап | Коммуникация | Обучение сотрудников ОВД навыкам установления психологического контакта и доверительных отношений, осуществлению психологического воздействия на лиц, представляющих оперативный интерес. | 1. Ритуал встречи; 2. Беседа на тему: «Барьеры общения». 3. Мини-лекция на тему «Вербальная и невербальная коммуникация»; 4. Упражнение ««Дар убеждения»»; 5. Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»; 6. Упражнение «Поделись со мной»; 7. Рефлексия. Памятки с рекомендациями «Барьеры общения и методы их преодоления»; 8. Ритуал прощания. | |
Основной этап | Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях | Обучение сотрудников ОВД навыкам конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. | 1. Ритуал встречи; 2. Мозговой штурм на тему «Конфликт ‒ это...»; 3. Мини-лекция на тему: «Конфликты»; 4. Самодиагностика. Методика Томаса «Стратегии поведения в конфликте»; 5. Деловая игра «Улица Кедровая»; 6. Рефлексия. Памятки с рекомендациями «Методы и приемы разрешения конфликтов в деятельности ОВД»; 7. Ритуал прощания. | |
Основной этап | Тайм-менеджмент | Информирование сотрудников ОВД об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени. Анализ использования рабочего времени, его планирование. Выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени. | 1. Ритуал встречи; 2. Мини-лекция на тему «Тайм-менеджмент»; 3. Упражнение «Матрица управления временем»; 4. Составление личного плана (продуманный расчет времени для выполнения намеченных мероприятий, выполнения своих функциональных и общественных обязанностей); 5. Рефлексия. Памятки с рекомендациями «Как научиться отделять личное от профессионального»; 6. Ритуал прощания. | |
Основной этап | Социально-психологический климат | Сформирование оптимального морально-психологического климата в группе | 1. Ритуал встречи; 2. Мини-лекция на тему «Социально-психологический климат: что это и для чего он нужен?»; 3. Упражнение «Пожелание»; 4. Деловая игра «Мотивационный климат в организации»; 5. Упражнение «Секрет фирмы»; 6. Упражнение «Переправа через реку»; 7. Рефлексия. Памятки с рекомендациями «Методы и приемы формирования благоприятного климата»; 8. Ритуал прощания. | |
Основной этап | Обмен опытом | Создание ситуации обмена опыта успешного разрешения трудных ситуаций профессиональной деятельности между специалистами и руководителем | 1. Ритуал встречи; 2. Упражнение «Путаница»; 3. Групповая дискуссия «Успешный специалист ‒ это…»; 4. Упражнение «Конфликт»; 5. Рефлексия; 6. Ритуал прощания. | |
Заключительный этап | Итоговое занятие | Создание положительного психоэмоционального настроя в группе, закрепление у сотрудников ОВД положительной мотивации к тренингам и желания к дальнейшему взаимодействию. Снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Развитие доверия в коллективе. | 1. Ритуал встречи; 2. Упражнение-разминка «Я Вас приветствую …» 3. Итоговое тестирование 4. Проведение воссоздающей визуализации 5. Задание «Подводим итоги тренинга»; 6. Упражнение «Я-это…»; 7. Ритуал прощания. |
Тестирование сотрудников после окончания программы (завершающий этап): Сотрудникам выдаются бланки (Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ), Проективный портретный тест Л. Зонди, Калифорнийский психологический опросник (CPI, forma-434)) и предлагается оценить свое состояние. А также задание «Подводим итоги тренинга» и упражнение «Я – это …».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абер, М. Тренинг по книге Элизабет Гилберт. 40 упражнений для обретения счастья / М.: ООО «Издательство АСТ», 2014.
2.Асямов, С. В. Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие / С. В. Асямов, Ю. С. Пулатов. – Ташкент: Академия МВД Республики Узбеки- стан, 2000 г. – 141 с
3. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 242 с.
4. Беренов, А. Р. Способы предотвращения профессионально-нравственной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы / А. Р. Беренов // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2014. № 3. С. 89-90.
5. Буданов, А. В. Психолого-педагогические пути преодоления профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел / А. В. Буданов. – М.: ГУК МВД России, 1994. – 41 с.
6. Бурыкин, В. М. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел. Методическое пособие / В. М. Бурыкин. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 144 с.
7. Нежкина, Л. Ю. Деловая игра как средство формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел [Электронный ресурс] / Л. Ю. Нежкина, Н. С. Новолодская // Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Иркутск, Россия. – 2021. – № 2. – С. 190-202. - Электрон. дан - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del/viewer, свободный (дата обращения: 19.12.2021).
8. Панасюк, А. Ю. Профессиональная деформация, М.: Юрид. Лит. – 1992, -с. 65\
9. Полякова О. Б. Профессиональные деформации личности: понятие, структура, диагностика, особенности: монография / О. Б. Полякова. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный ун-т, 2013. – 266 с.
10. Тренинги в профессиональной подготовке и деятельности психологов органов внутренних дел: учебно-практическое пособие / под ред. Л. Н. Костиной. Т. 1. – М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. – 276 с.