ФИЛОСОФИЯ
Основная профессиональная образовательная программа
Высшего образования
Экология и природопользование
Направленность (профиль):
Экологические проблемы больших городов, промышленных зон и полярных областей
Квалификация:
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Темы на дистанционное обучение на 06.04.2020 – 11.04.2020
(гр. Э-Б-18-1-8, Э-Э-Б-18-2-8,Э-Б-18-3-8,Э-Б-18-4-8)
Практическое занятие по теме 8: «Природа человека и смысл его существования».
Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Антропосоциогенез и его составляющие. Предметно-преобразовательная деятельность как способ бытия человека в мире. Соотношение природного и социального в человеческой жизнедеятельности. Человек как субъект и объект культурно-исторического процесса.
Человек и история. Противоречия исторического бытия человека и его развитие. Проблемы формирования человеческой индивидуальности и ее самореализации. Человек как субъект духовного производства. Духовные потребности и ценности. Соотношение понятий «индивид», «человек», «личность». Жизнь и смерть как предмет эмоционального восприятия и философского размышления. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества. Само ценность человеческой жизни. Смысл жизни как проблема. Биологическая и социальная продолжительность человеческой жизни, смерть и бессмертие. Дискуссии по вопросу о «праве на смерть».
Подготовьте краткое эссе по темам на выбор и пришлите на
e-mail: nat_vlad_fedor@mail.ru
1) Антропосоциогенез и его составляющие,
2) Человек как субъект духовного производства,
3) Соотношение понятий «индивид», «человек», «личность».,
|
4) Смысл жизни как проблема,
5) Дискуссии по вопросу о «праве на смерть».
Дополнительная литература:
1. Балашов Л.Е. Философия: Учебник/Л.Е.Балашов. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Издательско-торговая копорация «Дашков и К», 2017. – 612 с. (https://znanium.com/bookread2.php?book=414949)
2. Философия: учебник / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма: ИНФРА-М,2016.-928 с. (https://znanium.com/bookread2.php?book=535013)
3. Каган, М. С. Человек в теории культуры. Избранные труды: учебное пособие для вузов / М. С. Каган. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 195 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06180-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441530 (дата обращения: 17.06.2019).
Лекция № 9 «Социальная философия (учение об обществе)»
Общество как предмет философского исследования. Эволюция философских воззрений на общество. Отождествление общества и государства в античность, «град божий» и «град земной» в эпоху Средневековья. Божественная предопределенность конца «земного царства» у Августина. От «естественного состояния общества» - «войны всех против всех» - к договорной концепции государства Томаса Гоббса. Концепция общественного договора Джона Локка. Общество как проявление «общего духа народов» у Монтескье. Гегелевское понимание объективности общественного развития. «Хитрость» мирового духа. Общество как организм по Г. Спенсеру. Марксистская концепция общества. Роль производительных сил в функционировании и развитии общества. Понятие общественно- экономической формации. Базис и надстройка. Формация или цивилизация? Концепция цикличности исторического процесса О. Шпенглера и А.Тойнби. Концепции «индустриального» и «постиндустриального» развития общества. Различные интерпретации смысла истории (Н. Бердяев, К. Ясперс, Ф. Фукуяма). Общество как саморазвивающаяся система. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Роль объективных условий и субъективных факторов в развитии общества. Соотношение необходимости и сознательной деятельности людей в истории.
|
Структура общества. Материально-производственная сфера общества. Три технологических способа соединения человека со средствами труда. Современная научно-техническая революция.
Социальная сфера общества. Субъекты социальных отношений. Политическая сфера общества. Духовная сфера общества. Понятие общественного сознания. Структура общественного сознания. Уровни и формы общественного сознания.
Единство и многообразие мировой истории. Различные концепции периодизации мировой истории. Развитие общества как естественно-исторический процесс. Вариативность в историческом процессе. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Социальная структура общества. Политическая система общества. Государства как социальный институт. Проблемы сознания правого государства.
Исторические общности людей. Изменение места человека в мире в ходе истории. Роль исторических личностей: субъективные и объективные факторы. Соотношение необходимости и сознательной деятельности людей в историческом процессе. Волюнтаризм и фатализм, формы их проявления, теоретическая несостоятельность и политическая опасность.
Ускорение «ритма истории». Становление будущего и критерии общественного прогресса.