Ход занятия
Вводное слово.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим на тему: о добре и толерантности.
Посмотрите на первый слайд нашей презентации классного часа «Дорогою добра…». И перед нами появляется изречение Марка Твена: «Доброта – это то, что может видеть слепой и услышать глухой».
Как вы понимаете это высказывание?
Ответ: доброта - это способность помогать людям в трудных ситуациях, поддерживать, сопереживать, находить нужные слова в трудную минуту.
Доброта может объединить людей с двух совершенно разных миров, доброта способна дать человеку новые крылья на его жизненном пути.
Доброта доступна для каждого человека, стоит только захотеть совершить доброе дело.
Добрый поступок будет виден слепому, и слышен глухому. И быть может, совершая хорошие поступки, мы изменим сознание людей, которые не способны к проявлениям доброты.
Основная часть.
Ребята, посмотрим на следующий слайд о подумаем, что же такое доброта? Из каких качеств личности она состоит?
Ответ: доброта - душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.
А теперь ребята, посмотрите на следующий слайд и определите какие качество относятся к доброте, а какие нет.
Ответ: обучающиеся по одному говорят качество, которое изображено на слайде и делят в колонку доброты, а оставшиеся качества определяют сами как назвать.
В колонку доброты относятся вежливость, понимание, отзывчивость, внимательность и смелость. А другие качества – трусость, ленивость и жадность отнесём в колонку другую и дадим название противоположное добру – злоба.
С понятием добро мы разобрались. А кто-нибудь из вас знает, что такое толерантность? Посмотрите на слайд. На картинке изображен глобус и множество ладошек, которые обхватывают земной шар.
Скажите, почему ладошки изображены вокруг нашего земного шара? И какие эти ладошки. В чём их различие?
Ответ: ладошки обозначают мир во всем мире. Крепкое сжатие ладошек разных национальностей (об этом символизирует разные флаги государств) говорит о принятии, терпимости друг другу.
Посмотрите на следующий слайд. Здесь даётся определение слову толерантности. Давайте прочитаем это определение. И разберём подробнее.
На следующем слайде написаны стихи. Попросить зачитать по одному стихотворения одного из обучающегося.
А теперь ребята, определим с вами, что бывает толерантная личность и интолерантная личность. Как вы считаете, что такое интолерантная личность? А для этого на экране появятся качества, а ваша задача распределить их в две группы. Одни качества будут относиться к толерантной личности, а другие к – интолерантной. А затем, мы вместе посмотрим, что же у вас получилось.
Ответ: интолерантная личность - это противоположное понятие толерантной личности. Это человек, который говорит только о собственной исключительности, с низким уровнем воспитанности, неприятием других культур и т.д.
Получится таблица
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Сострадание | Насмешки |
Улыбка | Оскорбления |
Владение собой в гневе | Изгнание |
Умение слушать других | Поиск врага |
Уважение | Игнорирование (равнодушие к боли другого) |
Красота | Негатив к другой национальности (расизм) |
Терпимость | Насилие |
Физкультминутка
Игра “Вежливые слова”
Я начинаю фразу, а вы продолжаете:
– Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.)
– За доброту, любовь и книгу, скажем маме мы … (Спасибо.)
– Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)
– Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.)
– В разных странах на прощанье говорят … (До свидания.)
– В лесу зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.)
А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей).
Давайте посмотрим на следующем слайд, где изображены правила толерантного общения. Посмотрите внимательно и прочитайте их. Читает вслух один из учеников.
А сейчас послушайте две притчи.
Первая притча называется: «Шрамы на сердце». Учитель читает притчу, листая слайды.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Вопросы:
1. Какой урок извлёк сын из совета отца?
2. Какое настроение вызвало у вас эта притча?
3. Бывали ли у вас такие случаи в жизни, о неаккуратно вылетевшем слове, которое могло ранить одноклассников, близких вам людей?
Вторая притча: «Два ангела».
Два ангела
Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была негостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал её. Когда младший ангел увидел это, то спросил, для чего. Старший ответил:
— Вещи не такие, какими кажутся.
На следующую ночь они пришли на ночлег в дом очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с ангелами немного еды, которая у них была, и сказали, чтобы ангелы спали в их постелях, где они могут хорошо выспаться. Утром после пробуждения ангелы нашли хозяина и его жену плачущими. Их единственная корова, молоко которой было единственным доходом семьи, лежала мёртвая в хлеве.
Младший ангел спросил старшего:
— Как это могло случиться? Первый мужчина имел всё, а ты ему помог. Другая семья имела очень мало, но была готова поделиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?
— Вещи не такие, какими кажутся, — ответил старший ангел. — Когда мы были в подвале, я понял, что в дыре в стене был клад с золотом. Его хозяин был груб и не хотел сделать добро. Я отремонтировал стену, чтобы клад не был найден. Когда на следующую ночь мы спали в постели, пришёл ангел смерти за женой хозяина. Я отдал ему корову. Вещи не такие, какими кажутся.
Мы никогда не знаем всё. И даже если имеешь веру, тебе надо ещё внушить доверие, что всё, что приходит, есть в твою пользу. А это поймёшь со временем. Некоторые люди приходят в нашу жизнь и быстро уходят, некоторые становятся нашими друзьями, и остаются на минуту. Вчера — это история. Завтра — тайна. Сегодня…
Вопросы:
1. Какими качествами обладали эти семьи?
2. Какие чувства у вас вызывает притча «Два ангела?
3. Какой вывод вы извлекли из этой притчи?
Заключительная часть.
А сейчас ребята, давайте вместе создадим дерево добра. Для этого возьмите зеленые, красные, оранжевые листы бумаги и обрисуйте свои ладошки. Они у вас все разные, но это только добавляет красоты и непохожести в наше творение Дерево доброты. Затем на каждой из ладошек напишите запомнившееся вам качества из сегодняшнего классного часа. (Дети обводят, вырезают свои ладошки) и подходя к нарисованному на ватмане стволу дерева наклеивают бумажные элементы в виде ладошек.
Учитель говорит заключительную часть классного часа: «Дорогие ребята, сегодня мы свами повторили что такое доброта и узнали новое понятие толерантности. Составили таблицу толерантной личности и интолерантной личности. А также познакомились с притчами, которые я думаю навсегда останутся в вашей памяти. И сегодня обязательно расскажите об этом своим близким. И самое главное мы с вами выполнили коллективную работу по созданию Дерева добра. Каждый из вас наклеил вокруг ствола дерева свои ладошки с написанными качествами добра, а это значит, каждый из вас внёс частичку добра и толерантности от своего сердца. Пускай это дерево стоит и не завядает, потому что его подпитывают ваши ладошки. И прежде чем сказать обидное слово подумайте стоит ли? Ведь мы сами создаём мир вокруг нас…