Творение материального мира.




 

1.Цели творения:

 

Материальный мир создается с двумя целями:

1) Предоставить возможность живому существу наслаждаться отдельно от Господа.

2) Предоставить возможность живому существу вернуться в свое изначальное положение в духовном мире.

Для достижения обоих целей Господь дал Ведическое знание, которое, соответственно, делится на две части:

· Апара-видья (карма – кханда) — материальное знание, позволяющее достичь 1-й цели

· Пара-видья(упасана-кханда, бхакти-шастры) — духовное знание, позволяющее достичь 2-й цели

Если человек хочет наслаждаться отдельно от Кришны — он может воспользоваться материальным знанием, апара-видьей, и «счастливо» жить в материальном мире. Однако, если человек, осознав бренность и ограниченность материального счастья, пожелает опять воссоединиться с Кришной, он может, воспользовавшись пара-видьей — духовным знанием, вернуться назад в духовный мир.

Таким образом, Господь не посягает на свободу выбора живого существа и позволяет ему действовать по своему усмотрению: либо в связи с Ним, либо отдельно от Него. Однако, для живого существа материальные наслаждения совершенно незначительны. Без соприкосновения с хладини-шакти (энергией блаженства) во внутренней энергии, живое существо никогда не испытает абсолютного, безграничного счастья.

Поэтому главное предназначение материального мира состоит в том, чтобы помочь живому существу развить утраченную любовь к Кришне и вернуться в своё изначальное положение в духовном мире.

“Шримад Бхагаватам” (5.18.38), где олицетворенная Земля обращается к Господу Варахе:

“О Господь, у Тебя нет желания создавать, поддерживать или уничтожать этот материальный мир, но ради обусловленных душ Ты делаешь это с помощью Своей созид0ательной энергии. Подобно тому, как кусок железа двигается под воздействием магнита, вся неодушевленная материя приходит в движение, когда Ты бросаешь взгляд на совокупную материальную энергию”.

 

2. Причина творения.

 

Высшей причиной сотворения материального мира является Кришна. Однако, Сам Кришна непосредственно не связан с Творением, Он творит при помощи Своих особых воплощений. И хотя всё это материальное мироздание возникает по воле Господа и при Его личном участии, тем не менее, Он всегда остаётся невидимым для обусловленных живых существ, ибо, для того чтобы наслаждаться отдельно от Него, им нужно находиться в иллюзии того, что Бога нет. Господь раскрывает Себя только Своим преданным.

Кришна осуществляет материальное Творение при помощи Своих особых воплощений — пуруша-аватар.

 

1. Шри Кришна, изначальная личность (сваям рупа).

2. Господа Баларама – первая экспансия (вайбхавапракаша).

3. Первая экспансиячатур- вьюхи (прабхававиласа - четырехрукие формы, имеют отличие в настроении и облике.)

- Васудева

- Санкаршана

- Прадьюмна

- Анируддха.

Господь Санкаршана является источником бесчисленных форм Нараяны на планетах Вайкунтхи.

4. Господь Нараяна

5. Вторая экспансия чатур-вьюхи - Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи.

- Санкаршана - Божество, повелевающее всеми живымисуществами.

- Прадьюмна – Повелевает чувствами и разумом живых существ

- Анируддха – Повелевает умом живых существ

- Васудева - Вечный объект поклонения живых существ.

Далее из Санкаршаны появляется:

6. Маха Вишну (Каранадакашаи Вишну)

7. Гарбходакашайи Вишну

8. Кширодакашайи Вишну

С помощью внутренней энергии Верховный Господь создает материальный и духовный мир и поддерживает их. Чтобы поддерживать творение, Он проявляет экспансии, которые относятся к разным категориям - к вишну-мурти и к полубогам.

Безличное сияние, называемое Брахманом, заполняет все межпланетное пространство Вайкунтхи, духовного мира. Дальше его, между духовным и материальным миром, простирается Причинный океан. Материальная природа - порождение этого океана.Сандхини-шакти может действовать и в материальном мире, и в духовном. По существу, сандхини-шакти, неотличная от Господа Баларамы, создает все духовные и материальные миры.Господь поддерживает материальную вселенную от начала и до конца ее существования, и Он же поддерживает духовный мир.Внешняя энергия, бахиранга-шакти (майа-шакти), порождает бесчисленные вселенные, полные различных материальных богатств.

Три пуруши - Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну - связаны с внешней энергией, майей, ибо с ее помощью Они творят материальный мир. Эти три пуруши возлежат в океанах Карана, Гарбха и Кшира и являются Сверхдушой всего сущего:

Каранодакашайи Вишну - Сверхдуша всех вселенных,

Гарбходакашайи Вишну - Сверхдуша всех живых существ,

Кширодакашайи Вишну - Сверхдуша каждого живого существа в отдельности. Поскольку все три пуруши имеют прямое отношение к преобразованиям материальной энергии, можно утверждать, что Они определенным образом связаны с майей. Хотя эти три воплощения Господа непосредственно взаимодействуют с материальной энергией, она Их не затрагивает. Они вне иллюзииЧто же касается Шри Кришны, то даже тень майи не может затронуть Его положения.

 

Санкаршана во второй четверной экспансии суть не только проявление Баларамы, но и источник Причинного океана, на водах которого возлежит Каранодакашайи Вишну и, погруженный в сон, выдыхает семена бесчисленных вселенных.Поэтому воды океана Карана, изначальной причины, также духовны. Священная Ганга, являющая собой лишь каплю из тех вод, очищает все падшие души.

 

В духовном небе есть нечто похожее на затемнение. Это прадхана (дословно будущее многообразие). Гуны там находятся в равновесии. Желая начать творение Маха-Санкаршана в образе Каранодакашайи Вишну окидывает взглядом материальное творение, которое простирается по ту сторону Причинного океана. Материальная природа связана с Господом только через этот взгляд, и никак иначе. Говорится, что энергией Своего взгляда Господь оплодотворяет ее. Материальная энергия, майя, не касается даже вод Причинного океана, не говоря уже о Самом Господе, который направляет на нее Свой взгляд с невообразимо большого расстояния.Поскольку пракрити безжизненна и неподвижна, она не может быть изначальной причиной возникновения материального мира. Это Господь Маха-Вишну из милости наделяет ее энергией. Сам Он находится в причинном океане. Океан Карана, по-другому его еще называют рекой Вираджа. Когда освобожденная душа пересекает эту реку, она оставляет позади все причины, поэтому он называется Карана. Итак. Господь бросает взгляд вдаль, и Его взгляд это Садашива или изначальный Шива.

Взгляд Маха-Вишну (Садашива) содержит:

1) Джива – живое существо
2) Кала – вечное время (движущая сила)

3) Сва-бхава - природаживого существа. Шрила Прабхупада переводит этот термин как "интуиция", "природа" или "природный инстинкт". Свабхава неразрывно связана с намерением выполнять определенные действия. Свабхава - это интуитивная психология живого существа, тонкий отпечаток его судьбы на прошлой, настоящей и будущей жизни.

4) Карма - деятельность, которая предопределенапоступками в прошлом

 

3. Этапы творения.

 

Сарга

 

Сарга - первичное творение, осуществляемое Господом Вишну; в это время возникают пять грубых материальных стихий, пять объектов чувственного восприятия, десять органов чувств, а также ум, разум, ложное эго и совокупная материальная энергия.

 

1) На первом этапе творения создается махат-таттва - совокупность всех материальных элементов, в которой происходит взаимодействие гун материальной природы.

 

Первое что возникает, когда создается этот мир, это махат-таттва или коллективное сознание. Из махат-таттвы появляется читта или самый глубинный слой сознания.

Махат-таттва представляет собой чистую благость, к которой добавляется незначительная примесь материальной гуны страсти, и с этого момента махат-таттва приходит в движение.Вслед за тем махат-таттва, как источник всех будущих существ, начинает дробиться на множество различных форм.Непроявленный материальный мир - это тонкая по природе махат-таттва, которая дает начало проявленному материальному космосу.

Махат-таттва, находящаяся под преобладающим влиянием гуны невежества, дает начало ложному эго.

2) На втором этапе возникает ложное эго и в нем формируются материальные элементы, материальное знание и побуждение к деятельности.

В начале творения из ясного, чистого сознания Кришны возникает первый материально оскверненный элемент. Его называют ложным эго, или отождествлением себя с телом. Живое существо в естественном состоянии обладает сознанием Кришны, но пограничное положение живого существа дает ему возможность злоупотребить своей независимостью и забыть Кришну. Изначально каждое живое существо обладает чистым сознанием Кришны.Ложное эго покрывает сознание чистой индивидуальной души, которая является одной из духовных энергий Господа. Чтобы живое существо могло отождествить себя с материей, Кришна наделил его ложным эго, поскольку дух не может наслаждаться материей.Отождествляя себя с ложным эго, душа проецирует свое сознание на материю. После получения материального тела, у нее сразу же развивается привязанность к нему, и желания, которые она может реализовать. Гуны всегда имеют власть там, где проявлен материальный элемент - ложное эго.

3)На третьем этапе творения создаются объекты чувственного восприятия, которые в свою очередь порождают материальные элементы.

 

На ложное эго действуют три гуны материальной природы.

Тамаса или ЛЭ эго в гуне тьмы появляются все грубые первоэлементы и объекты чувств. Процесс создания грубых элементов и их объектов начинается с более тонких и развивается к более грубым.

- Танматры - объекты чувств (звук, тактильные ощущения, форма, вкус и запах)

- Махабхута – грубые материальные элементы (эфир, воздух, огонь, вода и земля)

 

Когда энергия Верховной Личности Бога приводит в движение эгоизм в гуне невежества, на свет появляется тонкий по природе объект слуха (звук), а из звука возникают эфир и орган слуха.

Звук→Эфир→Орган слуха (ухо)

Сотворенный звуком эфир под влиянием времени подвергается следующей трансформации, в результате чего на свет появляется тонкий по природе объект осязания (касание), а из него образуется воздух и орган осязания.

Касание→воздух→Орган осязания

В результате взаимодействия воздуха с осязательными ощущениями живое существо получает различные тела, уготованные ему Провидением. Эволюционируя, эти формы порождают огонь, и глаз видит их, различая по цвету.

Форма→огонь→Орган зрения

Повинуясь высшей воле, огонь вступает во взаимодействие со зрением и порождает тонкий по природе объект вкуса. Из вкуса возникает вода, а также язык, который ощущает вкус.

Вкус→вода→ язык

Подчиняясь высшей воле, вода соединяется со вкусом и порождает тонкий элемент запаха. В результате появляются земля и орган обоняния, с помощью которого мы ощущаем всю гамму присущих земле запахов.

Запах→Земля→Орган обоняния

 

Все компоненты материального творения возникают в определенном порядке: от тонких к грубым. Так развивается вся вселенная. Небо порождает осязание, являющееся соединением вечного времени, внешней энергии и взгляда Личности Бога. Из осязания возникает воздух, который заполняет собой небо. Аналогичным образом - от тонких к грубым - развиваются и остальные материальные элементы: звук творит небо, осязание порождает воздух, из формы возникает огонь, вкус трансформируется в воду, а запах становится землей.

 

Земля обладает пятью качествами грубых элементов, у воды их четыре, у огня – три, у воздуха – два, а небу присуще только одно качество, звук.

Небо - звук

Воздух - звук, осязание

Огонь - звук, осязание, форма

Вода - звук, осязание, форма, вкус

Земля - звук, осязание, форма, вкус, запах

 

4) На четвертом этапе творения возникает знание и способность действовать.

2) Тайджаса или ложное эго в гуне страсти - появляются:

- Буддхи – Интеллект (функции - Сомнение, анализ, способность различать, память и сон)

- Кармендрии – действующие чувства (голос, руки, ноги,генеталии и анус). Это органы, с помощью которых мы выполняем различные действия

-Гьянендрии - познающие чувства (способность слышать, способность ощущать тактильные ощущения,видеть, вкус, чувствовать запах).

-Прана - жизненная энергия, или энергия жизни (для того, чтобы действовать и познавать, органам чувств необходима энергия)

Жизненная энергия, манипулируя действующими органами чувств, поддерживает своё существование в теле. А разум, чтобы выстоять в суровой борьбе за существование, прибегает к помощи познающих органов чувств. Так как борьба за существование — это проявление гуны страсти, то, следовательно, все органы чувств, а также управляющие ими разум и жизненная энергия (прана), являются порождением и побочными результатами деятельности ложного эго в гуне страсти.

Действующие органы чувств связаны с жизненной энергией.

Познающие органы чувств связаны с интеллектом

 

5) На пятом этапе творения гуна благости, из которой создан ум, производит на свет управляющих полубогов.

1) Под действием гуны благости появляется Вайкарика(или ложное эго в гунне благости) из которого появляются:

- Манас - ум функцией ума является: 1) санкалпа - принятие (потребность ума наслаждаться объектами чувств) и 2)викалпа - отвержение (способность рассуждать. Материальный ум принимает и отвергает что-либо исходя из желания материального чувственного наслаждения.

- Деваты - прообразы полубогов, пять из которых управляют функциями пяти органов восприятия (уха, осязания, глаза, языка и носа). Другие пять полубогов управляют органами действия: ртом, руками, ногами, гениталиями и анусом. Одиннадцатый полубог управляет умом. На этом этапе творения появляется принцип полубогов, без конкретных живых существ, исполняющих функции этих полубогов.

6)На шестом этапе возникает тьма невежества, которая окутывает живое существо, и под ее влиянием хозяин начинает действовать как глупец

 

Приходя в движение под взглядом Каранодакашайи Вишну, материальная природа создает восемь стихий, которые возникают одна из другой, от тонких к более грубым.В определенный момент из Личности Бога, Каранодакашайи Вишну, который возлежит на водах океана Карана,подобно пылинкам, которые проникают сквозь щели в ставнях, сонмы вселенных проходят сквозь поры на коже. Духовные семена Санкаршаны покоятся в порах кожи Маха-Вишну и выходят из Него как бесчисленное множество золотых зёрен.Изначальный божественный аватара возлежащий на водах духовного Причинного Океана, столь велик, что из пор Его божественного тела исходят мириады семян вселенных. Эти скопления вселенных являются искаженным отражением бесконечной запредельной материальному миру области. Пока они находятся в Его божественном теле, они воплощают принцип духовного отражения и имеют форму золотых яиц. Когда те золотые зерна, выходящие наружу при выдохе Maха-Вишну, вступают в безграничный приют ограниченной потенции, Maйи, они увеличиваются за счет неорганизованных грубых элементов. Повинуясь созидательной воле Маха-Вишну, бесконечно малые частицы грубых элементов, окутывают их. Появляются тысячи и тысячи вселенных, которые покрыты оболочкой из пяти грубых элементов.

Бесчисленные вселенные сбиваются в грозди, подобно пузырькам в клочьях пены, поэтому далеко не все из них окружены водами Причинного океана. После чего Господь в образе Гарбходакашайи Вишну входит в каждую из них и заполняет половину вселенной Своим потом. Другая половина вселенной остается пустой, и ее называют космическим пространством. Затем из живота Господа вырастает лотос, на котором рождается Брахма, первое живое существо во вселенной. После этого Господь в образе Кширодакашайи Вишну входит в сердце каждого живого существа, в том числе и в сердце Брахмы.

По истечении ста лет жизни Брахмы живые существа, хотят они того или не хотят, погружаются в тело Маха-Вишну. Но это не означает, что живое существо при этом утрачивает свою индивидуальность. Она сохраняется, и как только по верховной воле Господа творение начинается вновь, все спящие и бездействующие живые существа вновь оказываются на свободе и продолжают свою деятельность в тех же сферах жизни, что и в прошлом.Дыхание пуруши - источник появления вселенных. Они появляются с каждым Его выдохом. А когда пуруша вдыхает, все вселенные возвращаются в Его тело.

Итак, причиной появления земли является вода, причиной воды — огонь, причиной огня — воздух, причиной воздуха — эфир, причиной эфира — звук, а причиной звука — эго в гуне невежества (тамаса). Эго в гуне невежества возникает благодаря взгляду Маха-Вишну, который активизирует три гуны материальной природы и привносит в махат-таттву живые существа. Причина появления Маха-Вишну — Второй Санкаршана, причина Второго Санкаршаны — Господь Нараяна, причина Нараяны — Первый Санкаршана, причина Первого Санкаршаны — Баларама, а причина Баларамы — Господь Кришна, Верховная Божественная Личность. Поэтому Кришна является причиной всех причин.

 

Объединив все разрозненные прежде элементы, Господь проявил бесчисленные материальные вселенные.

В течение многих тысяч эпох вселенные находились в водах [Причинного океана]. Войдя в каждую из них, Господь живых существ вдохнул в них жизнь.

Все описанные выше стадии - это естественные этапы творения, которое осуществляет внешняя энергия Господа.

Висарга

 

Перед Господом Брахмой стояла задача создать места и условия, подходящие для обитания обусловленных душ, обладающих различными типами тел. С этим мог справиться только Брахма, никто другой во вселенной не в состоянии даже представить себе всю сложность стоявшей перед ним задачи. Однако милостью Господа Брахма сумел справиться с этой титанической задачей столь блестяще, что все обитатели вселенной до сих пор не перестают удивляться мастерству творца.

Брахма, который является воплощением гуны страсти и для нужд творения наделен разумом, подобным разуму Личности Бога, начинает создавать.

 

Висарга - вторичное творение, осуществляемое Брахмой, который создает все подвижные и неподвижные тела во вселенной (брахманде).

 

 

Брахма начал с того, что из собственной тени сотворил оболочки невежества, которые покрывают каждую обусловленную душу. Таких оболочек насчитывается пять:

- тамисра – оболочка гнева. Причиной забвения живым существом своего истинного предназначения является гнев или зависть. От образа мыслей, навязанного живому существу тамисрой, трудно избавиться даже тому, кто идет по пути духовного самоосознания (имперсоналисты).

- андха-тамисра–оболочка, которая держит живое существо под впечатлением, что со смертью его тела всему приходит конец.

- тамас – состояние, в котором живое существо не знает о существовании духовной души. Весь материальный мир тоже иногда называют тамасом, поскольку девяносто девять процентов его обитателей не ведают о том, что они суть духовные души.

- моха – иллюзия телесного самоотождествления. Как только живые существа получают возможность удовлетворить свою похоть, они сразу привязываются к так называемому дому, родине, детям и накопленному добру. По мере того как эти привязанности становятся сильнее, они все глубже увязают в иллюзии телесного самоотождествления.

- маха-моха - это безумная жажда материальных удовольствий. Особенно в этот век, век Кали, все буквально одержимы безумной идеей накопить богатства, чтобы наслаждаться материальной жизнью.

В лотосе, на котором восседал Брахма, находились семена всех планет вселенной. Господь уже создал все планеты, и все живые существа уже родились в Брахме. Материальный мир и живые существа в зачаточной форме были созданы Верховной Личностью Бога, и Брахме оставалось только рассеять семена творения по всей вселенной. Поэтому настоящее творение называют саргой, а его последующий переход в проявленное состояние, который осуществляет Брахма, - висаргой.

Поглощенный служением Верховной Личности Бога, Господь Брахма вошел внутрь лотоса, который раскинулся на всю вселенную, и разделил его сначала на три мира, а затем на четырнадцать уровней.

Прежде чем сотворить живые существа во всем многообразии их видов и форм, Брахма создал условия, в которых живым существам предстояло жить в материальном мире. Пока живое существо помнит о своей истинной природе, оно не сможет жить в условиях материального мира. Таким образом, основой существования в материальном мире является забвение собственной сущности. А забвение своей сущности влечет за собой страх смерти, хотя на самом деле чистая душа не рождается и не умирает. Это ложное отождествление себя с материальной природой приводит к тому, что у живого существа развивается ложное чувство собственности, которое заставляет его считать своим то, что выделено ему в пользование высшей властью.

В силу необходимости Брахма создал принципы неведения, предназначенные для тех живых существ, которые волей Господа обречены прозябать в невежестве, однако выполнение этой неблагодарной задачи не принесло ему никакого удовлетворения. Тогда Брахма сотворил четыре основы знания:

- санкхью, или эмпирическую философию, которая занимается аналитическим изучением условий материального существования;

- йогу, мистическую практику, назначение которой - освободить чистую душу из плена материи;

- вайрагью, полное отречение от материальных наслаждений, благодаря которому человек достигает высот духовного знания.

- тапас, различные виды добровольных аскез, совершаемых во имя достижения духовного совершенства.

7) На седьмом этапе творения создаются неподвижные живые существа шести видов: нецветущие плодовые деревья, деревья и растения, живущие только до созревания плодов, вьющиеся, трубчатые и стелющиеся растения, а также цветущие плодовые деревья.

8) На восьмом этапе творения создаются низшие формы жизни. Их подразделяют на двадцать восемь разрядов. Все они чрезвычайно глупы и невежественны. Они распознают объекты своих желаний по запаху, но лишены памяти сердца.

9) Сотворение человека, который существует только в одном виде и хранит съеденную пищу в желудке, происходит на девятом этапе творения. Люди находятся главным образом под влиянием гуны страсти. Они всегда хлопочут о чем-то в самой гуще полной страданий жизни, но при этом считают себя вполне счастливыми.

10) На следующем этапе творения создается восемь видов живых существ, которых относят к категории полубогов: 1) полубоги, 2) предки, 3) асуры, или демоны, 4) гандхарвы и апсары, или ангелы, 5) якши и ракшасы, 6) сиддхи, чараны и видьядхары, 7) бхуты, преты и пишачи, 8) киннары (сверхлюди), небесные певцы и т.д. Всех их создал Брахма, творец вселенной.

 

Сам процесс созидания и уничтожения материального мира называют анади - не имеющим точки отсчета во времени, то есть не существует даты начала первого цикла творения, так как продолжительность даже неполного цикла творения составляет 8 640 000 000 лет.

 

Деваки молилась: "Спустя много миллионов лет, когда жизнь Господа Брахмы подходит к концу, проявленный космос уничтожается. Тогда пять элементов - земля, вода, огонь, воздух и эфир - входят в махат-таттву. Затем махат-таттва силой времени входит в непроявленную совокупность материальной энергии; совокупная материальная энергия входит в источник этой энергии, прадхану, а прадхана входит в Тебя. Стало быть, после уничтожения всего проявленного космоса остаешься только Ты со Своим трансцендентным именем, формой, качествами и окружением.

О Господь, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой, ибо Ты руководишь непроявленной совокупной энергией и вся материальная природа в конечном счете покоится в Тебе. Господь мой, весь проявленный космос находится во власти времени, исчисляется ли оно мгновениями или годами. Все исполняют Твою волю. Ты - изначальный повелитель всего, и все могущественные энергии исходят из Тебя".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: