1. Основные черты средневековой философии.
2. Проблемы бытия, сущности и существования. Номинализм и реализм.
3. Человек и его история в учениях А. Августина и Ф. Аквинского.
Темы докладов.
- Становление средневековой философии.
- Теоцентризм. Монотеизм. Принцип абсолютной личности.
- Креационизм и провиденциализм. Концепция времени.
- Символизм средневековой философии.
- Реализм и номинализм.
- Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа.
- Общество и природа в средневековой философии.
- Средневековая теодицея.
Дополнительная литература:
1. Августин А. Исповедь. – М.: Наука, 1993.
2. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. / Сост. П.С. Гуревич – М.: Политиздат, 1991. С.155-184.
3. Честертон Г. Вечный человек. – М.: Политиздат, 1991.
Х х х
1. История философии: Запад – Россия – Восток. (Книга первая. Философия древности и средневековья). – М.: Греко-латинский кабинет, 1995.- Ч. II. С. 245-376.
2. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1999.
3. Саврей В.Я. Философские основания истолкования Священного Писания у Оригена. // Вопросы философии. – 1998. - № 6.
4. Чанышев А.А. «Град земной» в эсхатологической перспективе: переосмысление опыта античной истории и гражданской культуры в историософии Августина. // Вопросы философии. – 1999. - № 1.
5. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. С. 127-172.
V. Философия Возрождения.
1. Особенности социально-экономической и духовной жизни в Западной Европе XIV – XV вв.
2. Доминирующие черты философии Возрождения.
3. Образ человека как творца самого себя. Противоречивость ренессанского гуманизма.
4. Диалектика бытия Бога, мира и человека в учении Н. Кузанского.
Темы докладов.
- Антропоцентризм – принцип возрожденческой философии.
- Человек эпохи Возрождения – творец, художник.
- Гуманизм – основополагающий принцип философии Возрождения.
- Философия Джордано Бруно. Пантеизм.
- Философия Николая Кузанского.
Дополнительная литература:
1. Кузанский Н. Соч. в 2-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1979. С. 103-109, 143-152.
2. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. / Сост. П.С. Гуревич – М.: Политиздат, 1991. С.217-273.
Х х х
1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. - М.: РГГУ, 1995.
2. Горфункель А.К. Философия эпохи Возрождения. – М.: Высшая школа, 1980.
3. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. – М.: Высшая школа, 1984.
4. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – СПб.: СОЮЗ, 1998. С. 361-405.
VI. Философия Нового времени и эпохи Просвещения.
1. Социально-исторические предпосылки философии Нового времени. Формирование научной картины мира.
2. Проблема обоснования истинности научного знания в учениях Ф. Бэкона и Р. Декарта.
3. Просветительская трактовка человека.
4. Общественно-правовой идеал Просвещения.
Темы докладов.
- Галилей и Ньютон: создание теоретической механики и формирование новой картины мира.
- Философское осмысление научной революции XVII века.
- Новое юридическое мировоззрение. Правовые идеи в философии Дж. Локка.
- Философия французского Просвещения.
- Полемика Вольтера и Руссо о путях общественного развития в свете глобальных проблем современности.
Дополнительная литература:
1. Бэкон Ф. Новый органон. Афоризмы об истолковании природы и царства человека. // Соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 12-87.
2. Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. – Соч. в 2-х т. - М.: Мысль, 1989. Т. 1.
3. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. / Сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат, 1991. С. 301-325.
Х х х
1. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла или рождения идеи суверенной личности. – М.: Наука, 1995.
2. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. – М.: Мысль, 1991.
3. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв. – М.: Высшая школа, 1984.
4. Солонин Ю.Н. Декарт: образ философа в образе эпохи. // Фишер К. Декарт. – СПб., 1994.
5. Хайдеггер М. Время картины мира. // Хайдеггер М. Время и Бытие. – М.: Республика, 1993.
VII. Немецкая классическая философия.
1. Общая характеристика немецкой классической философии.
2. Философия И. Канта: проблема активности субъекта познания; постулаты практического разума.
3. Система и метод объективного идеализма Гегеля.
4. Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха.
Темы докладов.
- Социальные предпосылки и идейные истоки классической немецкой философии.
- Критический характер философии И. Канта и ее этическая направленность.
- Проблема свободы в философии И. Канта.
- Философия истории в немецкой классической философии.
- Диалектика как система и метод в философии Гегеля.
- Л. Фейербах о сущности Бога и человека.
- Л. Фейербах – последний представитель и первый реформатор классической немецкой философии.
Дополнительная литература:
1. Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия. // Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980.
2. Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? // Гегель Г.В.Ф. // Работы разных лет. В 2-х т. – М.: Мысль, 1971.
3. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М.: Республика, 1995. С. 15-93.
Х х х
1. Кузнецов В.И. Немецкая классическая философия. – М.: Высшая школа, 1989.
2. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. – М.: Наука, 1990.
3. Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение. // Вопросы философии. – 1997. - № 3.