РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНВЕРСИТЕТ
Факультет информационных технологий
Е.С. НИКИТИНА
Учебно-методические материалы
СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Специальность 050202.65 - «Информатика»
Москва 2007
Учебно-методические материалы подготовлены кандидатом филологических наук, доцентом кафедры социальной и педагогической информатики Е.С. Никитиной
Рецензенты:
Зав. сектором психолингвистики и теории коммуникации Института языкознания РАН, доктор филологических наук, профессор Е.Ф. Тарасов.
Зав. кафедрой социальной и педагогической информатики, доктор социологических наук, профессор И.В. Соколова И.В.
Учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры социальной и педагогической информатики факультета информационных технологий (Протокол № 6 от 31 января 2007 г.).
СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Социальные коммуникации» » (ГОС 2005)
Специалист должен:
Знать | главные понятия, типизации, классификации, схемы социальной коммуникации; общенаучные проблемы информации, смысла, знака, символа; |
Уметь | использовать информацию с учетом этики социальной коммуникации в межличностной, групповой и массовой коммуникациях. |
Владеть навыками | анализа коммуникационных потребностей общества. |
Быть компетентным | при изучении и совершенствовании социальных коммуникационных институтов. |
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине
|
«Социальные коммуникации»
Индекс | Дидактические единицы | Всего часов |
Объект и предмет теории социальной коммуникации. Коммуникационные институты: структура и деятельность. Коммуникационные каналы. Методологические подходы к изучению социальной коммуникации. Человек в коммуникационных структурах. Социальные макрокоммуникации.Система социально-коммуникационных наук. |
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- формирование теоретических знаний и практических навыков для дальнейшего их использования в рамках выбранной образовательной программы.
ПРОГРАММА
по дисциплине «Социальные коммуникации»
Тема 1. Введение. Объект и предмет теории социальной коммуникации
Содержание темы: Социальная коммуникация как движение знаний, эмоциональных переживаний, волеизъявления в социальном времени и пространстве. Пространственно-временной континуум социальной коммуникации. Типы пространств. Виды пространств. Проблемы организации и структурирования пространств коммуникации. Пространство общения и коммуникации. Предметное поле наук, изучающих социальную коммуникацию: логики и герменевтики, социологии, психологии, культурологии, лингвистики и психолингвистики, коммуникативистики. Предмет теории социальной коммуникации: социальная память (временной аспект), социально коммуникативная деятельность (социально-пространственный аспект), их взаимосвязи (синхронические и диахронические измерения). Методологические подходы и методы исследования социальной коммуникации.
|
Тема 2. Коммуникационные институты: структура и деятельность
Содержание темы: Понятие социальной коммуникации. Схемы коммуникативных актов. Типы и виды коммуникации. Общение и коммуникация. Формы коммуникационной деятельности. Коммуникационные явления: речевая способность, социальная память, социально-коммуникационные институты. Культура и социальная коммуникация. Коммуникация как социально обусловленная деятельность и как условие возникновения социально значимых явлений. Базовые составляющие социальной коммуникации. Понятие категории в социальной коммуникации. Обусловленность речевых актов ситуационными, информационными и прагматическими факторами коммуникации.
Тема 3. Коммуникационные каналы
Содержание темы: Системная организация коммуникации и виды коммуникативных систем. Разновидности коммуникационных каналов. Естественные и искусственные средства коммуникации. Устная коммуникация. Функции языка и речи. Вербальные и невербальные каналы. Виды искусственных коммуникативных систем. Документальная и электронная коммуникация. Понятие уровня коммуникативных систем. Семиотический уровень. Языковой уровень. Метаязыковой уровень. Невербальный уровень. Синтетический уровень. Понятие функции в социальной коммуникации. Основные и базовые функции СК. Частные функции СК как социологические доминанты. Факторы актуализации социологических доминант коммуникации - ситуационный, содержательный, формальный и функциональный. Закон кумуляции коммуникационных каналов. Типы культур и доминирующие коммуникационные каналы.
|
Тема 4. Методологические подходы к изучению
социальной коммуникации
Содержание темы: Информационный подход. Концепции информации в современной науке. Четыре функции информационного подхода: праксеологическая, конструктивная, объяснительная, моделирующая. Информация как информационный подход к отражению и организации. Типы информации. Социальная информация и ее виды. Информационная деятельность и информационное обслуживание. Семиотический подход. Семиотика как научная дисциплина. Истоки. Социальные характеристики знака. Типология знаков. Семиотический континуум. Понятие о синтактике, семантике и прагматике как о семиотических аспектах и их соотнесенность с СК. Языкотворчество. Системно-структурный подход к социальной коммуникации. Системы и структуры как проблема современной науки и техники. Понятие системы. Виды систем. "Отношение" и "связь". Знаковые системы в современном обществе. Структура общественного знания - социальной памяти. Социальная информационно-коммуникационная система (СИКС). Ситуационные, информационные и прагматические факторы социальной коммуникации. Деятельностный подход к социальной коммуникации. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности. Коммуникация как деятельность. Механизмы и способы воздействия в процессе коммуникации. Специфика управленческой деятельности. Коммуникация как общение. Типы диалогов. Формы межличностного общения. Коммуникация как игра. Феномен игры. Игровые характеристики коммуникации. Интеллектуальные игры постмодернизма. Диалектический подход. Эволюция социально-коммуникационных систем. Социогенез и социальная коммуникация. Социальная коммуникация в моделях этногенеза: пассионарная модель, коммуникационная модель. СК как фактор социогенеза. Развитие коммуникационных каналов. Коммуникация и цивилизация. Уровни коммуникационной культуры. Эволюционное дерево социальных коммуникаций.
Тема 5. Человек в коммуникационных структурах.
Содержание темы: Функции коммуникации в жизни индивида. Коммуникативный акт: характеристики. Межличностное общение и его виды. Стороны коммуникативного акта: перцептивная, информационная и поведенческая. Уровни обмена информацией. Убеждающая коммуникация. Типы коммуникативных установок. Типы коммуникативных ситуаций. Типы коммуникативных воздействий. Диалогические риторики. Языковая личность. Коммуникативные потребности. Понятие о соционике.
Тема 6. Социальные макрокоммуникации.
Содержание темы: Коммуникационные потребности общества. Социальные субъекты коммуникации. Социологическая классификация социальных коммуникантов и реципиентов. Духовность как социально-коммуникационная характеристика. Понятие массовой культуры и массовой коммуникации. Неформальная массовая коммуникация. Элитарные культуры. Этика социальной коммуникации. Этические проблемы СК: истина, правда, ложь. Секретность и гласность в разных политических системах. Социальные коммуникационные институты: функции, механизмы действия. Государство и социальные коммуникации: коммуникационные права и свободы; цензура, виды цензуры; история цензуры в России.