Глава II. Практическая работа по организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах
Методическое обоснование использования методов и приемов организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах
1. Тип урока: «открытия» нового знания.
2. Тема урока: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным» (Приложение 1).
3. Цель урока: создание условий для формирования первоначальных представлений о правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.
4. Оборудование: ТСО, презентация, листочки с сообщением, сигнальные карточки, тетрадь, словарик, учебник «Русский язык 2 кл., 2 ч.» В. Г. Горецкий, В. П. Канакина.
5. Описание по ходу урока:
№ | Этап урока | Цель каждого этапа урока, описание последовательности действий учителя, учеников |
1. | Организационный момент (1 мин.). | Цель учителя: организовать класс, эмоционально подготовить учеников к познавательной деятельности. Цель обучающихся: подготовить своё рабочее место к уроку, настроиться к деятельности. Мотивацией послужило небольшое стихотворение. |
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (9 мин.). | Цель учителя: заинтересовать обучающихся, подвести их к тому, чтобы они назвали тему урока. Цель обучающихся: узнать, какую тему они будут изучать на данном уроке. Тему урока ученики узнали, выполнив проблемное задание, где им требовалось в парах исправить допущенные сказочным героем ошибки на орфограмму – правописание парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова или перед согласным. Учитель использовал стихотворение о парных по глухости-звонкости согласных звуках для повышения интереса и эмоциональной разрядки. |
3. | Актуализация знаний (8 мин.). | Цель учителя: актуализировать знания учеников, которые необходимы для изучения новой темы. Цель обучающихся: актуализировать имеющиеся знания, подготовиться к изучению новой темы. На этапе актуализации знаний ученикам было предложено устно и фронтально найти одинаковый звук в словарных словах, выполнить чистоговорку. Далее дети выполнили словарную работу, делили слова на группы, находили их общие признаки, актуализировали знания о парных по глухости-звонкости согласных звуках. Контроль над слабоуспевающими детьми был организован фронтально: учитель задавал им вопросы в ходе общей беседы. Для решения проблематики курсовой работы был использован словарный диктант с комментированием, работа со словарем и со значением нового словарного слова: сначала дети пытались сами дать ему определение, а после – учитель ввёл некоторые поправки. |
4. | Первичное усвоение новых знаний (7 мин.). | Цель учителя: научить детей проверять написание парных по глухости-звонкости звуков в конце слов или перед согласными. Цель обучающихся: научиться проверять написание парных по глухости-звонкости звуков в конце слов или перед согласными. Ученики работают с учебником: читают пары слов, проверяю написание согласных букв, отвечают на вопросы, сначала пытаются самостоятельно вывести правило, а учитель задаёт наводящие вопросы, затем – чтение правила из учебника. На данном этапе ученики выполняют физкультминутку. Методы: наглядный, словесный, проблемный, частично-поисковый. На данном этапе формируются познавательные (работают с текстом, анализируют прочитанное, сравнивают объекты), регулятивные (контролируют и оценивают свою деятельность), коммуникативные (строят речевые высказывания) и личностные (владеют адекватной самооценкой и соблюдают правила поведения в школе) учебные действия. Термины вводятся во время работы с учебником и частично самими учениками с помощью учителя. Слабоуспевающим детям предлагалось повторить прочитанное и объяснить это своими словами. Для того чтобы узнать как дети усвоили новый материал, учитель задаёт вопросы. |
5. | Первичная проверка понимания (7 мин.). | Цель учителя: проверить насколько ученики усвоили новое знание. Цель обучающихся: оценить степень усвоения новых знания. На данном этапе ученикам предлагается выполнить упражнение 31 на стр. 20 учебника (фронтально): прочитать слова, ответить на вопросы, выполнить письменное задание. Затем детям предлагалось прочитать правило. |
6. | Первичное закрепление (10 мин.). | Цель учителя: способствовать закреплению новых знаний. Цель обучающихся: закрепить новые знания. Закрепление проходит в форме индивидуальной письменной работы: ученикам предлагается послушать загадки, а ответы написать в тетрадь. Проверка производилась с помощью презентации. Далее дети должны были найти слова с изучаемой на данном уроке орфограммой и проверить написание согласных букв. Словарная работа была организована следующим образом: детям предлагалось составить предложение, где им требовалось использовать одно словарное слово и одно слово с изучаемой на данном уроке орфограммой. Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный. |
7. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин.). | Учитель сообщает домашнее задание: упр. 32 на стр. 20 учебника. Устно проверить написание выделенной буквы, записать по памяти одну из пословиц. |
8. | Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин). | Подведение итогов осуществилось в форме беседы: учитель спросил, чему дети сегодня научились. Во время рефлексии использовались сигнальные карточки, с помощью которых ученики продемонстрировали, насколько они довольны своей деятельностью и качество усвоения нового материала. |