Тема 1. 13 Формы организации обучения в современной школе.




Вопросы:

  1. Из истории становления и развития организационных форм обучения.
  2. Урок, как основная форма организации обучения. Типология и структура уроков. Нестандартные уроки. Интегрированные уроки.
  3. Требования к современному уроку.
  4. Вспомогательные формы организации обучения.

 

 

Литература:

1. Гребенюк, О.С. Теория обучения: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – М., 2003. – 384 с.

2. Капранова, В.А. Основы школьной дидактики: учеб. пособие для студ. пед. специальностей высш. учеб. заведений / В.А. Капранова, И.Г. Тихонова. – Минск, 2002. – 150 с.

3. Кукушин, В.С. Дидактика (теория обучения): учеб. пособие для студ. пед. специальностей вузов / В.С. Кукушин. – М., 2003. – 368 с.

4. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М., 2008. – 540 с.

 

 

  1. Из истории становления и развития организационных форм обучения

Проблема исследования форм организации обучения, или организационных форм обучения (эти термины употребляются как синонимы), относится к числу основных научных и практико-ориентированных проблем современной дидактики.

Форма (от лат. forma) означает наружный вид, внешнее очертание.

Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме.

В учебной литературе форма обучения понимается как конструкция отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

Как дидактическая категория, форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем, местом обучения, а также порядком его существования. Однако, будучи выражением внешней стороны организации обучения, форма учебного процесса неразделимо связана и с его внутренней, процессуально-содержательной стороной. Эта связь определяется такими факторами как цель, методы, приемы, средства обучения, содержание и структурирование учебного материала.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: 1)по количеству учащихся (выделяют массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые (парами) и индивидуальные); 2)по месту учебы (школьные и внешкольные: урок, работа в мастерских, музей, природа, домашние задания); 3) по продолжительности учебных занятий – классический урок (45 мин), спаренные занятия (90 мин), а также "без звонков" произвольной длительности.

Еще в первобытном обществе оформилась система индивидуального обучения и воспитания как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. Эта форма использовалась в античное время, в период средневековья, а в некоторых странах применялась вплоть до начала XVIII столетия. Суть ее заключалась в том, что учащиеся индивидуально занимались в доме учителя или ученика. Помощь учителя выступала либо непосредственно, либо косвенно, когда ученик самостоятельно изучал материал учебника. В разные исторические периоды развития цивилизации индивидуальная форма обучения доминировала в практике семейного воспитания состоятельных слоев общества.

Начиная с XVI века, значение индивидуальной формы обучения неуклонно снижается, и она постепенно уступает место индивидуально-групповой форме организации учебного процесса. При индивидуально-групповом обучении учитель занимался с целой группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер. Учитель обучал 10-15 детей разного возраста, уровень подготовки которых был различным. Он поочередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, также в отдельности каждому объяснял новый учебный материал, давал индивидуальные задания. Остальные ученики в это время занимались своим делом.

Как индивидуальная, так и индивидуально-групповая форма организации обучения уже в конце XVI – начале XVII веков не удовлетворяла потребности общества в образовании подрастающих поколений. Более совершенное организационное оформление учебного процесса нашло свое отражение в концепции классно-урочной системы обучения, научно обоснованной в XVII веке Я.А. Коменским. Впервые она была применена в братских школах Украины и Беларуси в XVI в. После Коменского его классическое учение развивалось К.Д. Ушинским, Ф.А. Дистервегом и другими педагогами. В настоящее время эта система обучения является преобладающей в школах мира. Тем не менее предпринимались неоднократные попытки модернизировать классно-урочную систему.

Первую такую попытку предприняли еще в конце XVIII – начале XIX вв. английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер. Новая система получила название белл-ланкастерской и была одновременно применена в Индии и Англии. Эта система охватывала одновременно 600 и еще более обучающихся. Сущность ее заключалась в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей, что в итоге позволяло при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей. Но само качество обучения оставалось крайне низким и поэтому белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.

В конце XIX века появились так называемые формы избирательного обучения – батавская система в США и маннгеймская в Западной Европе. Сущность первой из них состояла в том, что время учителя делилось на две части: первая отводилась на коллективную работу с классом, а вторая – на индивидуальные занятия с теми учащимися, которые в таких занятиях нуждались. С успевающими учениками работал сам учитель, с отстающими – его помощник.

Маннгеймская система, названная так по наименованию города, где она была впервые применена, характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы обучения, учащиеся в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки распределялись по классам на сильных, средних и слабых.

В 1905 году возникла система индивидуализированного обучения, впервые примененная учителей Еленой Паркхерст в городе Дальтон (штат Массачусетс). Эту систему нередко именуют еще лабораторной или системой мастерских. Традиционные занятия в форме уроков отменялись, учащиеся получали письменные задания, и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану. Для успешной работы учащиеся снабжались всеми необходимыми учебными пособиями, инструкциями, в которых содержались методические указания. Единого для всех расписания занятий не было. Коллективная работа велась один час в день, остальное время учащиеся проводили в предметных мастерских и лабораториях, где занимались индивидуально.

В 20-е гг. в СССР использовалась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы, которая вытеснила урок. Задания по изучению курса или темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях и с консультациями учителя, отчитывались коллективно. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные присутствовали при этом. Отметки выставлялись одинаковые всем членам бригады. В 1932 г. обучение по этой системе в СССР прекратилось.

В 50-60-е гг. нашего столетия был разработан и получил большую известность педагогический проект американского профессора Ллойда Трампа (план Трампа). Эта форма организации предполагала сочетание занятий в больших аудиториях (100-150 человек) с занятиями в группах по 10-15 человек и индивидуальную работу учащихся. На общие лекции с применением разнообразных технических средств обучения отводилось 40% времени, на обсуждение лекционного материала и углубленную проработку отдельных разделов курса в малых группах – 20%, на индивидуальную работу – 40%. Классы при этой системе отменялись, состав малых групп был непостоянный.

 

  1. Урок, как основная форма организации обучения. Типология и структура уроков. Нестандартные уроки. Интегрированные уроки

Главным элементом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок – основная форма организации обучения, законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап, элемент учебного процесса. Преимущества урока в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы, позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал; управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю.

Урок является коллективной формой обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки занятий (45 мин), заранее составленное их расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом (И.Ф.Харламов).

Существует несколько классификаций или типов уроков. Наиболее распространенной является классификация уроков по признаку основной дидактической цели или задачи урока. На основе этого признака выделяются следующие типы уроков:

1. Уроки изучения нового материала.

2. Уроки закрепления и повторения знаний.

3. Уроки, основной целью которых является формирование и усвоение умений и навыков (практические уроки).

4. Уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного материала (повторительно-обобщающие уроки).

5. Уроки, имеющие основной целью проверку знаний учащихся (контрольно-проверочные уроки).

6. Комбинированные, или смешанные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.

Структура урока – совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей.

Традиционно сложилась следующая структура самого распространенного типа урока – комбинированного, которая включает: организационный момент, проверку домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепление его и задание на дом. Структурные элементы урока можно и нужно менять.

В строении всех типов уроков выделяется общее:

1. Организация работы (1-3 мин).

2. Главная часть (формирование, усвоение повторение, закрепление, контроль и т.д.) 35-40мин.

3. Подведение итогов и задание на дом (2-3 мин.)

В последнее время поменялась парадигма обучения, наметилась устойчивая тенденция отхода от традиционной структуры урока и построения новой.

Нестандартные уроки появились в 80-е гг. Нестандартные – значит не типовые, т.е. все те уроки, которые не могут быть отнесены ни к одному типу традиционных уроков. На таких уроках на первый план выдвигается личность учащихся, импровизация, игровые виды деятельности и разные виды общения. Нестандартный урокэто импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (нестандартную) структуру. Эти уроки не заменяют классические уроки, они их дополняют, вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, а значит, способствуют совершенствованию учебного процесса.

В школе используются следующие нестандартные, нетрадиционные, инновационные формы: уроки-деловые игры; театрализованные уроки; уроки-пресс-конференции; уроки-консультации; уроки-соревнования; уроки-путешествия; уроки-конкурсы; урок-творческий отчет; уроки типа КВН; урок-викторина; урок-ролевая игра; уроки-аукционы и др.

Одно из новых направлений совершенствования обучения в начальной школе – организация и проведение интегрированных уроков (или уроков интегрированного содержания). Интегрированный урок (от лат. "полный", " целостный") – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явление или предмет изучения. В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения привлекательную для учеников новизну, отменяют суровые границы предметного преподавания. Они помогают учащимся лучше понять смысл и содержание наиважнейших понятий, изучаемых в начальной школе.

  1. Требования к современному уроку

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный, современный урок, выделяются следующие:

1. Использование достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Оптимальное соотношение всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учеников с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями, с умениями, опора на достигнутый уровень развития учеников.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учеников.

10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, и планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим требованиям относятся:

1. Четкое определение образовательных задач каждого урока.

2. Информационное наполнение урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей.

3. Внедрение новейших технологий познавательной деятельности.

4. Рациональное сочетание разнообразных видов, форм, и методов работы.

5. Творческий подход к формированию структуры урока.

6. Сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся.

7. Обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.

8. Научный расчет и мастерство проведения урока.

9. Разумное сочетание разнообразных видов, форм, и методов.

Воспитательные требования к уроку:

1. Определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановка реально достижимых воспитательных целей.

2.Постановка только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы.

3.Воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств.

4.Внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

5.Гуманизация, сотрудничество, личностно-ориентированное воспитание.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

1. Формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности.

2. Изучение уровня развития учащихся, проектирование "зоны ближайшего развития".

3. Проведение учебных занятий на "опережающем" уровне, стимулирование новых качественных изменений в развитии.

4. Прогнозирование "скачков" в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом выступающих перемен.

Таким образом, к уроку предъявляются очень высокие требования. Знание и выполнение учителем данных требований является необходимым условием эффективности урока, достижения желаемых результатов.

  1. Вспомогательные формы организации обучения

Урок-экскурсияформа обучения, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. В зависимости от решаемых дидактических задач различают экскурсии разных видов: вводные (проводятся перед непосредственным изучением нового материала), текущие, итоговые (контроль и закрепление изученного материала). По предметному содержанию экскурсии подразделяются на производственные, краеведческие, естественнонаучные, историко-литературные и т.д. Кроме того, проводятся комплексные экскурсии, которые позволяют изучать отдельные объекты в их целостности и дают информацию по нескольким учебным дисциплинам. Этапы проведения экскурсий: предварительная подготовка, выезд к изучаемому объекту, обработка материалов экскурсии и итоговая беседа по ее результатам.

Урок-лекция (лекционное занятие в вузе) – форма организации обучения, в ходе которой педагог последовательно и системно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал. Структура лекционного занятия: вводная часть (ознакомление с темой, планом, задачами лекции и рекомендуемой литературой), основная часть (раскрытие темы лекции), заключительная часть (выводы и обобщения). Помимо традиционных видов лекций проводятся лекции, на которых учащиеся не конспектируют излагаемый материал, а обсуждают информацию, предлагаемую в форме конспектов или текстов лекций (конспект-лекция, лекция-консультация, лекция-конференция, лекция-дискуссия, лекция-деловая игра).

Урок-семинар (семинарское занятие) – форма обучения, важным компонентом которой является самостоятельная исследовательско-аналитическая работа учащихся с учебной литературой и последующее активное обсуждение проблемы под руководством педагога. Задачами семинара являются углубление и систематизация теоретических знаний учащихся, контроль за их усвоением, обсуждение творческих работ учащихся. Виды семинаров: семинары-конференции, семинары-консультации, коллоквиумы, семинары-зачеты.

Практическое занятие направлено на формирование определенных практических умений и навыков. Обычно проводится при изучении предметов естественнонаучного цикла в процессе трудовой и профессиональной подготовки учащихся. Проходит в мастерских, лабораториях и учебных кабинетах.

Практикумвид практических занятий тренировочного характера. В ходе таких занятий учащиеся упражняются в решении познавательных задач, в специальных способах профессиональной деятельности или овладевают научной терминологией.

Лабораторная работапрактическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с небольшой группой учащихся. Оно обычно направлено на овладение методами и средствами экспериментально-практического исследования, на развитие творческих (исследовательских) умений учащихся, на формирование умений применять теоретические знания в процессе решения практических задач. Структура лабораторной работы включает: обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы учащихся, выполнение задания учеником или группой, консультация учителя, обсуждение и оценка учащимися полученных результатов, письменный или устный ответ учащихся о выполнении задания, контрольное собеседование учителя с представителями учебных групп. Лабораторные работы по определенной учебной дисциплине обычно объединяются в единую систему и называются «лабораторный практикум».

Урок-дидактическая (деловая) играформа организации обучения, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся по специально разработанному игровому сценарию, моделирующему определенный опыт человеческой деятельности.

В настоящее время в практике школ получили распространение курсы по выбору (факультативы), ориентированные на работу с детьми, хорошо успевающими по отдельным учебным предметам. Для работы с такими детьми организуются также занятия в кружках и клубах по интересам. Для неуспевающих учащихся организуются консультации, поддерживающие и стимулирующие занятия по предмету, которые позволяют этим учащимся достигнуть более высоких результатов в учебной деятельности.

Наряду с постоянно действующими формами организации обучения большое значение имеют такие эпизодические формы как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.д. Важнейшей формой организации учебно-познавательной деятельности школьников является также домашняя работа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: