Социальная и культурная аналитика




Выбор названия

Программа названа по аналогии с олимпийскими и дельфийскими играми.

Культурное наследие Древней Греции, во многом определившее систему понятий современного мира, включает в себя три знаковых места (города).

Олимпия — главное святилище, храм Зевса, воплощение власти и силы. Соответственно, олимпийские игры — соревнование в силе и ловкости, воли к победе в прямом противоборстве.

Дельфы храм Аполлона и девяти муз, воплощение красоты и гармонии. Дельфийские игры — соревнование в создании и исполнении красивых, гармоничных художественных произведений.

Афины — храм Афины, богини мудрости. Место средоточия древней философии и науки, рождения драматургии и истории. Как таковых Афинских игр древность не знает, но сам характер дискуссий, которые велись часто на площадях в присутствии зрителей, очень напоминает состязания.

В культурном наследии Афин нам важны:

— опыт организации демократии как формы организации жизни сообщества свободных людей; именно на афинскую демократию стоит ориентироваться как на классический образец представительской демократии;

— опыт публичного мышления, как политического, так и философского, культура интеллектуальной дискуссии, в которой актуальность постановки проблемы сопряжена с глубиной проникновения в тему и смелыми обобщениями, не утратившими значимости до настоящего времени (как, например, «сократический диалог»);

— гуманитарное знание (история, риторика, логика), направленное на усиление мыслительных и коммуникативных способностей свободного человека;

— опыт создания художественных произведений, выражающих «вечные» идеи, напоминающих о базовых принципах и ценностях свободной жизни и о необходимости прилагать усилия к сохранению этих принципов и ценностей.

Современные Афинские игры строятся как состязание, в котором участники демонстрируют:

— способность организовать свою жизнь здесь и сейчас, договориться о правилах и выполнять правила (поэтому для игр принципиальна форма погружения);

— способность вести интеллектуальный диалог вокруг актуальных современных тем и находить адекватные решения проблем как в настоящем, так в возможном будущем;

— способность актуализировать и применять гуманитарное знание, как к задачам собственного развития, так и к решению общественных задач;

— способность создавать художественные произведения, востребованные потенциальным зрителем или читателем и выражающие конструктивное мировоззрение и установку на продуктивную деятельность в понятных большим группам современной молодёжи образах.

Почему это важно

Как показывает практика поддержки молодёжных общественных инициатив, инициативы в сибирском климате недостаточно поддерживать. Их необходимо выращивать, в том числе в тепличных условиях.

Что означает эта метафора практически?

В России за пределами Москвы и Петербурга фактически отсутствует культура общественных инициатив. Программы, направленные на увеличение активности лояльной молодёжи и на повышение проектной грамотности, приводят — как максимум — к появлению «проектных» групп, деятельность которых направлена на преодоление следствий известных социальных проблем, без анализа их причин и соотнесения предпринимаемых действий с решаемой задачей.

Рассмотрим несколько примеров.

Здоровый образ жизни. Действительно, здоровье современной молодёжи является значительной проблемой. Как показывает статистика конкурсов социально-значимых проектов, проблему решать пытаются, в основном, посредством строительства стадионов и пропаганды. Но даже здравый смысл подсказывает, что человек, который хочет быть здоровым, может делать зарядку у себя дома, бегать трусцой по своему микрорайону (в городе) или селу. Аналитика того, почему молодые люди не хотят быть здоровыми, фактически отсутствует.

Патриотизм. Значительноечисло молодых людей, обозначающих себя русскими либо россиянами, не владеют нормальным русским языком; называют родную страну «эта страна» (прижившийся у нас американизм), считают, что для сохранения национальной идентичности необходимо бить и убивать представителей иных наций и стран… «Патриотическая подготовка», представляющая собой на самом деле военно-спортивную подготовку, скорее усилит тех, кто готов бить и убивать, чем сделает их действительными патриотами. «Недели русского языка» вряд ли смогут сделать грамотным человеком того, кто заведомо жил и живёт в альтернативной языковой среде, будь то язык криминальный или псевдонаучный язык современной бюрократии.

Творчество. Инициативы в этой сфере, выходящие за пределы перепевов уже спетых чужих песен, в большинстве случаев сводятся к принципу «что вижу, про то и пою». Учитывая узость кругозора как большинства авторов и предполагаемую узость кругозора потенциальной аудитории, нетрудно понять, что содержание таких инициатив сводится к самоутверждению автора либо через старательное воспроизведение известных смысловых клише.

Самое важное: ввиду моды на активность, лидерство, инициативу без должной работы с человеческим потенциалом было размыто понимание того, что: активность происходит от собственной жажды деятельности, а не по чьему-либо приказу; инициатива возникает из чувства ответственности за происходящее вокруг и подразумевает ответственность за результат собственных действий; лидер — это не только тот, кто ведёт за собой, это тот, кто знает, куда и зачем идти.

Основной проблемой для системы, работающей на появление и поддержку молодёжной инициативы, является именно появление лидеров. Подобно тому, как в условиях сибирского климата рассаду приходится выращивать на подоконнике или в теплицу, а затем высаживать в землю, выращивать лидеров необходимо в специально организованных, искусственных условиях.

Древние Афины, в которых все свободные граждане имели шанс стать лидерами, являются достоянным прототипом для такой специально созданной среды.

Содержание

Афинские игры представляют собой интеллектуально-творческое соревнование в обсуждении и оформлении актуальных тем, результатом которого является выявление лидеров и формирование вокруг лидеров инициативных групп, и одновременно действующую модель общества свободных инициативных граждан.

Круг тем

1. Обозначение горизонтов, выделение перспективных схем деятельности, появление конкретных проектов и проектных команд по перспективным направлениям:

— гражданственность (понимание своего места в жизни своей страны и сообщества, социально ответственное действие);

— здоровый (в широком смысле, включая душевное здоровье, здоровые мечты и желания) образ жизни;

— социальное предпринимательство, включая бизнес-предпринимательство и волонтёрство в контексте перспектив края и страны;

— социально ответственное творчество, направленное на трансляцию позитивных образов и актуализацию позитивных жизненных сценариев;

— осознанный патриотизм, включающий в себя знание реальной истории своей страны, её геополитической, геоэкономической, геокультурной роли и самоопределение в контексте современных вызовов.

2. Формирование «Стратегического кадрового резерва», выявление лидеров, готовых формулировать и решать сложные задачи и реализовывать комплексные проекты, в том числе такие, в которых удерживается несколько направлений деятельности, методологически и стратегически мыслящих аналитиков, авторов, создающих востребованные и самобытные художественные произведения.

3. Апробация новой формы включения молодых людей в продуктивную социально значимую деятельность, ориентированную на действие в ценностной рамке патриотизма и обустройства своей страны, а не на простое воспроизводство сложившихся (в том числе в иных культурных и исторических условиях) форм и механизмов деятельности.

Социальная модель

Модель воспроизводит структуру античного полиса.

Единицы этой структуры:

Община — объединение живущих по соседству свободных граждан.

Мастерская — объединение свободных граждан вокруг общего дела (инициативы).

Агора — пространство свободной коммуникации, обмена мнениями и версиями.

Ареопаг — пространство принятия решений наиболее уважаемыми представителями объединений свободных граждан.

Акрополь — средоточие общезначимых истин и исторической памяти, пространство трансляции общезначимых истин и исторической памяти.

Театр — пространство напоминания общезначимых истин и исторической памяти в очевидной и зримой (зрелищной) форме.

Гимнасий — место обучения делу, освоения своего дела, определения своего дела.

Симпозиум — место, в котором свободные люди, сидя либо возлежа, употребляя дозволенные напитки либо воздерживаясь от оных, слушая музыку, ведут умные беседы о своих достижениях и перспективах.

Участники

Школьники старших классов, студенты среднего профессионального образования и младших курсов вузов, задействованные в различных формах внеучебной активности (волонтёрство, патриотика, творчество, школы лидеров, научное общество учащихся, инженерное проектирование) и претендующих на совершенствование, профессионализацию, достижение рекордных целей в этих сферах.

Представители неформальных молодёжных объединений, ставящих конструктивные задачи, связанные с пробой сложных форм деятельности и образов жизни (рок-клубы, бард-клубы, клубы ролевых и настольных игр, клубы исторической реконструкции), видящие перспективу превращения своего интереса из хобби в основание для будущей профессионализации.

Тьюторы и стажёры — студенты старших курсов и молодые специалисты, рассматривающие свою профессионализацию как возможность социально и культурно значимого действия, заинтересованные в перспективах деятельности, одновременно общественно значимой и экономически успешной.

Основные направления

Социальная и культурная аналитика

Реконструкция и описание тех смыслов, пафосов, представлений, которые могут создать для каждого молодого человека и для больших групп молодёжи единое понимание и переживание «России» как «родной» социальной, институциональной, культурной и деятельностной целостности, а также как «рамки» и «условий», обеспечивающих собственную успешность и «эксклюзивность» человека.

Участники направления описывают и оформляют эти смыслы, пафосы и представления так, чтобы представители разных групп молодёжи могли воспринять их как рамку и основание для самоопределения в своей стране и к своей стране, продуктивно использовать их в качестве способов и ориентиров при выстраивании личных жизненных перспектив.

Результатом является доходчивое описание «эксклюзивно российских» схем и способов организации деятельности, являющихся результатом как собственных поисков, так и ассимиляции и переосмысления того, что произведено в иных национальных и государственных традициях, и оказавшихся в силу исторических обстоятельств наиболее эффективными и перспективными. Результат может включать в себя разработку концептов, стратегий, сценариев развития «под ключ» для конкретных внешних субъектов, а также выявление кадрового резерва молодых людей, способных к стратегированию и стратегическому управлению (методологов).

«Прямое действие»: проектирование, организация, управление

Решение задач, преодолевающих проблемы и обозначающих перспективы конкретных социальных групп и сообществ: разработка и осуществление пробного действия (реализация демо-версий проектов).

Результатами являются пакет проектных, организационных и управленческих решений и проектные команды, имеющие опыт действия «здесь и сейчас», в модельных условиях, максимально приближенных к практическим. Работа по направлению завершается открытой публичной экспертизой не только проектных замыслов, но и результатов пробного действия (с возможным заключением договоров о партнёрстве между проектными группами и субъектами молодёжной политики).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: