По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):
- государственный орган или орган муниципальной власти;
- орган управления государственным внебюджетным фондом;
- бюджетное или казенное учреждение;
- корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
- государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).
При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):
- Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
- Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
- Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
- Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
- Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
- В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.
Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках
Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:
Часть 1
- Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6–12):
- открытость и прозрачность в сфере информации;
- обеспечение конкуренции;
- профессионализм заказчиков;
- единство контрактной системы;
- другие.
Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.
- Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
- Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
- общие основы проведения закупок;
- порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
- закрытые способы определения поставщика;
- порядок закупок у единственного поставщика;
- процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.
Часть 2
Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.
- Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
- В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
- установление перечня контролирующих органов;
- определение форм проведения контроля;
- порядок осуществления контроля;
- правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
- Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
- В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
- Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
- порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
- переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
- положения о вступлении закона в силу.
223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%: