Формы, методы и пути нравственного воспитания.




Лекция 1.19 Тема: Формирование нравственной культуры и эстетического воспитания школьников.

Нравственное воспитание детей – это мудрое ограничение.

Ребенок должен понять, что есть три вещи:

Можно, нельзя и надо

(В.А. Сухомлинский).

 

Вопросы:

1. Нравственная культура личности: сущность, структура, содержание.

2. Формы, методы и пути осуществления нравственного воспитания.

3. Сущность, задачи и содержание эстетического воспитания.

4. Эстетическое воспитание в урочное и внеурочное время.

 

 

Литература:

1. Сластенин, В.А. Педагогика:Учеб. пособие для студентов пед. учеб. завед./ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев [и др.] – М.: Школьная Пресса. – 2002. – 512 с.

2. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М., 1979

3. Гавриловец, К.В., Казимирская, Н.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Мн., 1988

4. Зарецкая, И.И. Нравственное воспитание учащихся. М., 1986

5. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983

6. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск, 2000.

7. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Г.М. Коджаспирова. – М., 2003.

8. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М.,1986

9. Боровская Н.,Реан А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2008.

10. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П, - М.: Юрайт-Центр, 2004.

11. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000.

 

 


1. Нравственная культура личности: сущность, структура, содержание

Нравственность – это один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Нравственность - это система внутренних правил человека, в основе которой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, помощь всем, кто в этом нуждается, личная порядочность, честность, сочувствие и т.д. Нравственность - это стержень личности.

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание определяется как система средств воздействия на сознание людей по формированию у них моральных убеждений, нравственного сознания, повышению его уровня, по воспитанию у учащихся нравственных привычек поведения, выработке позитивной жизненной позиции. Значит, нравственное воспитание приобщает подрастающее поколение к нормам и правилам поведения в обществе.

Нравственно - воспитанным человеком признается тот, чьи убеждения не расходятся с поведением; слово с делом, чертой которого является активная жизненная позиция. Это личность, овладевающая не только понятиями «коллективизм», «гуманизм», «демократизм», но и наделённая убеждениями и чувствами, уверенная в необходимости сочетать национальные и общечеловеческие нравственные ценности.

Высоконравственный человек это патриот на деле, коллективист в жизни, товарищ в общении между людьми, обладающий навыками культурного поведения, строго дисциплинированный, умеющий жить и трудиться для себя и для общества, способный разумно сочетать личные и общественные интересы во всем и везде, готовый пожертвовать, если потребуется, личными интересами для защиты Отечества, своего народа.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, а для себя. Таким образом, нравственность - это совокупность нравственных качеств личности человека, которые определяют его отношение к миру, обществу, другим людям и к самому себе.

Цель нравственного воспитания – воспитание нравственной культуры, которое предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным моральным ценностям, потребность в нравственном самосовершенствовании.

Структурными компонентами нравственного воспитания являются:

· нравственное сознание – форма, психического отражения человеком действительности, выражающейся в его нравственных представлениях, взглядах, убеждениях.

· нравственные ценности – ориентиры в поведении групп, индивидуалов, которые позволяют оценивать те или иные действия, поступки с точки зрения представления о добре и зле.

· нравственные чувства – (эмоциональная сторона) характеризуют субъективное отношение человека к другим людям, и самому себе к общественным явлениям и к жизни в целом (субъективно, потому что не всегда реально).

· нравственное поведение – это поведение, исторически соответствует нормам общечеловеческой морали (показатель, как студент сдает экзамен).

Все эти компоненты нравственности определяют задачи нравственного воспитания:

1. формирование у обучающихся представления и понимания нравственных основ общества;

2. формирование нравственного сознания, основными категориям которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка;

3. развитие нравственных чувств, таких, как гуманизм, совестливости, честности, сопереживания, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, коллективизм,

4. воспитание высоких моральных качеств ( доброта, милосердие, уважение к людям и др).

5. формирование норм поведения (вежливости, тактичности, соблюдение правил этикета)

Правила и требования составляют содержание нравственного воспитания, которое должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самим себе.

Содержание воспитательной работы по формированию нравственной культуры личности включает: создание у обучающихся представление и понимание нравственных основ общества, развитие нравственных чувств (совести, сопереживания, честности), воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия и др.), формирование норм поведения (вежливости, тактичности, соблюдение правил этикета и др.).

Моральное воспитание • формирование сознания, нравственных
чувств и навыков нравственного поведения.

Этическое воспитание формирование правил хорошего тона,
культуры поведения и отношений.

Нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики.

Развитие механизмов нравственного самовоспитания,
саморегуляции
поведения.

Воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и
деятельность (Радугин А.А. Педагогика М., 2002).

Содержание нравственного воспитания определяется концепцией воспитания детей и учащихся молодежи в РБ, общими целями воспитания, моралью общества.

Если сгруппировать многообразие отношений, нравственных норм общества, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности личности.

1. Отношение к идеологии и политике нашего государства:

• Понимание хода и перспектив мирового развития;

• Нравственная оценка событий внутри страны и на международной арене;

• Стремление к справедливости, демократии и свободе народов; (идеологическое и политическое воспитание).

2. Отношения к родине, другим странам и народам:

• Любовь и преданность Родине

• Нетерпимость к национальной и расовой неприязни

• Доброжелательность ко всем странам и народам

. Культура межнациональных отношений (Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений)

3. Отношение к труду:

• Добросовестный труд на общее и личное благо

• Соблюдение дисциплины труда (трудовое воспитание)

4. Отношение к общественному достоянию и материальным ценностям:

• Забота о сохранении и умножении общественной и личной собственности

• Бережливость

• Охрана природы (экономическое и экологическое воспитание).

5. Отношение к людям:

• Коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность

• Взаимное уважение

• Забота о семье и воспитании детей

6.Отношение к себе:

• Высокое сознание гражданского долга

• Честность и правдивость

• Простота и скромность в общении и личной жизни

• Нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины

• Принципиальность (моральное и этическое воспитание)

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и

которые составляют основу её жизни и поведения.

Формы, методы и пути нравственного воспитания.

Нравственное отношение органически связаны с деятельностью человека и обуславливаются ею. Нравственное воспитание представляет собой сознательно организованный процесс включения учащихся в разнообразные виды учебной и внеклассной деятельности, формирование положительных моральных отношений к этой деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических свойств и качеств. Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и т. д. Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения. Если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности становятся привычными и определяют устойчивость её поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества (устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизма, сознательная дисциплина и культура поведения).

Процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества личности.

Чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потребностно - мотивационную сферу, включать их в морально познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и управлять волевыми свойствами.

Метод положительного примера – это основной, так как на подсознательном уровне.

Метод нравственного просвещения, который состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях.

Создание воспитывающих ситуаций также один из методов НВ. Это метод нравственных упражнений (т.е. многократное повторение целей, поступков).

Метод убеждения (только в том случае эффективен, если подтверждается примером).

Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений. Поручение, требование, индивидуальная работа, показания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения. Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности детей.

К формам НВ, кроме специальных уроков, относятся этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, конференции.

Пути осуществления нравственного воспитания:

• Использование потенциала учебного процесса, особенно гуманитарных дисциплин

• Нравственное просвещение во внеклассной работе с использованием воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов и т.д.

• Формирование нравственного опыта и культуры общественного
поведения в коллективной жизни, совместной деятельности и общении

• Семейное воспитание, совместное взаимодействие школы, семьи и общественности.

3. Сущность, задачи и содержание эстетического воспитания.

Проблема эстетического воспитания начинается с эстетики, основными категориями эстетики являются: прекрасное, безобразное.

Прекрасное – это категория эстетики, которая служит для положительной эмоциональной оценки явлений действительности. Каковы же критерии прекрасного (условные категории)

1) соответствие формы и содержания (т.е. форма лишенная содержания это не форма, здесь должна быть гармония).

2) гармоничное соотношение всех сторон предметов, явлений в конкретных условиях и их взаимосвязь с другими предметами, явлениями (мы должны рассматривать то, сочетается рядом; все должно быть в едином целом).

В основе эстетического воспитания лежит понятие эстетика. В переводе с греческого языка «чувственно воспринимаемость», имеющее отношение к чувственному восприятию. Эстетическое восприятие имеет главным объектом воздействия эмоции и чувства людей. (Человек в предметном мире утверждается не только в своем мышлении, но и через чувства).

Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. В гармонии ума и чувства мы можем говорить о совершенстве.

Эстетическое воспитание - э то процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Оно реализуется и приобретает ценность при самообра­зовании, саморазвитии личности.

Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование эстетических чувств, вкусов и идеалов личности, развитие ее способностей к эстетическому влиянию действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отноше­ния к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному воспри­ятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художе­ственное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы по­стигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах. (Кант И. Кри­тика способности суждения. М. 1994.)

Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в «чистый эстетизм».

В рассказе «Снежная королева» современного петербургского прозаика В. Шпакова героиня стремится свести жизнь к существованию в прекрасной сфере классической му­зыки. Стремление к классике — само по себе похвально, но беда в том, что по пути к ней презирается и отбрасывается «грубая» повседневность, в которой все мы живем. И повсед­невность мстит, сводя героиню с ума. (Шпаков В. Клоун на велосипеде. СПб. 1998.)

Главная специфическая цель эстетического воспитания – это воспитание чувств. Помимо этой цели, в ходе эстетического воспитания мы

1) расширяем познавательные возможности личности,

2) повышаем образовательный и творческий потенциал.

3) формируем у школьников потребность и способность понимать, оценивать и строить жизнь по законам красоты.

4) воспитываем активное отношение к окружающей действительности,

5) побуждаем и стимулируем стремление, привносить прекрасное в жизнь и быт людей, преобразовывать окружающий мир по «законам красоты ».

6) развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эс­тетических объектов в искусстве или действительности;

7) совершенствование эстетического сознания;

8) формирование творческих способностей в области художественной, ду­ховной и физической культуры.

Научное осмысление эстетического воспитания про­ходило сложный путь в различных исторических услови­ях. Для России наиболее перспективна ориентация (опира­ющаяся на концепции Ф. Шиллера, СМ. Эйзенштейна, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского и др.), определяющая процесс эстетического воспитания на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выра­зительного, оценке личностью эстетических свойств реаль­ности и искусства.

Смысл и назначение деятельности по эстетическому воспитанию в учреждениях образования определяется следующими приоритетными направлениями:

- развитие творческих способностей детей и учащейся молодёжи путём включения в разные виды художественного творчества (театр, изобразительное искусство, хореография, музыка и т.д.);

- приобщение их к национальному искусству, возрождение народных ремёсел и промыслов на основе оптимального соединения образовательной, развивающей и трудовой деятельности;

- гармонизация внутреннего мира воспитанников, межличностных отношений.

Задачи эстетического воспитания

1. Формирование и развитие эстетических понятий, суждений, оценок, идеалов, восприятия, потребностей, вкусов, способностей, эстетики поведения.

2. Знакомство с основами научной эстетики.

3. Выработка умений и навыков эстетической деятельности.

4. Формирование потребности постоянного общения с прекрасным с искусством и непримиримости к безобразному (мало научить ребенка, он должен видеть в действительности и сам создавать это прекрасное).

5.Развивать специфические чувства и вкусы прекрасного в отношениях к природе, труду, искусству, быту и окружающей действительности.

6. Вырабатывать способности, умения и навыки активного участия в
художественной самодеятельности, пропаганде и создании прекрасного в повседневной жизни, в природе, труде и в искусстве.

7. Прививать нетерпимость к распространению «уродливого», пошлого, безобразного и низменного в жизни и окружающей среде.

Решение этих задач определяет два аспекта:

1) воспитание средствами искусства (художественное воспитание);

2) воспитание всей окружающей действительностью (эстетическое воспитание).

Эстетическое воспитание направлено на раскрытие эс­тетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), ее потребностей, и оценочных, эстетических отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоятельном творчестве, рефлексии, анализе).

В современных условиях среди приоритетных выделя­ются такие направления эстетического воспитания, как развитие непрерывного художественного образования, формирование музыкальной культуры воспитанников, те­атральное воспитание и образование, развитие литератур­ных способностей и т.д.

Содержание эстетического воспитания включает:

- формирование у учащихся художественно-эстетических потребностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства;

- развитие у учащихся эстетических представлений и понятий;

- формирование и развитие художественного вкуса, эстетических взглядов и убеждений;

- приобщение учащихся к художественному творчеству.

Средствами эстетического воспитания выступают – природа, различные виды искусства, труд, человеческие отношения, быт, эстетическое общение, народный фольклор и др.

Главное место занимает искусство как наиболее универсальное, концент­рирующее в образно-эмоциональной форме интерпрета­цию всех эстетических сторон действительности, природы, труда, сознания, игры, отношений людей и самого челове­ка. Обращение к искусству как средству эстетического вос­питания требует сохранения его целостного воздействия на воспитанников, установки на его восприятие, раскрытия специфики авторского видения мира в произведениях ис­кусства, характера творческой индивидуальности.

Пути осуществления эстетического воспитания:

- эстетическое воспитание и образование в учебной деятельности и разнообразной внеурочной воспитательной работе;

- приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях культуры, дополнительного образования и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: