Ход занятия
I. Вступительная часть.
Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они сказки, и предлагает послушать новую сказку.
Чтение воспитателем сказки «Гном и светлячок».
II часть.
Воспитатель: Гномик прислал нам посылку, в которую положил природные камни, добытые им в пещере.
Игра на ощущение.
Ребенок с завязанными глазами вытаскивает из посылки один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определил на ощупь. Например: «Мой камешек маленький, круглый, гладкий»
Воспитатель: Камни живые или неживые? (неживые) Докажите, что камни неживые.
Дети выкладывают на магнитной доске карточки с опорными сигналами (не дышат, не питаются, не размножаются, не передвигаются, не растут).
Воспитатель: Как образуются камни? (при разрушении гор)
Проводится игра «Гора и камешки».
Дети-«камешки» стоят вместе, тесно прижавшись друг к другу, изображая гору. Звучит музыка.
Ведущий говорит: «Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинках, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка, имитирующая ветер). Вот покатился с горы один камешек (ребенок отходит от группы), потом другой, третий (еще часть детей по очереди отделяется от «горы»). Гора становится все меньше и меньше, и, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода победили большую гору!»
III часть. Экспериментирование.
Дети садятся за столы.
Задания:
|
- Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством).
- Рассмотрите камешек через лупу. Что видно? (трещины, узоры, крупинки …)
- Из всех камней отберите морские камни. Какие они? (круглые, без острых углов). Почему они такие? (вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они трутся и о песок; острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся округлыми).
Воспитатель предлагает взять несколько камешков в ладошки и потрясти их, чтобы дети почувствовали, как они стучат друг о друга.
- Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камешком, а что – с пластилином? Почему? (камень тверже пластилина).
- Потрогайте разные камни, приложите их к щеке. Они холодные или теплые? Зажмите камешек в кулачке: стал ли он теплее?
- Можно ли рисовать камнем? Проверим, оставляют ли разные камни следы на черной и белой бумаге, пачкают ли руки?
- Что будет, если положить камешек в воду? (пусть ребенок сформирует свою гипотезу). Он утонет или будет плавать? Бросьте камешек в воду, наблюдая, что происходит.
Все ли камни тонут?
Проводится опыт с керамзитом.
(Желательно, чтобы дети сами сделали вывод, что в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет).
Такие легкие воздушные камни образуются при извержении «дымящихся гор» - вулканов.
Воспитатель показывает опыт «Вулкан».
В бутылку с узким горлышком наливаем стакан уксуса, капаем несколько капель шампуня, добавляем сухой краситель. Две столовые ложки соды заворачиваем в туалетную бумагу и бросаем в бутылку с уксусом. Наблюдаем за грандиозным извержением вулкана.
|
- А еще интересные камни образуются в море. Давайте совершим туда путешествие.
Физкультминутка «Мои умелые руки».
Стихотворение с движениями (музыкальное сопровождение – шум моря).
Мои руки – это волны, Ветер гонит их вперед. Мои руки – крылья чаек, Небо их к себе зовет. | Изображают руками волну. Взмахивают плавно руками. Поднимают руки перед собой вверх. |
Мои руки – рыбки в море, Плавают туда-сюда. | Кончики пальцев обеих рук соединяют. Делают плавные движения то в одну сторону, то в другую. |
Мои руки – это крабы, Разбежались кто куда. | Руки перед собой, пальцы расправляют, опускают вниз, немного сгибают, пошевеливают. |
Спустимся на дно морское. | Соединяют руки перед собой, опускают вниз, наклоняются. |
Там кораллы, словно ветки. | Соединяют руки перед собой, из пальцев образуют веточки. |
Водоросли раскачались без ветра | Руки вверх, плавно покачивают. |
Там ракушка обитает, Жемчуг свой оберегает. | Ладони соединяют – раскрывают, изображая створки раковины. |
Воспитатель демонстрирует детям коралл и жемчуг.
- Драгоценные и полудрагоценные камни – выставка ювелирных изделий.
IV часть. Закрепление знаний.
Дети, используя опорные сигналы, рассказывают, что они узнали о камнях.
Литература:
- Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами», Москва, ООО «Карапуз-дидактика», 2005.
- Н.П. Посвянская «Камни земли», Москва, «Скрипторий», 2005.
- С.Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», Москва, «Педагогическое общество России», 2005.
- С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва, «Педагогическое общество России», 2005.
- Е.А. Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Игровые технологии», Москва, ТЦ «Сфера», 2006.
- А.Е. Польской «Большая книга сказок для самых маленьких», Минск, Харвест, 1998.