IV часть. Закрепление знаний.




Ход занятия

I. Вступительная часть.

Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они сказки, и предлагает послушать новую сказку.

Чтение воспитателем сказки «Гном и светлячок».

 

II часть.

Воспитатель: Гномик прислал нам посылку, в которую положил природные камни, добытые им в пещере.

 

Игра на ощущение.

Ребенок с завязанными глазами вытаскивает из посылки один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определил на ощупь. Например: «Мой камешек маленький, круглый, гладкий»

Воспитатель: Камни живые или неживые? (неживые) Докажите, что камни неживые.

Дети выкладывают на магнитной доске карточки с опорными сигналами (не дышат, не питаются, не размножаются, не передвигаются, не растут).

Воспитатель: Как образуются камни? (при разрушении гор)

Проводится игра «Гора и камешки».

Дети-«камешки» стоят вместе, тесно прижавшись друг к другу, изображая гору. Звучит музыка.

Ведущий говорит: «Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинках, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка, имитирующая ветер). Вот покатился с горы один камешек (ребенок отходит от группы), потом другой, третий (еще часть детей по очереди отделяется от «горы»). Гора становится все меньше и меньше, и, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода победили большую гору!»

 

III часть. Экспериментирование.

Дети садятся за столы.

Задания:

 

  1. Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством).
  2. Рассмотрите камешек через лупу. Что видно? (трещины, узоры, крупинки …)
  3. Из всех камней отберите морские камни. Какие они? (круглые, без острых углов). Почему они такие? (вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они трутся и о песок; острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся округлыми).

Воспитатель предлагает взять несколько камешков в ладошки и потрясти их, чтобы дети почувствовали, как они стучат друг о друга.

 

  1. Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камешком, а что – с пластилином? Почему? (камень тверже пластилина).
  2. Потрогайте разные камни, приложите их к щеке. Они холодные или теплые? Зажмите камешек в кулачке: стал ли он теплее?
  3. Можно ли рисовать камнем? Проверим, оставляют ли разные камни следы на черной и белой бумаге, пачкают ли руки?
  4. Что будет, если положить камешек в воду? (пусть ребенок сформирует свою гипотезу). Он утонет или будет плавать? Бросьте камешек в воду, наблюдая, что происходит.

Все ли камни тонут?

Проводится опыт с керамзитом.

(Желательно, чтобы дети сами сделали вывод, что в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет).

Такие легкие воздушные камни образуются при извержении «дымящихся гор» - вулканов.

 

Воспитатель показывает опыт «Вулкан».

В бутылку с узким горлышком наливаем стакан уксуса, капаем несколько капель шампуня, добавляем сухой краситель. Две столовые ложки соды заворачиваем в туалетную бумагу и бросаем в бутылку с уксусом. Наблюдаем за грандиозным извержением вулкана.

  1. А еще интересные камни образуются в море. Давайте совершим туда путешествие.

Физкультминутка «Мои умелые руки».

Стихотворение с движениями (музыкальное сопровождение – шум моря).

Мои руки – это волны, Ветер гонит их вперед. Мои руки – крылья чаек, Небо их к себе зовет. Изображают руками волну. Взмахивают плавно руками. Поднимают руки перед собой вверх.
Мои руки – рыбки в море, Плавают туда-сюда. Кончики пальцев обеих рук соединяют. Делают плавные движения то в одну сторону, то в другую.
Мои руки – это крабы, Разбежались кто куда. Руки перед собой, пальцы расправляют, опускают вниз, немного сгибают, пошевеливают.
Спустимся на дно морское. Соединяют руки перед собой, опускают вниз, наклоняются.
Там кораллы, словно ветки. Соединяют руки перед собой, из пальцев образуют веточки.
Водоросли раскачались без ветра Руки вверх, плавно покачивают.
Там ракушка обитает, Жемчуг свой оберегает. Ладони соединяют – раскрывают, изображая створки раковины.

 

Воспитатель демонстрирует детям коралл и жемчуг.

 

  1. Драгоценные и полудрагоценные камни – выставка ювелирных изделий.

IV часть. Закрепление знаний.

Дети, используя опорные сигналы, рассказывают, что они узнали о камнях.

 

 

Литература:

  1. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами», Москва, ООО «Карапуз-дидактика», 2005.
  2. Н.П. Посвянская «Камни земли», Москва, «Скрипторий», 2005.
  3. С.Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», Москва, «Педагогическое общество России», 2005.
  4. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва, «Педагогическое общество России», 2005.
  5. Е.А. Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Игровые технологии», Москва, ТЦ «Сфера», 2006.
  6. А.Е. Польской «Большая книга сказок для самых маленьких», Минск, Харвест, 1998.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: