О местоночтимых святых и священнослужителях




Несказочная проза

 

В данной публикации представлены записи быличек, легенд, преданий, хранящиеся в фольклорном фонде кафедры истории русской литературы 11-19 веков Орловского государственного университета. Необходимо отметить, что систематической работы по собиранию несказочной прозы в регионах области не проводилось. Лишь в последние несколько лет студенты в качестве одного из заданий в рамках фольклорной практики стали записывать тексты несказочной прозы, бытующие в селах, деревнях и городах Орловской области. В основном в публикации представлены записи, сделанные собирателями в Орловском, Болховском, Мценском районах, в то время как многие другие районы Орловской области остались пока не охваченными ни фольклорными экспедициями, ни самостоятельными студенческими разысканиями. Как правило, на кафедру студентами предоставляются записи топонимических преданий, быличек о домовых, ведьмах и покойниках, легенды о строительстве церквей и явлении икон. Также на занятиях по курсу устного народного творчества часто студенты в качестве примеров приводят известные им сюжеты несказочной прозы, и в этом случае оперативно организуется самозапись. Сильно разнится степень аутентичности представленных записей. В связи с тем, что у студентов не было возможности вести записи бесед с информантами на диктофон, тексты воспроизводились ими по памяти или по беглым записям, сделанным в ходе интервью. Поэтому почти все записи утратили особенности речи конкретных информантов.

В течение последнего десятка лет Орловский государственный университет не финансирует фольклорные экспедиции, единственная экспедиция состоялась в 2005 году в городе Болхове Болховского района Орловской области. Эта экспедиция была ориентирована на запись церковной несказочной прозы, которой так «богат» Болхов, старый купеческий город, на территории которого существовало более трех десятков церквей и два монастыря. В конце девятнадцатого – начале двадцатого века железная дорога была проложена в стороне от города, и Болхов оказался вдалеке от больших транспортных развязок. Это послужило «консервации» городского фольклора, значительную часть которого составляли и составляют легенды. Записи, сделанные в Болхове в 2005 году абсолютно достоверны, и именно они послужили основой раздела «Церковная проза».

Мифологическая проза представлена в своих наиболее популярных сюжетах: о домовом, о колдунах, о мертвецах и нечистой силе. Следует отметить отсутствие тщательно разработанной системы представлений о мифологических персонажах в их многообразии и иерархических связях. Практически не появляется новых мифологических персонажей в городском фольклоре или новых сюжетов об уже известных персонажах, развитие мифологической прозы идет в рамках наиболее популярных народных представлений о домовом (практически единственном из сохранившихся в памяти домашних духах), колдунах, мертвецах и нечистой силе.

В раздел «Историческая проза» вошли в основном топонимические предания об основании поселений и первых поселенцах. Сюжетов, в которых бы фигурировали исторические лица, в записях очень мало. Особую ценность представляет группа преданий о разбойниках и кладах, которые все еще сохраняются в памяти жителей Орловской области, ставшей ареной многих событий Смутного времени.

В ряде случаев невозможно однозначно определить жанровую принадлежность того или иного сюжета. Например, сюжеты о строительстве церквей и монастырей раскаявшимися разбойниками. В данной публикации такие сюжеты были отнесены нами в раздел церковной прозы. Публикуемые тексты распределены по тематическим грумам, традиционно выделяемым в соответствующих фольклорных сборниках и публикациях. Тематическое членение имеет все же несколько условный характер, так как в ряде случаев записи трудно однозначно отнести к той или иной группе, так как их содержание шире обозначенной тематики.

 

Мифологическая проза

 

О домовом

 

Сгорели у нас две усадьбы на другой стороне деревни: дома все деревянные были, ветер сильный, вот и зацепил за собой много домов. Хозяева погоревали и ушли по родственникам, а на сгоревших усадьбах плач люди по ночам слышали. Старые люди на деревне говорили, что это хозяева (домовые) плачут по своим домам. Начали судачить старики и выговаривать это тем, у кого дома сгорели: мол, надо вернуться за хозяевами, что ж вы без домов остались и они, они с вами должны ходить, нужно вернуться и сказать: «Хозяин мой, пойдём со мной, я с горя тебя не позвал, теперь одумался». Сделали так погоревшие, и плач прекратился.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.1.

Записано от Анохиной В.Г. 1933 г.р.

в д. Саморядово Знаменского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

Чтобы перевезти домового на новое место, надо сказать три раза: «Хозяин мой, пойдём со мной».

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.3.

Записано от Анохиной В.Г. 1933 г.р.

в д. Саморядово Знаменского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

 

Переехала к нам в посёлок новая семья, и вот что рассказывала нам хозяйка: «Ляжем спать и слышим, кто-то посудой шумит, как бы переставляет. Поначалу я думала кошка. Рассыпала муку на ночь, поднялась утром – следов нет никаких, и главное, у нас страха не было никакого. Долго так продолжалось, а потом перестало. Мне интересно стало. Я к бабушке поехала, а бабушка мне говорит: “это хозяин в новом доме обвыкался, шалил он, вот и страха не было. Он ведь не пугал, а играл с вами, радовался дому новому”».

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.10.

Записано от Пискаревой Н.И. 1934 г.р.

в п. Берёзовая роща Покровского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

 

В одной семье дома начали происходить страшные вещи: сами отключались электроприборы, перегорали электрические лампочки, вещи могли исчезнуть и появиться через какое-то время в самом неожиданной месте. Тогда моей знакомой рассказали, что, возможно, это проделки домового, который чем-то недоволен, и посоветовали оставить на ночь в тарелочке сладости, а если же пропадет какая-то вещь сказать: «Домовой, поиграй, поиграй, да отдай». С тех пор дома стало спокойно и все наладилось.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.12.

Записано Поваляевой Т. 1990 г.р. (самозапись)

в г. Орле в 2008 г.

Если что долго найти не можешь, нужно сказать: «Шут-шутай, пошутил и назад возврати». Вещь обязательно найдётся.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.13.

Записано от Анохиной В.Г. 1933 г.р.

в д. Саморядово Знаменского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

 

Наша мать как-то куриные яйца купила и положила их в шкаф во святом угле. Ночью был страшный стук по потолку. Утром заглянули в шкаф, а яиц там не было.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.17.

Записано от Смирновой Р.Я. 1928 г.р.

в д. Кабылинка Должанского р-на Орловской области

Павловой Н.В. в 2004 г.

 

Рано утром вышел мой отец по хозяйству дела справить. Корма корове дал, лошадь вывел и ещё что-то пошёл делать. Вернулся он к лошади и видит себя же, и что он сам лошадь расчёсывает. Он в дом побежал – домочадцев позвать и им показать. Выбежали они, а там нет ничего, а к вечеру отец ослеп. Возила мать моя его по больницам, а толку всё равно не было. И поехали они к знахарке. Она посмотрела отца и говорит: «Зря ты хотел хозяина [домового] всем показать; он не ожидал, что ты его увидишь, не успел спрятаться, вот и наказал. Тебе никто не поможет». Отец мой до смерти слепым был, никто его не вылечил.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.20.

Записано от Пискаревой Н.И. 1934 г.р.

в п. Берёзовая роща Покровского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

 

У моего деда лошадь была, он рассказывал: «Пойду я поутру в сарай лошадь выводить, а у неё косички в гриве заплетены. Я распущу, а на следующее утро то же самое. И так почти каждый день. Любит, значит, главный хозяин лошадку эту».

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.23.

Записано от Пискаревой Н.И. 1934 г.р.

в п. Берёзовая роща Покровского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

 

Это было жаркой летней ночью. Наташа с мужем решили лечь спать на полу около открытой двери балкона. Ночь была ясной. Она перевернулась от мужа на другую сторону и вдруг увидела перед собой лежащего мужчину. Он был худой, высокий. Она подумала, что ей показалось. Она решила повернуться к мужу и еще раз попробовать от него отвернуться. Но тот мужчина все лежал перед ней. Она в страхе закрыла глаза. Прошло около 20 минут. Наташа решилась посмотреть, все там же ли лежал незнакомец. Но его уже не было. Она решила, что возможно, то был домовой.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.27.

Записано Ивановой К. 1988 г.р. (самозапись)

в г. Орле в 2008 г.

 

Оля и Лена в 2 часа ночи решили попить чая на кухне. Завели беседу. У них появились расхождения во взглядах на одинаковые вещи, и они начали ругаться. Как вдруг на них с кухонного шкафа полетели пустые коробки из под соков. Они до сих пор не могут найти тому объяснения. Возможно, это домовой хотел таким методом успокоить их.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.28.

Записано Ивановой К. 1988 г.р. (самозапись)

в г. Орле в 2008 г.

 

Юля часто ночевала у бабушки в квартире и стала замечать, что каждую ночь после 12 часов на кухне гремела посуда, хлопала дверь холодильника, переставлялись стулья. Это, скорее всего, хозяйничал домовой.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.29.

Записано Ивановой К. 1988 г.р. (самозапись)

в г. Орле в 2008 г.

 

К моей сестре приходил домовой, сидел у нее на груди, гладил. Затем, перебирался в ноги и скидывал одеяло, ложился сам рядом; через некоторое время исчезал. Так продолжалось 2 дня, бабушка побрызгала святой водой, и посещения прекратились.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.30.

Записано Сопиной И. 1988 г.р. (самозапись)

в г. Орле в 2008 г.

 

Сама не видела его, но бабы рассказывали, что приходит ночью иногда вещун. Обычно он или душит, или за руку держит своей рукой волосатой так, что не вырвешься. Похож он на большого мужчину. Некоторые его видели, а иные просто знали, что это он за спиной стоит. И когда его видишь, то надо обязательно спросить: «К худу или к добру?» Говорят, что отвечает он правду. А если он и после этого не уходит, то надо уже молитвы читать или нецензурными словами его отгонять – он этого не любит.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.32.

Записано от Пигаревой С.И. 1917 г.р.

в п. Шаблыкино Шаблыкинского района Орловской области

Когониной О.А. в 2001 г.

 

Как-то мужик поехал в лес и не вернулся. Три дня его ждали, нет вестей. Легла спать его жена, а сама горюет. И видит она праздник, и колокола звенят – весело так. И это она видит как бы во сне, но сама не спит. Утром проснулась, на душе тяжести нет, весело так ей. К обеду муж вернулся и рассказал, что когда ночью из леса возвращались, то заблудили и выехали в чужую деревню, а утром свадьба на деревне была, вот они и остались гостями. Видимо, жена видела его, как он гулял, и что с ним всё хорошо, не пропал он. Видимо, это домовой показал, что с хозяином всё хорошо.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.33.

Записано от Анохиной В.Г. 1933 г.р.

в д. Саморядово Знаменского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

 

Молодая я была, легла спать, а мама болела моя и в больнице была. Я проснулась ночью от того, что на меня кто-то навалился. Спросила: «К худу аль к добру?», а мне отвечает: «К худу» и слез. Слышу, как кто-то пошёл и на печку полез. Мне на душе тяжело стало, до утра заснуть не могла, а утром сообщили, что мама моя умерла.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.34.

Записано от Анохиной В.Г. 1933 г.р.

в д. Саморядово Знаменского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

 

Была я в доме, слышу: в дверь кто-то звонит. Я вышла, открыла дверь, а там никого нет. Так продолжалось всю ночь, я три раза выходила, а затем внимание не стала обращать: подумала, что звонок заело. Утром встала, пошла подоила корову, а банку с молоком на стол поставила и вышла. Захожу через пару минут, а банка с молоком на мелкие кусочки разбита. Я стёкла подобрала, вытерла молоко разлитое и в зал пошла по делам. Захожу, а люстра снятая на полу лежит. Если б она упала, то разбилась бы, а то целая и нетронутая. Тут-то у меня сердце и ёкнуло: поняла я, что что-то случилось. Прошло три часа, и мне сообщили, что сына моего убили.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.35.

Записано от Пискаревой Н.И. 1934 г.р.

в п. Берёзовая роща Покровского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

 

Дочка рассказывала, что когда я лежала в больнице, то к мужу моему домовой приходил, наваливался на него; он и во сне кричал. А оказалось, домовой приходил в ту ночь, когда мне делали операцию, а они об этом не знали. Вот он его и предупреждал.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.36.

Записано от Пискаревой Н.И. 1934 г.р.

в п. Берёзовая роща Покровского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

 

Правду говорят, что в каждом доме есть домовой, хозяин. Он может и предсказать плохое, и злиться на обитателей дома, и помогать им.

Вот забрали деда Васю на войну. Однажды ночью спит баба Катя и чувствует: дышать тяжело стало, будто на грудь что-то давит. Открыла глаза и видит: не то мужичок, не то медведь, не то еще кто-то маленький, весь в волосах, за горло держит. Она испугалась и спрашивает: «К худу или к добру?» А он жалобно и протяжно, словно воет: «К худу» Ну, она еще больше испугалась, крестится, и отче наш читает. А он соскочил и скрылся.

Через некоторое время баба Катя узнала, что мужу ее поездом отрезало обе ноги.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.37.

Записано от Новиковой А. И. 1928 г.р.

в д. Спасское-Лутовиново Мценского района Орловской области

Жилиной Е. в 2000г.

 

Вера Ивановна со своей мамой жила в одном селе, но в разных домах. Однажды, когда Вера Ивановна была одна дома, она решила отдохнуть и уснула. Но проснулась от скрипа двери. Она услышала шаги. Вера Ивановна подумала, что муж вернулся с работы. Она позвала его, но никто не ответил. Вера Ивановна слышала, что кто-то приближается к ней. Она испугалась, чувствовала, что это не человек. От страха не могла пошевелиться, поэтому даже не оглянулась. Кто-то положил ей на плечо руку. Она машинально спросила: «К добру или к худу?». Ей ответили: «К худу». И все пропало. Через час к Вере Ивановне приехал мамин сосед и сказал, что ее мама умерла.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.38.

Записано Ивановой К. 1988 г.р. (самозапись)

в г. Орле в 2008 г.

О ведьмах и колдунах

 

Существовало такое поверье, что если на Иванов день перелезть 12 огородов, желание, которое ты загадаешь, обязательно исполнится. Все говорили, что Иванов день – это день ведьм, оборотней, колдунов, так что по поверьям в Купальную, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть. Говорят, ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные хотят утащить кого-нибудь под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит в чащобу.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.42.

Записано от Писаревой Н.Д. 1932 г.р.

в д. В.-Замарайка Должанского района Орловской области

Леоновой Д.

 

Как-то раз, недалеко от деревни Поздеево, произошел интересный случай. На Петров день один мужик пошел косить траву и увидел, что по полю бегает какая-то женщина, подняв подол. Тот притаился и стал наблюдать за происходящим. Со временем та перестала бегать и начала собирать росу с травы. Мужик долго наблюдал за ее действиями, а потом произнес слова: «Что куме, то и мне». После этих слов у него из уздечки, которую держал в руках, упало несколько капель молока. Он не придал особого значения, но призадумался. Когда мужик вернулся домой, то увидел, что изо всех углов и щелей капает молоко. Тогда мужик поделился происшедшим со своей женой, а та ему ответила, что это была ведьма, но что делать дальше, она не знает.

Рано или поздно мужик отыскал ту ведьму, но она ему ничего конкретного не сказала, лишь произнесла такие слова: «Не надо совать свой нос, куда не просят».

А что стало потом с мужиком и его семьей – никому до сих пор неизвестно.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.44.

Записано от Самофаловой Е.Л. 1925 г.р.

в д. Поздеево Свердловского района Орловской области

Коныгиной Т.Н. в 2005 г.

У старухи-колдуньи утонул сын в Реке Болховке. Она и прокляла ее, и теперь это никакая не река, а так – маленький ручей.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.51. ед.45.

Записано от Мироновой З.Я. 1929 г.р.

в Болхове Орловской области

Ворониной Т. в 2005 г.

 

Давным-давно жила дочь Болха Болховка. Она влюбилась в оружейника Овражка. Но злой колдун решил их разлучить, и пришел к оружейнику, стал требовать бросить Болховку, обещал деньги. Но Овражек не соглашался. Тогда колдун вступил с ним в бой и победил его. От удара колдуна земля разделилась и разделила город на две части. Болховка с горя бросилась на дно этого оврага и стала речкой. И теперь есть такая река, свое начало она берет в глубоком овраге, который разделяет город пополам

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.51. ед.46.

Записано от Платоновой Т.

в г. Болхов Орловской области

в 2003г.

Ливны – это город колдунов. Долго в городе была только одна церковь. А ведь чтобы город был защищен от колдунов и всяких там других, церкви должны стоять над городом в форме креста, а у нас только три церкви до сих пор в городе. Так до сих пор все ходят к бабкам лечиться. И отец мой как-то недавно ходил спину заговаривать к бабке… И историй у нас знаешь сколько про колдунов рассказывают?…

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.51. ед.47.

Записано от Макаревича Д.

в г. Ливны Орловской области

Кургузовой Н. в 2007г.

 

В Заречье жили одни колдуны и ведьмы. Даже фашист во время Великой Отечественной войны обходил деревню стороной. Вот как это получилось.

Как-то один немецкий офицер увел девку из этой деревни и хотел над ней надругаться. Затащил её в сарай на сеновал. Тут девка начала кричать и произносить какие-то непонятные слова. Внезапно крыша сарая отъехала в сторону и между офицером и девушкой встала какая-то белая то ли прозрачная стена, то ли пелена. Она стала двигаться на немца и гнала его аж до гарнизона. Немецкие офицеры тоже видели эту стену. Они открывали огонь, но стена двигалась и двигалась. Остановилась она у реки, которая разделяла деревни Заречье и Малиновка, и встала, как бы ограждая Заречье.

Больше немцы в эту деревню ни ногой. Жители деревни Малиновка, которая находится рядом с Заречьем, много раз строили мост через речку, разделяющую деревни, но он постоянно исчезал на следующую ночь. Ещё говорят, что днем на этой речушке был брод, а ночью она становилась очень глубокой.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.48.

Записано от Киреевой Е.А. 1927 г.р.

в д. Заречье Корсаковского района Орловской области

Павликовой О.Е. в 2003

Есть в деревне холм в виде чашки, поэтому его называют Чашкой. С этим холмом связана история. Много лет назад на этом холме была маленькая церковь. Со временем она разрушилась, и это место заросло травой. Спустя много лет одна старуха, которую считали колдуньей, пошла ночью косить траву и скосила себе голову. С тех пор считают, что на этой Чашке появляется призрак этой колдуньи.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.49.

Записано от Бычковой В.А. 1948 г.р.

в д. Тайное Орловской области

Воеводиной А.Г. и Дрябжинской Ю.А. в 2004 г.

 

Чтобы стать колдуном, нужно выучить книгу чёрной магии. На Петров день в 12 часов ночи идёшь на перекрёсток: там змея с открытым ртом, в рот сажают цвет папоротника. В это самое время соединяются все злые силы, и так становятся колдуном. На следующую ночь к колдуну прилетают помощники и просят у него задания. А если взялся и не выучил наизусть, то сходит с ума и умирает.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.50.

Записано от Пискаревой Н.И. 1934 г.р.

в п. Берёзовая роща Покровского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

 

Несколько лет назад был у нас в поселке какой-то начальник. Говорили про него, что магией он занимается. Вот полез он после дождя на столб электрический – у него что-то там в проводах замкнуло. Стал падать и за провод ухватился, да и убило его током. Похоронили его, да только в его кабинете странные вещи происходить начали. Уборщица помоет вечером полы, замкнет всё, честь по чести, а утром всё вверх дном, как будто не убирались неделю. Сторожа рассказывали, что вечером дежурить невозможно: всё здание ходуном ходит. А дома что творилось! Пока жена его к батюшке не сходила, и когда тот молебен на могиле отслужил, земле не предал и книги его сжег, не успокаивался он.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.51.

Записано от Климкиной М.Н. 1929 г.р.

в п. Шаблыкино Шаблыкинского района Орловской области

Когониной О.А. в 2001 г.

 

Одна девушка, когда была еще маленькой девочкой, встретила черта: она спала в своей комнате и почему-то проснулась. Перед собой девочка увидела в полумраке мужчину, который был странно одет во что-то, так как на руках и ногах была длинная мерешь. Он спросил её о том, где сейчас отец. Девочка сказала, что у себя в спальной комнате. Мужчина ушел. На утро она рассказала все родителям, мама сослалась на детскую фантазию, а папа очень испугался и побледнел. Как выяснилось, он занимался черной магией и чтобы не подвергать семью какой-либо опасности уехал из города, подальше от родных.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.52.

Записано Сопиной И. 1988 г.р. (самозапись)

в г. Орле в 2008 г.

 

Когда мне было лет 6, моя мать рассказала мне предание об одном старике. В их деревне жил когда-то старик по прозвищу Колдун. Его все очень боялись. Когда он умирал, никто к нему из родных не подходил. Вдруг он увидел своего внука и подозвал его. Он попросил, чтобы он взял веник у него. Внучок так и сделал, с тех пор он стал плохо спать. Он рассказал своим родителям. Они очень испугались. Ребенка во сне мучили духи, они просили у него работу. Родители решили отвезти его к колдуну. Колдун сказал, что пусть духи просят работу, мальчик должен приказать им разобрать по зерну куль овса, пшеницы и гречихи. Мальчик так и сделал. Но злые духи к утру всё собрали. Родители снова спросили совета у колдуна. Он сказал, чтобы приготовили кадку, 2 ушата песку, пусть духи из песка веревки вьют. Но злые духи и это поручение выполнили. Снова обратились к колдуну. Он сказал, чтобы раскидали мешок овсяной муки, крестя на 4 стороны. Мальчик приказал им сделать эту работу. И духи не смогли выполнить это поручение и оставили его в покое.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.53.

Записано от Кульпиновой А.Д. 1905 г.р.

в д. Н.-Слободка Орловского района Орловской области

Расчёсовой Т. в 1995 г.

 

По слухам, одна из деревенских бабушек была колдунья. Слухи укрепились невероятным происшествием. Проходящий мимо дома старушки мужчина (он был её дальним родственником) решил проведать бабулю. Постучавшись в дверь, но не дождавшись ответа, он заметил яркий пылающий свет в окнах и подумал, что внутри пожар. Мужчина вошел сам и увидел, что дом пылает от множества свечей и зеркал. Около одного из них стояла старушка в ночной рубашке, когда гость окликнул её, она обернулась, но не старушкой, а замечательной красоты девушкой, только руки её были старыми. Она вовлекла гостя в безумную пляску, он заметил, что черти играли в карты на подоконниках, веселье и безумство продолжалось бесконечно, ведьма наша его, вкуснее которых он не пил ни разу в жизни. Кончилось все с наступлением рассвета. Мужчина оказался на пороге дома старушки.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.54.

Записано Грачевой М. 1990 г.р. (самозапись).

Племянница моя, Катя, нашла крестик золотой и сдуру головы подняла и домой принесла. Прошло три дня и напал на неё ходун: как ночь наступает, уходит из дома, доходит до моста (у нас в деревне мост был деревянный), переходит его, а назад пройти не может – является ей волк, зубы оскалит и не пускает домой. Так до утра и стоит на мосту, рассветёт – только тогда возвращается домой. Начали её дома закрывать, а она, как юла, вертится, кричит, спать никому не даёт. Решили её к бабушке отвезти. Привезли её к целительнице, она на неё посмотрела и говорит: «Ты зачем крест с перекрёстка поднимала? на золото позарилась, теперь сама мучаешься и родных мучаешь, в 25 лет седая стала. Помогу я тебе, но должна ты делать то, что я тебе скажу». Катя всё выполнила. Вылечила её бабушка, а напоследок говорит: «Крест этот недруг специально бросил, баба это бросила, на красу твою позарилась, извести тебя хотела. Никогда ничего больше с дороги не бери». Больше Катя моя болеть не стала.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.55.

Записано от Анохиной В.Г. 1933 г.р.

в д. Саморядово Знаменского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

 

Шила я дочке приданое, много я рукоделий знаю. Ну и вышила полотенце. А пришла ко мне бабушка одна, теперя уж покойница, не далеко здесь жила, и всё удивлялась, завидовала, значить, умению моему. А как ушла – так зачали глаза у меня болеть и потом опухли. Вот как она сглазила – работать больше не смогла.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.57.

Записано от Полуэктовой Н.С. 1962 г.р.

в д. Кузьмичовка Орловской области

Куликовым С.

 

Как-то матери (Настасье Дмитриевне) нужно было сходить на село. А в одной хате блины пекли и её пригласили. Мать отказалась, мл, один съем, душу растравлю, много – хозяйке убыточно. Но её уговорили, налили сметаны, поставили блины. Только взяла в рот, блин комом встал. Как начало её трепать. Вечером побежала она к бабке, бабка погадала и сказала, что сделано было другой – хозяйка невестку ждала, а попала мать. Пришлось матери идти к этой колдунье, чтобы она сняла порчу сама.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.58.

Записано от Смирновой Р.Я. 1928 г.р.

в д. Кабылинка Должанского района Орловской области

Павловой Н.В. в 2004 г.

 

Пришел парень с армии, красавец, много за ним девок бегало. И получилось так, что одну девку он обманул: поиграл с ней и не взял, а она тяжёлая осталась. Мать этой девки ходила к нему, просила, что б он взял её, а он ни в какую, загордился собой. Тогда мать этой девки съездила к бабке, а та подделала ему. Стал он чахнуть, перестал на человека походить, люди смеяться над ним стали. И пошёл он как-то в поле и не вернулся, его мёртвым там нашли. И сестра у него была, так в девках осталась и мучилась за брата: чахла, из дома убегала; лечить её возили к знахарке, но не помогло, так и умирала безумной.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.61.

Записано от Пискаревой Н.И. 1934 г.р.

в п. Берёзовая роща Покровского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

Жил парень у нас на деревне красивый, статный, девки все сохли по нём. Он дружил с Машкой, и подруга у неё была, всё ей завидовала. Взял он Машку, повенчались они, поначалу жили хорошо, а потом люди начали примечать, что он к Таньке бегать начал, подруге Машкиной. Пить начал, дела по хозяйству забросил, ни с женой не живёт толком и к этой бегает. Начала Маша с ним разговаривать, а он говорит: «Томко мне, Маша, с тобой жить не могу, к Таньке тянет, а как к ней приду – ненавистна она мне становится, и её рядом нет – так кошки на душе скребут. Как бабу тронуть не могу тебя: детей хочу от тебя, а ничего не получается с тобой. А к ней прихожу, и всё выходит, а на душе противно, и петлю повесить на шею себе хочу. Тебя мучаю и сам мучаюсь». Так и жил он: то к одной, то к другой. Только долго не прожил он, наложил руки на себя, в хлеву повешенным нашла его Маша. А подруга это как только узнала, что помер он, уехала сразу. Через 40 дней приехала она и к Маше в ноги кинулась, кричит на всю хату: «Прости, Маша, это я его сгубила! Любила я его очень, не смогла стерпеть, что он другую взял. Пошла к бабке, она и научила, как его от тебя отлучить и к себе приворожить. Бабка предупреждала меня, чем кончится может. Я не поверила. Горе было, что он женился на тебе. Прости, если можешь». Маша глянула и говорит: «За себя прощу, а за Егора никогда. Сгубила ты жизнь нашу, уходи из дома моего». Уехала Танька, и что с ней дальше было, никто не знает. А Машка так одна сой век и доживала, и людям всю правду рассказала, чего её муж повесился.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.62.

Записано от Анохиной В.Г. 1933 г.р.

в д. Саморядово Знаменского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

 

Бабушка рассказывала: собрались молодые ехать на венчание, а лошади на дыбы и не идут. Как ни погоняли их, не идут с места, и всё тут. А по соседству мужик жил, слыл он колдуном, а его на свадьбу не пригласили. Родители молодых одумались и к нему. на колени упали, прощение попросили, на свадьбу пригласили. Пришли от него, тронули лошадей, они и пошли.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.64.

Записано от Анохиной В.Г. 1933 г.р.

в д. Саморядово Знаменского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

 

Муж с женой жили, и свекровка с ними жила, а детей нет. Беременная ходит, а не рожает, не рожает. Время придет, и живот исчезнет.

Однажды солдат шел со службы, ночевать к ним попросился. Муж сначала говорит:

- Зачем же? У меня сегодня жена должна рожать.

А он говорит:

- Я не много места займу, у порога на шинели.

Ночь наступила, все уснули. А раньше ведь ни врачей, никого не было. Все уснули, жена начала мучиться. А перед сном-то свекровка печь затопила. Достала головешку, а все спали. Солдат-то наблюдал, не спал. Она про него забыла. 3 раза обвела вокруг жены. Она и родила легко, даже ребенок не плакал, ни чё. Завернула она ребенка в тряпку, к печке подошла. У нее волосы уже были распущенны, все. Короче, колдуньей была. Солдат соскочил, схватил нож, отрезал ей волосы, ребенка отобрал. А старуха сразу на печь залезла.

Утром встали, а опять ребенка нет. Сели есть, что-то жена к завтраку настряпала. А ребенок спит себе под шинелью. Солдат говорит:

- Зовите мать!

Потом достал ребенка и рассказал всё.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.66.

Записано от Яшонковой В.М.

в д. Васильевка Глазуновского района Орловской области

Абрахиной Т.

 

От нападок свекрови спасает серебро. Если живёшь со свекровью, нужно иметь при себе что-нибудь серебряное.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.67.

Записано от Пискаревой Н.И. 1934 г.р.

в п. Берёзовая роща Покровского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

 

Заломщик это делает… Дедушка мой был зажиточный, поле у него было. И как-то два лета подряд не загаживался у него урожай. Горевал он, а что сделаешь. Посадил поле на следующее лето, пошёл он поле обходить и видит: сосед его Митрофан по полю его ходит. Странно ему показалось, он подкрался сзади и смотрит – Митрофан заломы делает. Дед мой всё понял, окликнул его. Тот, было, испугался и бежать, а дед мой всё ж перехватил его. А в руках вилы были у деда моего, он вилы на него наставил и говорит: «Так вот кто урожая мне не даёт! Развязывай. А ещё хоть год урожая у меня не будет, то заколю вилами и по деревне пронесу». Митрофан испугался, что сделал – исправил. Урожай всегда у деда после этого случая был.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.69.

Записано от Анохиной В.Г. 1933 г.р.

в д. Саморядово Знаменского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

 

Повадилась кошка к мужику в сарай. Он заметил, как кошка эта придёт – молока корова не даёт. Подкараулил мужик кошку, схватил и топором по лапе ударил. тут кошка как закричит человеческим голосом! Мужик испугался и бросил её, а на утро увидал, что у соседней молодайки рука перевязана, значит, она ходила и корову его доила, но после этого случаю её не было.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.71.

Записано от Анохиной В.Г. 1933 г.р.

в д. Саморядово Знаменского района Орловской области.

Рябовой Ю.И. в 2006г.

 

Рассказывали, что у одного мужика была лошадь, которую он очень любил и хорошо ухаживал за ней. Заметил мужик, что по утрам его лошадь в мыле. Это значило, что кто-то ночью гонял ее, хотя сам он этого не делал. Он решил наблюдать ночью за лошадью. Стал мужик караулить возле сарая. Видит, заходит черная кошка. Он подбежал и стал бить ее палкой и попал в глаз кошке. Кошка убежала, а мужик вернулся домой. Утром оказалось, что у его соседки появился неизвестно как синяк под глазом.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.73.

Записано от Романовой З.И. 1935 г.р.

в д. Тайное Орловской области

Воеводиной А.Г. и Дрябжинской Ю.А. в 2004 г.

Еще до войны это было. Не велись у мамки коровы. Бывало, купит корову, нет молока, а то еще сдохнет корова. Старые люди говорили, что на дворе сделано, нужно построить сарай на новом месте. А в соседней деревне жила бабка. Никто не знал, как ее зовут, все звали ее Дуда. Вот побежала мамка к ней, позвала к себе. Она пришла, посадила деда выпить, сама выпила. Стала что-то говорить. Сама шепчет, и по матушке ругается. Вот и говорит она: «Ваша корова не дает молока, потому что ее ведьма доит. Ты, дед, в 12 часов ночи иди в сарай, одень на шею хомут с рабочей лошади и жди. Скоро по перемету будет идти кошечка черная, будет мяукать, а ты возьми топор и бей без промаха! Если промахнешься, она тебя задерет». Вот пошел дед в сарай, сел в угол, одел хомут, взял топор и ждет. Ровно в 12 часов идет по перемету кошка и к корове. Сама мяу-мяу, мяукает. Дед как кинет топор и бежать из сарая. А на следующий день соседка заболела. Вышла из дому через несколько дней, а у самой рука по локоть замотана тряпкой. Никому она не сказала, что с рукой, а корова прибавила молока. Но совсем хорошо повелись коровы уже после войны, когда сарай и дом новое место перенесли.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.75.

Записано от Новиковой А. И. 1928 г.р.

в д. Спасское-Лутовиново Мценского района Орловской области

Жилиной Е. в 2000г.

 

В деревне Дубовая Роща жила ведьма Топориха, которая в каждое полнолуние превращалась большую черную мохнатую свинью с клыками, высотой свинья была 1,5 метра. Ночью она бегала по деревне и пугала жителей, если те находились ночью на улице. Сама Топориха жила возле кладбища и имела такое прозвище потому, что у нее нос был «топором».

Проживала она в деревне в конце 80-х годов. Однажды ночью она в образе свиньи откусила ногу своему зятю, который, по словам жителей, обижал её дочь. На следующий день уже в человеческом облике она убила зятя ломом, за что её посадили в тюрьму, и до сих пор о ней ничего не известно.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.88.

Записано от Чернецкого Ф.Н. 1989 г.р.

в д. Дубовая Роща Орловского р-на Орловской обл.

Алымовой Т. в 2009 г.

 

Раньше, когда мой отец только с войны вернулся, жила у нас на селе бабка Алёна. Говорили, что она ведьмой была. Дом ее на отшибе на горке стоял. Мне эту историю отец рассказывал. Как-то мужик один возвращался вечером домой и вдруг около погоста (кладбище) видит, что кошка черная идет. Вдруг она ему под ноги бросилась. Мужик от нее, а она за ним по пятам бежит. Мужик испугался и побежал, а кошка разогналась и на спину ему вскочила и шепчет: «Всё равно не уйдешь». Понял он, что ведьма это, Алёна. Изловчился мужик, схватил ее за хвост и об землю ударил. Кошка убежала. Долго тогда Алёна из дома не выходила, всё на печке отлеживалась. А отец мой всегда с ней ругался, не боялся ее. Вот как-то идет он вечером с покоса, а навстречу ему свинья бежит. Отец ее не испугался и косой ударил. Свинья завизжала и к дому Алёны кинулась. После этого случая Алёна с перевязанной спиной долго ходила. А потом, возможно, она его в отместку и отравила. Он ведь после войны сильно выпивать начал, иногда и к ней по-соседски ходил. Может, и подмешала она ему чего в самогонку, а может, отец и от военных ран умер. Еще говорят, что она долго умирала и мучительно, около месяца. Колдовство свое всё передать хотела, они ведь, ведьмы, пока свои знания не передадут, не смогут умереть спокойно. Так ей крышу пришлось разбирать, и только после этого она умерла.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.93.

Записано от Гороховой А.Я. 1939 г.р.

в с. Новые Рядовичи Орловской области

Когониной О.А. в 2001 г.

 

Одной женщине, маминой подруге, каждое утро в дверь вкладывали пиковую даму. Она её рвала, но утром находила новую. Потом 1 карту она сожгла, ночью на улице стоял страшный вой, с тех пор больше карт не было.

ФФ ИФ ОГУ ф.1., оп.52. ед.95.

Записано Титовой Ю. 1988 г.р. (самозапись) в 2008г.

 

Жила в деревне бабка, все говорили, что она колдунья. Но она вроде как все была, часто к нам приходила. Ну, Володька мой шухнерной был, когда выпьет. Вот решил он раз проверить, правда это, или нет. Пришла эта бабка к нам, сидит, разговаривает с нами. А он поддатый был. Берет иголку и воткнул ее в дверной косяк. А колдун<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: