Тесты ОГЭ. Экономика и экономическая наука.




1. Верны ли следующие суждения об ограниченных ресурсах?

А. Экономическая деятельность происходит в условиях ограниченности ресурсов.

Б. Общество стремится найти оптимальные пути распределения и использования ограниченных ресурсов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?

А. Экономика обеспечивает людей материальными благами.

Б. Экономика исследует становление и развитие общества в целом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Какой из примеров иллюстрирует отношения в сфере производства?

1) приготовление обеда в кафе

2) покупка коньков в торговом центре

3) посещение библиотеки

4) продажа старинной мебели

5. Фирма построила теплицы на арендованном участке земли, где на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. Что относится к капиталу фирмы?

1) теплицы и оборудование

2) работники фирмы

3) участок земли

4) руководитель фирмы

6. К какому виду экономической деятельности относится продажа товаров в магазине?

1) производству

2) распределению

3) обмену

4) потреблению

7. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?

1) открытие сети продовольственных гипермаркетов

2) расчёт показателей государственного бюджета

3) объяснение причин роста инфляции

4) прогнозирование спроса на товары

8. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?

1) анализ изменения показателей биржевой активности

2) объяснение причин роста инфляции

3) расчёт показателей государственного бюджета

4) производство товаров и услуг

9. К какому виду экономической деятельности относится продажа автомобилей в автосалоне?

1) производству

2) распределению

3) обмену

4) потреблению

10. Процесс создания благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей и общества в целом, называют

1) конкуренцией

2) рыночным механизмом

3) предложением

4) производством

11. Какой из примеров иллюстрирует отношения в сфере производства?

1) приготовление бизнес-ланча в кафе

2) оплата покупки кредитной картой

3) посещение популярного курорта

4) продажа путёвки в дом отдыха

12. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?

1) анализ изменения показателей биржевой активности

2) объяснение причин роста инфляции

3) выявление закономерностей формирования спроса

4) оказание населению парикмахерских услуг

13. Какой из примеров иллюстрирует обмен как вид экономической деятельности?

1) лечение в санатории

2) отдых на популярном курорте

3) покупка продуктов

4) изготовление кондитерских изделий

14. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Под ограниченностью ресурсов понимают их недостаточность для создания необходимых товаров и услуг в сравнении с безграничными человеческими потребностями.

Б. Ограниченность ресурсов требует от общества разумной организации его хозяйственной деятельности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Предприниматель открыл сеть недорогих кафе. Труд как фактор производства в данной фирме представляет(-ют)

1) оборудование, мебель

2) штат поваров, кондитеров и официантов

3) оригинальное оформление залов

4) средства на закупку продуктов

16. Установите соответствие между видами ресурсов и факторами производства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВИДЫРЕСУРСОВ

А) здание завода

Б) полезные ископаемые

В) станки и оборудование

Г) стройматериалы

Д) работники

ФАКТОРЫПРОИЗВОДСТВА

1) земля

2) капитал

3) труд

17. Верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов?

А. Общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов.

Б. Проблема экономического выбора обусловлена недостаточностью факторов производства и произведённых благ для удовлетворения потребностей общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. Какой пример иллюстрирует экономику как хозяйство?

1) объяснение причин роста инфляции

2) прогнозирование спроса на товары

3) управление сетью супермаркетов

4) расчёт показателей государственного бюджета

19. К факторам (ресурсам) производства относится

1) земля

2) предложение

3) спрос

4) конкуренция

20. К факторам (ресурсам) производства относится

1) затраты

2) предложение

3) спрос

4) капитал

21. Что иллюстрирует понятие «экономика» в значении «хозяйство»?

1) прогнозирование предложения на бытовую технику

2) расчёт изменения спроса на потребительский кредит

3) оказание населению парикмахерских услуг

4) законы функционирования экономики

22. Верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов связана с нехваткой имеющихся ресурсов для производства необходимого объёма благ.

Б. Проблема ограниченности ресурсов ощущается даже в развитых странах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23. Установите соответствие между примерами и видами экономического продукта: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) стрижка волос в салоне красоты

Б) стиральная машинка

В) организация туристической поездки

Г) гоночный автомобиль

Д) пара обуви

ВИДЫЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

1) товар

2) услуга

24. Существуют различные значения понятия «экономика». Экономику в значении «наука» иллюстрирует

1) оказание бытовых услуг

2) изучение спроса на образовательные услуги

3) производство автомобилей

4) оптовая продажа партии продуктов

25. Слово «экономика» употребляется в различных значениях. Какой из примеров соответствует значению «хозяйство»?

1) изучение рынка недвижимости

2) продажа акций предприятия

3) прогнозирование спроса на товары

4) выявление законов развития рынка

26. Существует несколько значений понятия «экономика». Что из перечисленного иллюстрирует экономику как науку?

1) оказание населению банковских услуг

2) изучение роли государства в экономике

3) продажа продукции фермерских хозяйств

4) продажа акций предприятий на бирже

27. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как науку?

1) оказание населению бытовых услуг

2) выявление факторов роста спроса на услуги

3) продажа продукции фермерских хозяйств

4) биржевые торги акциями предприятий

28. Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?

А. Экономика обеспечивает удовлетворение потребностей людей.

Б. Экономика, прежде всего, закрепляет и обеспечивает равенство прав граждан.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

29. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов проявляется только в условиях рыночной экономической системы.

Б. Ограниченность ресурсов порождает проблему экономического выбора.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

30. Фирма производит ремонт бытовой техники. К капиталу как производственному ресурсу фирмы относятся(-ится)

1) клиенты фирмы

2) участок земли под офисом фирмы

3) штат сотрудников фирмы

4) оборудование и запчасти

31. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

1) расширение сети продуктовых магазинов

2) оказание населению услуг по ремонту бытовой техники

3) открытие детской спортивной школы в областном центре

4) анализ причин роста цен на молочную продукцию

32. Основные ресурсы, используемые в процессе производства материальных благ, называют

1) материальными потребностями

2) экономическими благами

3) прямыми налогами

4) факторами производства

33. Какой из приведённых ниже примеров иллюстрирует потребление?

1) Медицинский центр оказывает услуги населению.

2) Ателье шьёт одежду по индивидуальным заказам клиентов.

3) Семья использует газ для отопления дома.

4) Государство собирает налоги.

34. Верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов?

А. Под ограниченностью ресурсов понимают недостаточность производственных ресурсов, необходимых для создания товаров и услуг.

Б. Проблема ограниченности ресурсов определяет необходимость рациональной организации хозяйственной деятельности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

35. К основным факторам (ресурсам) производства экономисты относят

1) спрос

2) конкуренцию

3) товар

4) труд

36. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов проявляется в принципиальной невозможности одновременного удовлетворения всех потребностей всех людей.

Б. Ограниченность ресурсов порождает проблему экономического выбора.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

37. Верны ли следующие суждения о факторах производства?

А. Факторы производства необходимы для создания товаров и услуг, удовлетворяющих потребности общества.

Б. Все факторы производства имеются в обществе в необходимом объеме.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

38. Фирма построила теплицы на арендованном участке земли, где на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. К труду как производственному ресурсу фирмы относится(-ятся)

1) участок земли

2) работники фирмы

3) произведенная продукция

4) теплицы и оборудование

39. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Ограниченность ресурсов – недостаточность ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности общества.

Б. Ограниченность ресурсов заставляет общество решать проблему экономического выбора.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

40. Какой из примеров иллюстрирует отношения обмена в обществе?

1) лечение в санатории

2) отдых на популярном курорте

3) покупка билета на поезд

4) изготовление лекарственных препаратов

41. Экономика – это область знаний, которая изучает

1) законы развития и функционирования общества в целом

2) общественные отношения, возникшие по поводу власти

3) способы распределения ограниченных ресурсов

4) правильное и достойное поведение человека в обществе

42. Слово «экономика» употребляется в различных значениях. Какой из примеров иллюстрирует экономику как хозяйство?

1) изучение рынка недвижимости

2) производство новой модели автомобиля

3) прогнозирование спроса на товары

4) выявление законов развития рынка

43. К факторам (ресурсам) производства относится(-ятся)

1) прибыль

2) земля

3) налоги

4) потребности

44. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1) прибыль

2) земля

3) налоги

4) зарплата

45. Иван приобрёл в книжном магазине необходимые учебники. Этот пример иллюстрирует

1) производство

2) распределение

3) обмен

4) потребление

46. К труду как фактору производства фирмы относятся(-ится)

1) средства связи

2) клиенты фирмы

3) здание фирмы

4) штат сотрудников

47. Экономику в значении «хозяйство» иллюстрирует

1) производство и распределение материальных благ и услуг

2) объяснение факторов, влияющих на снижение курса национальной валюты

3) исследование причин экономического спада

4) разработка перспективных моделей развития производства

48. Какой пример иллюстрирует экономику как хозяйство?

1) открытие сети ресторанов быстрого обслуживания

2) расчёт показателей государственного бюджета

3) объяснение причин роста инфляции

4) прогнозирование спроса на товары

49. К факторам (ресурсам) производства относится

1) труд

2) предложение

3) спрос

4) цена

50. Что из приведённого ниже иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?

1) экономический прогноз развития добывающих отраслей

2) управление сетью кафе быстрого питания

3) расчёт параметров государственного бюджета

4) анализ изменения курса акций нефтяных компаний

51. К какому виду экономической деятельности относится приготовление обедов в школьной столовой?

1) производству

2) распределению

3) обмену

4) потреблению

52. К какому виду экономической деятельности относится приготовление блюд в ресторане?

1) производству

2) распределению

3) обмену

4) потреблению

53. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика обеспечивает людей материальными благами.

Б. Экономика изучает способы распределения обществом ограниченных ресурсов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

54. Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?

А. Экономика обеспечивает удовлетворение потребностей людей.

Б. Экономика определяет уровень духовно-нравственного развития общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

55. Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?

А. Экономика обеспечивает людей материальными благами.

Б. Экономика исследует политическую организацию общества, проблемы внутренней и внешней политики.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

56. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как науку?

1) продажа продукции фермерских хозяйств

2) выявление факторов роста спроса на услуги

3) биржевые торги акциями предприятий

4) оказание населению бытовых услуг

57. Что иллюстрирует понятие «экономика» в значении «хозяйство»?

1) прогнозирование предложения на автомобили

2) расчёт изменения спроса на потребительский кредит

3) оказание населению бытовых услуг

4) законы функционирования экономики

Часть С.

Текст 1

Прежде всего, экономика – это совокупность отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов деятельности, соответствующая определённой ступени развития общества.

Экономика – это хозяйственный комплекс, включающий в себя различные отрасли и виды производства и непроизводственной сферы. Каждая страна имеет свою экономику. Она складывается из различных производств (отраслей промышленности, сельского хозяйства) и непроизводственных отраслей (транспорта и связи, образования, медицины, науки и т. д.). Совокупность национальных хозяйств образует мировую экономику.

В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика – это экономика большого масштаба: государства, регионов, мира в целом. Микроэкономика – уровень отдельных домохозяйств, фирм, рынков. Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести чёткую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, её составляющих. От того, как существуют эти предприятия, сколько их, насколько результативно они работают, будет зависеть уровень экономического развития государства в целом. Вместе с тем, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, налоговая и таможенная политика правительства оказывают существенное влияние на экономические «правила игры», по которым живут предприятия.

Экономика – это состояние того или иного хозяйствующего субъекта, которое может быть оценено целым рядом критериев и показателей.

Наконец, экономика – это наука о том, как общество использует определённые ограниченные ресурсы для производства продуктов и распределяет их среди различных групп людей. Экономическая наука, так же как и реальная экономика, разделяется на макро- и микроэкономику – в зависимости от уровня изучаемых ею явлений. Макроэкономическая теория рассматривает мировую экономику как единое целое. Микроэкономическая теория исследует поведение домохозяйств, фирм.

58. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

59. Какие четыре значения понятия «экономика» рассмотрены в тексте? Как связаны экономика государства и экономика фирм? (Используя текст, дайте два объяснения.)

Николай Сергеевич даёт частные уроки математики. На деньги, уплаченные родителями учеников, Николай 60. Сергеевич приобретает в фермерском хозяйстве продукты питания, оплачивает труд помощницы по дому. Какое определение экономики иллюстрирует данный пример? Привлекая знания обществоведческого курса, назовите фактор производства (экономический ресурс), который является основным в производственной деятельности Николая Сергеевича.

61. Какие четыре вида экономической деятельности названы в тексте? Проиллюстрируйте примерами любые два из них.

62. В некоторых странах основными показателями экономического развития считаются темпы роста производства в различных отраслях, увеличения золотовалютных запасов государства. Объясните, почему продолжительность и качество жизни населения – более «показательный» критерий экономического развития. (Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения.)

 

Текст 2.

Экономическая теория изучает проблемы, которые касаются всех людей без исключения, поскольку взаимоотношения между отдельными людьми и группами людей в процессе хозяйствования давно стали неотъемлемой частью жизни, так же, как и взаимоотношения человека с природой. А экономические законы давно стали такими же объективными, как и законы физики или химии. Просто действие экономических законов не всегда очевидно. Нарушение законов экономики, как правило, ощущается не сразу. Но нарушение, которое когда-то произошло, вызовет цепную реакцию и придётся приложить немало усилий для того, чтобы исправить положение. Поэтому давайте уважать законы, которые изучает экономическая теория.

В основе экономической теории лежат три основных вопроса: Что нужно производить — какие товары и услуги должны быть произведены и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?

Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Даже если срубить, к примеру, все леса, придется выбирать, чему отдать предпочтение: изготовить из древесины бумагу или строительный материал?

С другой стороны, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одним потребностям рождаются другие.

Если бы человечество располагало неограниченным количеством ресурсов, не было бы необходимости экономить — определять, как наиболее рационально использовать эти ресурсы, изготовить продукт, потратив наименьшее количество имеющихся ресурсов. Если бы можно было производить любой товар в неограниченном количестве или если бы человеческие потребности были полностью удовлетворены, было бы неважно, что какого-то товара произведено слишком много. Не имело бы значения и то, что ресурсы потрачены нерационально. И тогда вряд ли была бы нужда в изучении экономической теории.

Ну а пока экономическая теория пытается решить основную задачу: определить, как наиболее рационально использовать ограниченные ресурсы, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества.

63. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

64. Какие проблемы изучает экономическая теория? Поясните утверждение автора текста об объективности экономических законов.

65. На примере любой фирмы проиллюстрируйте три основных вопроса, которые она должна решить. (Сначала назовите вопрос, а затем приведите соответствующий пример.)

66. Как автор характеризует: а) экономические ресурсы общества; б) потребности человека? Какую основную задачу, по его мнению, призвана решить экономическая теория?

67. Правительство страны Z выпустило в обращение больше денег, чем было экономически необходимо. Результатом стал значительный рост цен и протесты населения. Лишь через несколько лет удалось стабилизировать ситуацию в экономике страны Z. Объясните эти факты. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

68. Существует мнение, что все ресурсы, затраченные на производство товаров, не относящихся к предметам первой необходимости, тратятся впустую. Приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: