Идеологические обоснования рабства




 

Независимость британских колоний Нового Света, становившихся Соединёнными Штатами Америки, рождалась под громогласными либеральными лозунгами, высшей ценностью провозглашавшими права и свободы человека, которыми он, согласно либеральной позиции обладал по праву рождения. Молодая государственность Соединённых Штатов виделась её основателям, воплощением идей, идеолога и теоретика либерализма, Джона Локка - одного из величайших английских мыслителей XVII века. Теория «социального контракта», согласно которой свободный народ может жить свободно лишь в таком государстве, которое учреждалось по его собственной воле и согласию, в обмен на гарантированную безопасность и защиту от посягательств внешних врагов, а так же обеспечение прав и свобод личности в рамках этого государства. Но подобная либеральная система ценностей вступала в конфликт с собственническими амбициями рабовладельцев. Ведь, чернокожие рабы всегда были чьей-то собственностью, и получи они свободу личности - это нанесло бы серьёзный, если не сказать летальный, удар по плантационной экономики Южных Штатов. Либеральная система ценностей уравнивала в правах всех граждан, что крайне затрудняло и тормозило тотальную эксплуатацию чернокожих. Исключение могло быть лишь в одном случае.

Когда негр-раб, не считается человеком.

Даже столь ярый поборник идей Джона Локка - как Томас Джефферсон, составитель текста декларации независимости США, ставшей первым документом подтверждающим демократические принципы правления нового государства, считал что возможности «социального контракта» распространяются только на права белого человека в новой республике. Поэтому пункт, об отмене рабства так и не был внесён в декларацию независимости.

Идеология расового превосходства всё больше и надёжнее укоренялась в умах граждан новой Америки. Выдвигаемые её политиками и идеологами аргументы становились символами веры и убеждений миллионов американцев, небезуспешно распространяясь не только в Южных, но и в Северных штатах и так или иначе, пусть и в качестве пережитков, сохранялись в обыденном сознании не одного поколения белых американцев даже после устранения рабства как такового. Сама эта идеология, вопреки мнению современных гуманистов и им подобных, не была чем-то откровенно примитивным. Она появилась в стране, в которой на протяжении длительного периода распространялись самые передовые по тем временам идеалы, и её творцы умели искусно приспособить к ним расистские идеи.

Христианская церковь, занимавшая в то время нишу моральной опоры, обладала неоспоримым авторитетом в умах верующих людей, коих в молодом американском государстве было доминирующее большинство. Согласно христианским верованиям всё человечество имело единое происхождение, и после Всемирного потопа, трое сыновей Ноя, строителя спасительного ковчега, дали начало всем народам, живущим на земле. Старший сын Ноя - Иафет, являлся родоначальником белой, европейской расы, которая в последствии, стала носителем христианской веры, и в силу чего всячески благословлялась и возвышалась церковью. Средний - Сим, родоначальник еврейских, арабских и прочих ближневосточных народов, именуемых семитами. И последний, младший сын Ноя - Хам, считался родоначальником, впоследствии одичавших, африканских народов, которых обобщённо стали именовать хамитами. Такое убеждение прочно сидело в головах верующих христиан. И церковь не преминула использовать эту веру в угоду себе. В Писании сказано: «Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» - где Ханаан это сын Хама, на которого легло проклятие за согрешонное отцом. Проклятие Хама, которое в понимании христиан обрекало хамитов на вечное рабство, было прекрасным объяснением морального долга африканцев быть в рабстве, и единственным праведным путём для их существования. И церковь бралась убедить в этой идее не только господствующую белую расу, но и самих африканцев-хамитов. Святые отцы проповедовали среди чернокожих фатализм и покорность судьбе. Они старались убедить их в том, что рабское существование это единственная их возможность искупления перед Богом. Только искреннее, безропотное, покорное принятие судьбы, и желание нести свой крест до конца может в посмертии освободить их души от тяжести проклятия, и тогда они попадут в Рай где, как известно, нет ни бедных, ни богатых… Церковь шла всё дальше и дальше, стремясь обратить в христианство как можно больше чернокожих. Она пыталась вести проповеди не только самостоятельно, но и устами самих, же чернокожих. Таким образом, баптистская церковь в Алабаме за тысячу долларов купила чернокожего раба Цезаря Блэквелля, харизматичного и умелого проповедника, который сумел склонить к христианскому мировоззрению многих афро-американцев. Умение координировать веру и убеждения верующих людей, при помощи спекуляции «Божьей воли» и загробной жизни, позволяло поставить в умах чернокожих надсмотрщика, куда более надёжного, чем оковы или надзиратель с кнутом в руке.

Но постепенно, с развитием свободной мысли и интереса к естественному знанию, догматическое христианское трактование негритянской неполноценности стало изживать себя. Народу Соединённых Штатов Америки требовалось нечто более приземлённое, более естественно соответствующее духу того времени. Взоры американцев всё больше обращались в сторону научной или исследовательской мысли.

Новым витком расистской идеологии, и постепенным переходом от религиозного к более научному взгляду на превосходство белой расы, послужило опубликование работ Джошуа Нотта, антрополога из Нового Орлеана. Нотт, утверждал что существуют более древние, материальные источники, подтверждающие изначально рабское положение диких чернокожих народов Африки. По его словам Древний Египет - страна роскошных храмов и монументальных погребальных сооружений, был как островок цивилизации в пучине варварских народов Африки. Египетские скульптуры и фрески указывают на рабское положение негров уже тогда. Сама негроидная раса не могла создать ничего существенного, находясь фактически в тех же условиях что и тогдашние египтяне -представители иной расы. Ни у одного племени чернокожих не было алфавита, а письменность, как известно, является признаком цивилизации. И принести хоть какую-то пользу человеческой цивилизации, негры могли лишь будучи обращёнными в рабство.

Среди популяризаторов идей расового неравенства встречались и настоящие идеалисты, которые не просто внушали белым гражданам Америки, мысль об их оправданном превосходстве, но и верили, что делают благое дело для чернокожих афро-американцев. Самым ярым и искренним из них был теоретик расистской идеологии Джон Кэдвелл Кэлхун. Он утверждал, что рабство, это фактически единственное, что может приблизить дикого негра-варвара к цивилизации. Для примера он предлагал сравнить африканского негра и американского. Разница ощущалась весомая - американский негр превосходил африканского как морально, так интеллектуально и физически. Причиной этому, по утверждению Кэлхуна, являлась благотворная близость с единственноразвитой цивилизацией белого человека, где общество носит цивилизованный, патриархальный характер, где даже чернокожие рабы, это часть большой радушной семьи, в которой белая раса, отцы и наставники, являются теми, кто может помочь чернокожим выйти на высшие уровни цивилизованного развития.

Многие защитники рабства, впитав идеи Кэлхуна, доказывали, что наёмные рабочие, по сути, те же рабы, но только находящиеся в гораздо худших жизненных условиях. При этом приводились такие аргументы: в отличие от чёрных рабов белые рабочие не имеют гарантированных источников существования, вынуждены наниматься под угрозой безработицы даже за «голодную» заработную плату; в случае болезни, инвалидности и по наступлению старости все они остаются совершенно без средств существования, в то время как чёрные рабы, их жёны и близкие с момента рождения до смерти надёжно защищены отеческой опекой хозяев. Указывалось так же, что среди рабов, в отличие от наёмных рабочих, нет бездомных, нищих, бродяг.

На протяжении всего формирования независимости, и дальнейшего развития государственного аппарата Соединённых Штатов Америки, актуальным оставался спор о превосходстве рабовладельческой системы Юга над капиталистической системой развития Северных штатов. Внушительные темпы экономического роста Южных штатов, эффективность которых стояла на беспрекословном использовании плантационного рабского труда чернокожих афро-американцев, заставляли смолкать даже самых ярых оппонентов сторонников рабовладельческого строя. Тогда как, различные политические и общественные деятели упорно доказывали вслед за Кэлхуном и его сторонниками, что только рабовладельческий строй может стать гарантом демократического общества. Поскольку только наличие чернокожих рабов, касса тех, чьей обязанностью в обществе является исполнение и обслуживание нужд белого человека, делает возможным господствующему, государствообразующему народу жить в полной мере согласно обещанным государством правами и свободами личности. В случае же отсутствия рабов - прослойки, отделяющей свободное население Соединённых Штатов Америки от тяжёлого плантационного труда - свободным гражданам, для того что бы удержать экономику на должном уровне, работать на плантациях придётся самим.

Из всего этого, следовал один единственный вывод - рабовладельческий строй это лучшая форма правления в Соединённых Штатах Америки.

 


Заключение

 

Американское рабовладение, изначально возникшее как способ эксплуатации рабочей силы в рамках капитализма, постепенно оформлялось и приобретало черты автономной социально-экономической и политической структуры, основывающейся на своеобразной, отличной от капиталистической - «политической экономики». Будучи первоначально придатком британского капитализма, американское рабовладение после войны за Независимость, сохранив связи с капиталистическим рынком, превратилось в «аристократическую» систему, определяющей основой которой стало не только частнокапиталистическое накопление, но и рабовладельческий способ эксплуатации негритянского населения Южных штатов.

Постепенно капиталистические системы Севера и плантационное рабство Юга выступили как две разнородные, с точки зрения заключённых в них тенденций развития, общественной системы.

Сравнение промышленного капитализма и плантационного рабства с позиций исторической науки, не оставляет сомнений, что рынок наёмного труда, свободная конкуренция и выраставшие из них производственные и социальные отношения (экономика, политика и культура) были исторически надёжнее и прогрессивнее, и практически несовместимы с рабовладельческой системой.

Гражданская война в Северной Америке уничтожила рабство, но идеологические основы этого института до сих пор оказывают влияние на политическую жизнь США. Впитав в себя опыт рабовладельческих устремлений колониального периода, южное общество породило огромное количество разных расистских теорий. Эти идеи были умело, отшлифованы и использованы в работах защитников рабовладельческой системы первой половины XIX века.

В годы перед Гражданской войной появилось огромное множество аргументов в защиту рабовладельческой системы. Миф о «проклятии Хама» уступил теории различного происхождения рас, основанного на данных антропологии Дж. Нотт или С. Картрайт доказали различия двух рас с научной точки зрения и признали их неискоренимыми. После оккупации Южных Штатов Северными, и республиканского провозглашения отмены рабства, белое американское население ещё долго не могло смириться с равенством чернокожих негров. Порой это несогласие принимала весьма экстремистские формы, такие как Ку-клукс-клан.

Расовые войны, вспыхнувшие в США в XX веке, во многом были следствием именно этих идеологических концепций, которые прочно укрепились в менталитете не только южан, но и жителей Севера. Отражение этих взглядов мы так же можем найти и в американском законодательстве: в начале XXI века начинается «белый» расизм, когда белое население Соединённых Штатов имеет гораздо меньше прав, чем «цветное».


Список используемой литературы

 

Фостер У.З. «Негритянский народ в истории Америки» - М., 1955.

Холл Г., Зотов А.А., и др. «Черные американцы в истории США» в двух томах.

Супоницкая И.М. «Антиномия американского Юга: свобода и рабство». М.: РАН, 1998.

Захарова М.Н. «Народное движение в США против рабства» - М., 1965.

Болховитинов Н.Н. «Клиометристы и рабство в США» - НиНИ: 1976.

Косарев Б.М. «О роли американского плантационного рабства/«Вопросы истории», 1970.

Ефимов А.В. «США: пути развития капитализма» - М.,1969.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: