Главная причина экономического успеха страны – умение работать с людьми. Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы.




Азиатская модель менеджмента

Характеристика

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан и с экономическим укладом страны. Например, это связь проявляется в том, что японский менеджмент основан на коллективизме, то есть во главу угла интересы группы, которые выше личных интересов отдельных работников. Японцы убеждены, что фирма должна функционировать как одна сплоченная команда. Чувство коллективизма японцев обусловлено в частности экономическим укладом страны, в которой налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения. Ввиду этого, в японском обществе расслоение по благосостоянию минимально.

А вот, например, американцы – нация эмигрантов, покинувших по разным причинам родину. В новой стране они могли опереться только на собственные силы. Отсюда и присущий американцам индивидуализм и инициативность. Вспомните, любимый герой Америки – это self made man (человек, сделавший себя сам). Чтобы построить команду в США, нужно продемонстрировать ее членам, что их личные достижения будут больше, чем при работе в одиночку. Если это удается, американцы будут участвуют в командной игре.

Кроме того, в бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство — человеческие ресурсы», в соответствии с которым создаются условия для наиболее эффективного использования этих ресурсов.

Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях.

Причины возникновения и развития

Возникновение азиатской модели менеджмента произошло после второй мировой войны. Это не значит, что до 1945 года менеджмента не было, но в виде модели, то есть в виде оформленной, стройной системы японский менеджмент стал существовать только после войны.

1) Необходимость эффективного управления появилась в Японии в условиях послевоенной разрухи (после второй мировой войны). Необходимо было восстанавливать социальный, экономический и политический уклад жизни страны.

Под влиянием американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Однако при этом западная модель при ее использовании в чистом виде в странах Азии показала не только свою неэффективность, но и нежизнеспособность.

2) В ответ на данное явление и возникла ещё одна необходимость формирования своей специфической модели менеджмента, позднее названной азиатской. С этого момента и началось развитие японской модели, которое

3) проходило с учётом специфики менталитета нации, и её традиций.

Таким образом, японская система управления развивалась, во-первых, как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны, во-вторых, вследствие американской оккупации, в-третьих, под влиянием местных традиций.

Даже сейчас японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям. Это способствует установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.

Сущность

1. Основным объектом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий — повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимизация прибыли, т. е. получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

2. Японская модель основывается на философии «мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров – установить доверительные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры – одна семья. Руководители стремятся постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях. Это, например, такие ценности как: приоритет качественного обслуживания, сотрудничество рабочих с администрацией, взаимодействие отделов и т.д.

3. Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека», который имеет специфическую систему стимулов и мотивов. Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей. Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности.

4. Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы, под которым понимается слияние с фирмой и преданность ее идеалам. В основе «корпоративного духа» фирмы лежит убеждение, что интересы группы выше личных интересов отдельных работников, поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда. Таким образом, японский менеджмент всегда рассуждает с позиции группы.

5. Все уровни управления и рабочие пользуются общей базой информации о политике и деятельности фирмы, все процессы и проблемы, даже те, которые происходят на высшем уровне – открыты для рабочих. Например, во встречах и совещаниях принимают участие инженеры и простые работники. Именно поэтому развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность.

Главная причина экономического успеха страны – умение работать с людьми. Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы.

Черты

1. Важнейшая идея японского менеджмента состоит в том, что работающий по найму должен всю жизнь трудиться в одной фирме. Система пожизненного найма обеспечивает гарантии занятости, то есть рабочие освобождаются от угрозы увольнения и при этом имеют реальную возможность для продвижения по вертикали. Все это укрепляет чувство корпоративной общности (мы все, как семья, связаны на всю жизнь), гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством.

2. В японском менеджменте важным является процесс коллективного принятия решений. Таким образом, ответственность делится между всеми членами группы поровну. Это с одной стороны, развивает у работников чувство участия в общем деле, а с другой ликвидирует чувство страха у каждого отдельного работника в том случае, если принято неправильное решение.

Если кто-то из группы добился более высоких результатов — это считается достижением группы. Постоянно внушая каждому работнику, что его личное благополучие зависит от результатов деятельности фирмы, используя материальные и духовные стимулы, японский менеджмент добивается высокой интенсивности и производительности труда.

Широко практикуется найм по рекомендации кого-либо из сотрудников фирмы, который несет ответственность за свою рекомендацию.

3. Продвижение по службе в Японии прежде всего зависит от возраста и стажа, а потом уже учитываются все остальные качества. Позиция старшего по возрасту всегда одобряется группой, а потому группа ему подчиняется.

Рабочие, меняющие место работы, дискриминируются в отношении оплаты труда, льгот, пенсии; их рассматривают как людей второго сорта.

4. Заработная плата определяется, прежде всего, показателями трудового стажа и результатами труда. Крупные японские корпорации предоставляют работникам множество дополнительных льгот: надбавки на содержание семьи, оплата проезда к месту работы, медицинского обслуживания, социального страхования и другие выплаты на социальные нужды.

5. Ещё одной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства, и это само по себе приносит человеку огромное удовлетворение. В отличие от западного подхода японцы придают особое значение долгу в совершенствовании мастерства без ожидания какой-либо материальной выгоды.

6. Центральное место в оперативном управлении занимает управление качеством. На многих предприятиях получили распространение так называемые кружки качества. Кружок, состоящий из небольшой группы людей, призван добровольно и на общественных началах осуществлять контроль за качеством труда и продукции на том предприятии, где работают его члены. Член кружка обязан не менее 1 раза в месяц вносить конкретное предложение по совершенствованию производства. Круг таких предложений очень широк: от технологических до социально-психологическими.

7. Общее пространство. Управляющим в Японии, даже директору завода, не предоставляется отдельного кабинета — вместе со своими сослуживцами они размещаются в одном большом открытом зале без перегородок, оснащенном простой и самой необходимой мебелью. Это должно напоминать служащим о том, что они прилагают совместные усилия к достижению компанией успеха.

ВЫВОД

В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений, а именно согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: