ПОВЫШЕНИЕ ТЕПЛОВОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ СУДОВЫХ
ДИЗЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК НА ОСНОВЕ УТИЛИЗАЦИИ
ВТОРИЧНЫХ РЕУРСОВ
Введение
При оценке эффективности использования топлив в судовой энергетической установке и различных способов ее повышения необходим термодинамический анализ, дающий представления о характере распределения энергоресурсов по отдельным элементам установки. Для этих целей чаще всего используется метод теплового баланса, показывающий распределение потоков тепла в установке. Однако этот метод не дает полного представления о возможностях использования в установке потоков тепла отработавших газов (ОГ) и охлаждающей воды (ОВ) дизеля. Кроме того, при составлении теплового баланса суммируются потоки тепла, имеющие различную энергетическую ценность. Так, полезно использованное в главном двигателе (ГД) тепло пошедшее на совершение работы сравнивается с теплом ОГ, ОВ и энергией вспомогательного котла (ВК). При анализе систем подобных двигателю внутреннего сгорания, предназначенных для выработки механической энергии, степень термодинамического совершенства может быть определена и этим методом. Однако в тех случаях, когда на выходе системы имеются потоки разного качества, данный метод малопригоден для сравнения энергетических установок судов различных типов (сухогрузов, танкеров, пассажирских), эти потоки необходимо свести к одному масштабу. Для получения реальной картины протекающих в судовой дизельной установке (СДУ) и изыскания путей улучшения энергоиспользования целесообразнее использовать эксергетический метод анализа, суть которого сводится к подсчету потерь работоспособности тепловых потоков в СДУ.
Цель курсовой работы
Закрепление теоретического материала по курсу «Эксплуатация судовых дизельных установок», овладение практическими навыками анализа и выбора тепловых схем установки и режимов работы установки с точки зрения обеспечения экономичности и надежности установки.
2 Общие указания по выполнению курсовой работы
Курсовая работа выполняется по индивидуальному заданию и состоит из пояснительной записки на 15-20 страницах и одного листа, на котором приводится окончательно принятая схема утилизации и схема эксергетического баланса для данной СДУ.
Пояснительная записка должна включать в себя следующие разделы:
n общая характеристика судовой энергетической установки судна-прототипа и выбор исходных параметров для расчетов;
n эксергетический анализ различных схем утилизации энергетических ресурсов;
n выбор оптимальной схемы утилизации для данного судна и составление ее принципиальной тепловой схемы.
Эксергетический анализ различных схем утилизации вторичных энергетических ресурсов.
В основу расчетов в настоящем разделе положено сравнение результатов работы (СДУ) на режиме повышенной эффективности, получаемой от утилизации вторичных ресурсов (ОГ и ОВ внутреннего контура ГД) с исходным (базовым) режимом, при котором средства утилизации не используются и судно идет полным ходом. Расчет эксергетического баланса и коэффициента полезного действия (КПД) СДУ проводится для следующих вариантов утилизации:
- средства утилизации не используются;
- тепло ОВ ГД используется в опреснительной установке (ОУ), а ОГ ГД используется для замещения автономного котла (общесудовая потребность в тепле);
- тепло ОВ ГД используется в опреснительной установке (ОУ), а ОГ ГД используется для замещения автономного котла и дизель-генераторов (общесудовая потребность в тепле и электроэнергии);
- тепло ОВ ГД используется в опреснительной установке (ОУ), а ОГ ГД используется для замещения автономного котла, дизель-генераторов и частичного использования на замещение главных двигателей (общесудовая потребность в тепле и электроэнергии и передача избыточной мощности утилизационного турбогенератора на гребной вал);
Для решения поставленной задачи предварительно необходимо выбрать целый ряд параметров. Часть из них берется из прототипа судна, другая часть принимается исходя из сложившихся рекомендаций в той или иной области знаний.
Эксергетический КПД СДУ представляет собой отношение полезно используемой эксергии (кДж / ч) к эксергии сжигаемого в установке топлива
(затраченной эксергии)
.
Эксергия, полезно использованная в СДУ представляет собой сумму эксергий:
где - эксергия, полезно использованная в главном двигателе;
- эксергия пара, подведенного к общесудовым потребителям тепла;
- эксергия, расходуемая на общесудовые потребители электрической энергии;
- эксергия, полезно используемая в опреснительной установке;
- эксергия, эквивалентная избыточной мощности УТГ, передаваемой на гребной винт;
-избыточная мощность турбогенератора, кВт;
- суммарная эксплуатационная мощность ГД, кВт;
- эксплуатационная мощность электростанции в ходу, кВт.
Эксплуатационная мощность ГД:
,
где - номинальная мощность одного ГД, квт;
= (0.85 ¸ 0.95) - коэффициент запаса мощности, требуемый регистром; xGD – число ГД.
Если в исходных данных судна - прототипа нет значения , то ее можно определить исходя из мощности работающих на судне - прототипе дизель-генераторов (ДГ):
,
где - число ДГ, работающих в ходовом режиме;
- электрическая мощность одного ДГ, квт;
= (0.75 ¸ 0.90) - коэффициент загрузки ДГ.
Эксергия ОГ ГД определяется по формуле:
где - располагаемая теплота ОГ, теплота, которую можно отнять от газов в утилизационном котле при их охлаждении до минимально допустимой температуры на выходе из УК
, исключающей коррозию поверхностей нагрева;
- средняя термодинамическая температура отвода тепла от ОГ, К.
Пренебрегая незначительным различием теплоемкости газов на входе и выходе УК используем для расчета располагаемой теплоты ОГ выражение:
,
где aОГ – доля теплоты уносимой с ОГ в ГД; - часовой расход топлива ГД, кг/ч; Qp - низшая теплотворная способность топлива используемого в ГД, кдж/кг топлива.
Средняя термодинамическая температура отработавших газов ГД:
,
где - температуры соответственно на выходе из ГД и выходе УК, 0К.
Ориентировочные значения составляет: 443 – 448 К (170 – 175 0С) для топлив с содержанием серы до 4%, для топлив с содержанием серы больше 4% минимальная температура газов на выходе из УК возрастает до 463 473 К (190 – 200 0С). В котлах без экономайзера
может определяться рабочим давлением пара:
,
где = tн + 273 – температура насыщенного пара при его рабочем давлении рн;
- минимальный температурный напор между стенкой и газом, обеспечивающий эффективный теплообмен, составляет 15 – 20 0С. Поэтому при замещении ДГА утилизационным турбогенератором, с повышением давления пара возрастает и
.
На значение располагаемой теплоты ОГ влияет также температура ОГ на входе в УК или что тоже самое на выходе из ГД. При нагрузках полного хода ориентировочные значения составляет: для двухтактных дизелей с прямоточной продувкой 573 – 623 К; для двухтактных дизелей с петлевой продувкой 523 – 573 К; для четырехтактных дизелей 673 – 723 К. В длинноходных двухтактных дизелях
понижается до 500 – 520 К.
Эксергия ОГ, которая может быть подведена к УК:
.
Полезная эксергия, расходуемая на нужды общесудовых потребителей пара:
, - уменьшена на величину ВОУ – меньше либо равна Еук
где для всех судов кроме танкеров =
× kз.ВК, кг/час; kз.ВК - коэффициент загрузки ВК в ходу;
- номинальная производительность ВК, кг / ч;
- энтальпия и энтропия насыщенного пара, генерируемого ВК или УК для общесудовых потребителей пара, кДж/кг, кДж/кг*К (Приложение 2);
- энтальпия и энтропия пара при температуре окружающей среды То и Ро.
При полном замещении ВК во второй схеме утилизации эксергия УК равна полезной эксергии, расходуемой на нужды общесудовых потребителей пара:
.
В общем случае, т.е. при неполном замещении ВК и второй схеме утилизации, полезная эксергия, расходуемая на нужды общесудовых потребителей пара, вырабатываемого во ВК и в утилизационном котле УК, определяется:
,
В третьей схеме утилизации, т.е. когда полностью замещается ВК и частично ВД утилизационным турбогенератором, паропроизводительность УК по перегретому пару равна:
, Правильно!
где - энтальпия и энтропия перегретого пара, генерируемого УК для УТГ, а для общесудовых потребителей берется пар после УТГ и имеет значения энтальпии и энтропии как для насыщенного пара;
- энтальпия и энтропия пара при температуре окружающей среды То и Ро;
- КПД УК, 0,94 –0,98.
Эксергия, которая может быть использована в УТГ определяется как разность:
,
Эксплуатационная мощность УТГ:
,
где = (0.15 ¸ 0.18) - КПД УТГ; 3600 - тепловой эквивалент мощности.
Избыточная мощность турбогенератора, которая в случае полного замещения в третьей схеме утилизации ВК и ВД может быть использована на привод винта судна или, что тоже самое, на замещение ГД:
,
где - эксплуатационная мощность УТГ;
- КПД генератора, используемого в составе УТГ, 0,92 – 0,94.
Избыточная мощность УТГ, которая может быть передана на винт:
,
где - КПД редуктора между УТГ и валопроводом, 0,95 – 0,97.
Эксергия охлаждающей воды ГД высокотемпературного контура:
. – равна мощности холодильника высокотемпературного контура (рубашка+наддувочный воздух) и умножить на 3600
Средняя термодинамическая температура охлаждающей воды ГД:
,
где - температуры соответственно на входе (350 – 360) и выходе (340 -350) ГД, К.
Эксергия, подведенная к опреснительной установке как сумма части эксергии ОВ и потерь эксергии на привод электродвигателей вспомогательных механизмов, обслуживающих ГД:
),
где - относительное количество греющей воды, равное отношению количества ОВ ГД, подаваемой в опреснитель, приходящееся на 1 кг пресной воды ПВ, 100 – 150 кг/кг; c- средняя теплоемкость ОВ в процессе охлаждения, кДж/(кг*К);
- изменение температуры ОВ, К;
- средняя термодинамическая температура отвода тепла от ОВ, К;
- удельная электрическая энергия, подведенная к электродвигателям вспомогательных механизмов ОУ, 0,04 – 0,08 кВт.ч/кг ПВ;
- КПД выработки энергии, учитывающий внутренние, механические и концевые потери в турбине, редукторе, генераторе и конденсаторе (для ДГ - внутренние, механические и электрические потери), 0,3 – 0,35;
- производительность ОУ по ПВ, кг/ч;
- потеря эксергии в ОУ.
Эксергия, полезно используемая в процессе получения пресной воды в ОУ:
,
где r- теплота парообразования, 2000 – 2400 кДж/кг ПВ; - минимальная температура испарения воды в опреснителе, 40 - 60 К.
Эксергетический баланс СДУ записывается в виде:
,
где П- суммарные потери эксергии в СДУ.
Эксергия большинства топлив, используемых в дизелях, равна их теплоте сгорания, т.е.:
где - низшая теплота сгорания топлива, для легких топлив 42500, для тяжелых 41400 кДж/кг;
- мощность соответственно ГД и ВД, кВт;
- удельный расход топлива соответственно в главных - 0,210 – 0,220 и вспомогательных двигателях – 0,215 – 0,225 кг/кВт.ч; В - расход топлива на вспомогательный котел, кг/ч.
В общем случае потери эксергии в СДУ слагаются из не утилизируемых потерь в ГД, ВД, УК, УТГ, ОУ и прочих неучтенных потерь, т.е.
Потери эксергии непосредственно в ГД:
,
где - сумма эксергии топлива, расходуемого в ГД, и эксергии электроэнергии, потребляемой вспомогательными механизмами ГД.
Суммарные потери эксергии в ГД записываются в виде суммы эксергий ОГ, ОВ, тепла унесенного со смазочным маслом и внутренних потерь вследствие необратимости рабочих процессов в ГД, т.е. потери эксергии при горении топлива и подводе тепла к рабочему телу, при впуске и продувке, механические потери в том числе на привод вспомогательных механизмов ГД:
,
первые две составляющие этого равенства могут быть использованы (утилизированы) в СДУ.
Потеря эксергии ОГ в УК в варианте второй схемы утилизации:
.
Потери эксергии ОГ в УТГ в варианте третьей схемы утилизации:
или при наличии избыточной мощности УТГ:
.
Потери эксергии в ОУ:
.
Поскольку тепло смазочного масла ГД практически не используется ввиду его низкого температурного потенциала, эксергия является потерей эксергии с маслом:
,
где - средняя термодинамическая температура отвода тепла от масла в ГД;
- температура масла соответственно на выходе 348 и на входе 333 ГД, К; aм – доля теплоты уносимая с маслом ГД 0,05 - 0,1.
Внутренняя потеря эксергии в ГД:
.
Потери эксергии в ДГ:
.
Потери эксергии в ВК:
На основании выше изложенной методики расчета можно построить эксергетический баланс СДУ и определен ее эксергетический КПД.
По результатам эксергетического анализа составляется итоговая таблица и схема эксергетического баланса (рис. 1).
![]() |
Тепловая схема этого варианта представлена на рисунке 2
Рис. 2. Тепловая схема СЭУ по варианту 3: 1 - ГД; 2 - УК; 3 - ВК; 4 - общесудовые потребители пара; 5 - утилизационная турбина; 6 - генератор; 7 - ОУ; 8 - теплый ящик; 9 - холодильник ГД
Рис. 1. Эксергетический баланс СЭУ по варианту 3: 1 - эксергия топлива с топливом;
2 - эксергия ОВ ГД; 3 и 4 - эксергия полезно использованная в ГД и ОУ; 5 - эксергия полезно использованная потребителями вспомогательных механизмов; 6 - эксергия пара, подводимая к общесудовым потребителям теплоты; 7 - 8 - эксергия избыточной мощности УТГ, которую можно передать на гребной винт; 9 -10 - потеря эксергии ОВ ГД и ОУ; 11 - потери эксергии смазочного масла; 12 - потеря эксергии с отработавшими газами ГД; 13 - потери эксергии в УТГ; 14 - внутренние потери эксергии в ГД; 15 - эксергия полезно использованная в СДУ