ЛЕКЦИЯ
КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
ПЛАН:
1. Профессиональный педагогический долг.
2. Педагогическая справедливость.
3. Профессиональная честь и достоинство.
4. Педагогическая совесть.
5. Педагогический авторитет.
КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Одним из фундаментальных оснований педагогической этики являются ее категории, моральные ценности.
Моральные ценности — это система представлений о добре и зле, справедливости, чести и т. д., которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей, социальной значимости их деятельности и отношений в обществе.
К основным категориям педагогической этики принято считать профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и достоинство, педагогический авторитет. Их изучение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. От того, как учитель понимает, например, педагогическую справедливость, во многом зависит характер обучения и воспитания.
Профессиональный педагогический долг
Профессиональный долг — одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии сконцентрировано представление о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определенные трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свое отношение к избранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу, к обществу в целом.
ü Содержание педагогического долга обусловлено социальной сущностью учебно-воспитательного процесса и всегда шире максимума требований, которые предъявляют учителю как специалисту разного рода инструкции, методические и административные предписания, учебные и воспитательные программы.
ü В профессиональном долге учителя запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе (поддерживаемая преимущественно путем самоконтроля), стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии школьной жизни, конфликты, которые возникают в буднях учебно-воспитательного процесса.
ü Чем глубже учитель осознает требования педагогического долга, тем свободнее он может осуществлять выбор действий и поступков в соответствии с нравственным идеалом.
Педагогический долг в отличие от профессионального долга людей, занятых другими видами общественного труда, имеет свои особенности:
а) совокупность его требований выражает интересы всех без исключения членов общества;
б) эти интересы сливаются с личными интересами учителя, а социальные требования к нему становятся его внутренними побуждениями, мотивами;
в) мотивы и стимулы выполнения требований в значительной степени сливаются;
г) в педагогическом долге находят отражение нравственные требования не только к характеру поведения и отношений учителя в сфере педагогического труда, но и к его личным качествам, к его профессии.
В школьной практике нередки случаи, когда учителя стремятся честно выполнить свой профессиональный долг, но в силу различных обстоятельств результаты их усилий неравноценны. Возникает конфликт между личностью и обществом: человек не удовлетворяет общество, сам того не желая. Можно привести несколько вариантов проявления такого конфликта.
Рассмотрим некоторые варианты:
1. В редких случаях учитель осознает требования своего долга, но не хочет их выполнять по тем или иным соображениям. С таким откровенно негативным отношением к выполнению педагогического долга нужно бороться как силой общественного, так и административного воздействия.
2. Чаще бывает так: учитель знает, в чем заключается его долг, понимает необходимость его выполнения, но у него, допустим, не хватает собранности, силы воли изо дня в день углубленно работать над собой, доводить начатое дело до конца. Коллектив может помочь такому учителю, повысив требовательность к нему.
3. Сложнее разрешить конфликт, возникший в результате временных трудностей, препятствующих выполнению предписаний долга (отсутствие благоустроенного жилья, уход за тяжелобольным родственником, обострение хронической болезни и т. п.). Однако эти трудности в большинстве случаев преодолимы в слаженных педагогических коллективах.
4. Не всегда разрешим конфликт между требованиями долга и субъективным фактором (например, профессиональной непригодностью учителя). В этой ситуации страдает главным образом общество, дети, авторитет школы. Причину своих неудач он усматривает в чем угодно, только не в своей педагогической беспомощности. Одна из причин появления в школе подобных учителей — недостатки профессионального отбора при зачислении студентов в педагогические институты, сложность проверки способностей к творческому аналитическому мышлению, умения применять их в области человеческих отношений.
Сущность и механизм функционирования профессионально-педагогического долга
Долг (совокупность требований) существует объективно как условие функционирования системы подготовки молодежи к труду на благо общества. Каждый человек, желающий стать учителем, принимает сложившуюся систему требований и добровольно выполняет их.
Как происходит приобщение человека к профессиональному долгу? Прежде всего в процессе ознакомления с характером и содержанием его требований, осознания их важности для общества и коллектива, осмысления своих способностей в решении стоящих перед школой задач, воспитания качеств, необходимых представителю педагогической профессии. Но только тогда, когда учитель по собственному побуждению практически начинает осуществлять намеченную программу действий, можно сказать, есть ли у него чувство профессионального долга.
Таким образом, профессиональный педагогический долг есть не что иное, как наполненное социальным содержанием чувство ответственности учителя за результаты деятельности, связанной с обучением и воспитанием подрастающих поколений.
Одно из требований педагогического долга — постоянное пополнение своих знаний. Исследования показывают, что долг побуждает учителя даже при незначительном объеме свободного времени упорно работать над повышением своего профессионального уровня. Выполнение поставленных задач требует высокого уровня педагогической культуры и мастерства учителя, собранности и деловитости, способности с наименьшими затратами времени находить в растущем потоке информации необходимой для своей работы.