Профессиональный педагогический долг





ЛЕКЦИЯ

КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

ПЛАН:

1. Профессиональный педагогический долг.

2. Педагогическая справедливость.

3. Профессиональная честь и достоинство.

4. Педагогическая совесть.

5. Педагогический авторитет.

КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

 

Одним из фундаментальных оснований педагогической этики являются ее категории, моральные ценности.

Моральные ценности — это система представлений о добре и зле, справедливости, чести и т. д., которые вы­ступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей, социальной значимости их деятельности и отношений в обществе.

К основным категориям педагогической этики принято считать профессиональный педагогиче­ский долг, педагогическая справедливость, педагогиче­ская честь и достоинство, педагогический авторитет. Их изучение имеет не только теоретическое, но и практиче­ское значение. От того, как учитель понимает, например, педагогическую справедливость, во многом зависит ха­рактер обучения и воспитания.

Профессиональный педагогический долг

Профессиональный долг — одна из важнейших кате­горий педагогической этики. В этом понятии сконцентри­ровано представление о совокупности требований и мо­ральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обя­занностей: осуществлять определенные трудовые функ­ции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свое отноше­ние к избранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу, к обществу в целом.

ü Содер­жание педагогического долга обусловлено социальной сущностью учебно-воспитательного процесса и всегда шире максимума требований, которые предъявляют учи­телю как специалисту разного рода инструкции, методи­ческие и административные предписания, учебные и вос­питательные программы.

ü В профессиональном долге учителя запрограммиро­вана необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе (поддерживаемая преимущественно путем самоконтроля), стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению пе­дагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родите­лям, умение разрешать сложные коллизии школьной жизни, конфликты, которые возникают в буднях учебно-воспитательного процесса.

ü Чем глубже учитель осознает требования педагогического долга, тем свободнее он мо­жет осуществлять выбор действий и поступков в соот­ветствии с нравственным идеалом.

 

Педагогический долг в отличие от профессионального долга людей, занятых другими видами общественного труда, имеет свои особенности:

а) совокупность его тре­бований выражает интересы всех без исключения членов общества;

б) эти интересы сливаются с личными инте­ресами учителя, а социальные требования к нему стано­вятся его внутренними побуждениями, мотивами;

в) мо­тивы и стимулы выполнения требований в значительной степени сливаются;

г) в педагогическом долге находят отражение нравственные требования не только к харак­теру поведения и отношений учителя в сфере педагоги­ческого труда, но и к его личным качествам, к его про­фессии.

 

В школьной практике нередки случаи, когда учителя стремятся честно выполнить свой профессиональный долг, но в силу различных обстоятельств результаты их усилий неравноценны. Возникает конфликт между лич­ностью и обществом: человек не удовлетворяет общество, сам того не желая. Можно привести несколько вариантов проявле­ния такого конфликта.

Рассмотрим некоторые варианты:

1.В редких случаях учитель осознает требования свое­го долга, но не хочет их выполнять по тем или иным соображениям. С таким откровенно негативным отно­шением к выполнению педагогического долга нужно бо­роться как силой общественного, так и административ­ного воздействия.

2.Чаще бывает так: учитель знает, в чем заключается его долг, понимает необходимость его выполнения, но у него, допустим, не хватает собранно­сти, силы воли изо дня в день углубленно работать над собой, доводить начатое дело до конца. Коллектив мо­жет помочь такому учителю, повысив требовательность к нему.

3.Сложнее разрешить конфликт, возникший в резуль­тате временных трудностей, препятствующих выполне­нию предписаний долга (отсутствие благоустроенного жилья, уход за тяжелобольным родственником, обостре­ние хронической болезни и т. п.). Однако эти трудности в большинстве случаев преодолимы в слаженных педа­гогических коллективах.

4.Не всегда разрешим конфликт между требованиями долга и субъективным фактором (например, профессио­нальной непригодностью учителя). В этой ситуации стра­дает главным образом общество, дети, авторитет школы. При­чину своих неудач он усматривает в чем угодно, только не в своей педагогической беспомощности. Одна из при­чин появления в школе подобных учителей — недостатки профессионального отбора при зачислении студентов в педагогические институты, сложность проверки способ­ностей к творческому аналитическому мышлению, уме­ния применять их в области человеческих отношений.

Сущность и механизм функционирования профессионально-педагогического долга

Долг (совокупность требований) существует объективно как условие функционирования системы под­готовки молодежи к труду на благо общества. Каждый человек, желающий стать учителем, принимает сложив­шуюся систему требований и добровольно выполняет их.

Как происходит приобщение человека к профессио­нальному долгу? Прежде всего в процессе ознакомления с характером и содержанием его требований, осознания их важности для общества и коллектива, осмысления своих способностей в решении стоящих перед школой задач, воспитания качеств, необходимых представителю педагогической профессии. Но только тогда, когда учи­тель по собственному побуждению практически начинает осуществлять намеченную программу действий, можно сказать, есть ли у него чувство профессионального долга.

Таким образом, профессиональный педагогический долг есть не что иное, как наполненное социальным со­держанием чувство ответственности учителя за резуль­таты деятельности, связанной с обучением и воспитани­ем подрастающих поколений.

Одно из требований педагогического долга — посто­янное пополнение своих знаний. Исследования показы­вают, что долг побуждает учителя даже при незначи­тельном объеме свободного времени упорно работать над повышением своего профессионального уровня. Выполнение поставленных задач требует высокого уровня педагоги­ческой культуры и мастерства учителя, собранности и деловитости, способности с наименьшими затратами вре­мени находить в растущем потоке информации необходи­мой для своей работы.

 





Читайте также:
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.014 с.