Тема 4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
1. Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
2. Условия возникновения рын ка:
· общественное разделение труда;
· экономическая обособленность производителей;
· самостоятельность производителя.
3. Основные признаки рынка:
· нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
· нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
· нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.
4. Главные функции рынка
· посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей;
· ценообразования – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;
· информационая – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
· регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;
· санирующая (оздоровительная) – предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.
5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования
Положительные черты | Отрицательные черты |
· Способствует эффективному распределению ресурсов, формируя таким образом структуру производства · Стимулирует научно-технический прогресс · Способствует ресурсосбережению в обществе · Создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность · Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы | · Не гарантирует решение социально-экономических проблем (безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки) · Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству · Порождает тенденцию к монополизации производства · Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в ценах рынка), которые ложатся на плечи общества · Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов · Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами |
6. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.
С точки зрения действующего законодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);
По товарам и услугам:
· потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;
· средств производства;
· рабочей силы;
· инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;
· иностранных валют;
· ценных бумаг (фондовые биржи);
· научно-технических разработок и инноваций;
· информации.
По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный
По типу конкуренции:
· чистой (свободной) конкуренции
· несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии
7. Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства
· конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;
· наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);
· функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков).
8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.
- Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)
- Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли
Формы монополий и их основные признаки
Формы монополий | Признаки |
Картель | Соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах |
Синдикат | Объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность |
Трест | Полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности |
Концерн | Объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости |
Консорциум | Объединение монополий |
Конгломерат | Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления |
9. Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.
Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:
- простых товаропроизводителей
- единичных капиталов
- монополий
- национальных капиталов
- интернациональных капиталов
Модели рынка
Чистая (свободная конкуренция) | Чистая монополия | Монополистическая конкуренция | Олигополия |
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. | Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. | Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. | Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию. |
Механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения.
Закон спроса
Спрос – это количество продукции, которое потребители готовы и в состоянии купить по определённой цене на данный момент времени.
Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены товара ведёт к увеличению спроса на него, рост цены ведёт к снижению спроса.
Эффекты спроса:
1. При увеличении доходов спрос в целом увеличивается, изменяется и его структура в пользу более дорогостоящих товаров.
2. При снижении доходов растёт спрос на дешёвые товары и их заменители.
Факторы, определяющие спрос:
· Доходы потребителей. С ростом доходов спрос на товары растет;
· Цены на товары-заменители. Когда два товара предназначены для удовлетворения одной и той же потребности, они называются взаимозаменяемыми таврами. Например, повышение цен на сливочное масло увеличит спрос на растительное масло при неизменной цене на него, и наоборот;
· Цены на дополнительные товары, спрос на которые растет одновременно (например, фотоаппараты и фотопленка, магнитофоны и кассеты);
· Вкусы и предпочтения (одни предпочитают рис, другие – картофель). Если вкусы изменяются в пользу какого-либо товара, то спрос на него возрастает;
· Число покупателей (чем больше людей, потребляющих данный товар, тем выше спрос на него);
· Инфляционные ожидания (если покупатели ожидает повышение цен на какой-либо продукт, то они начинают покупать его в больших количествах, чем необходимо в данный конкретный момент)
Величина спроса – количество товара, которое может быть куплено при определенном уровне цены.
Цена спроса – та максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар.
Эластичность спроса – мера чувствительности спроса к изменению цены товара.
Эластичность спроса – при незначительном повышении цены на данный товар, спрос на него резко падает (предметы роскоши).
Эластичность спроса: спрос является эластичным, если при изменении цены на данный товар на 1%, спрос на него изменяется более чем на 1%.
Неэластичность спроса – при значительном повышении цены на данный товар, спрос на него остается неизменным (товары первой необходимости).
Закон предложения
Предложение – это то количество товара, которое готов предложить производитель в конкретном месте и в конкретное время.
Закон предложения: при прочих равных условиях рост цены ведёт к росту предложения товара, понижение цены ведёт к снижению предложения товара.
Цена предложения – та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар
Факторы, влияющие на предложение:
1. цена товара с определенными свойствами и технологиями изготовления;
2. величина затрат, необходимых для изготовления товара.
В рыночной борьбе побеждает тот, кто: более информирован, способен предвидеть развитие событий на рынке; хорошо понимает, как лучше построить свою коммерческую стратегию при изменении условий деятельности в будущем.
По этим законам производств и обмен товаров происходит на основе их стоимости, которая определяется вложенными в производство товаро-затратами. Денежное выражение стоимости – цена.
Цена, устанавливаемая производителем, может быть выше, ниже или равна стоимости. На цену оказывает влияние спрос. На рынке формируются две цены: цена спроса (максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (минимальная цена, по которой производитель готов предложить товар). На основе этого формируется рыночная цена – цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения и не может опускаться ниже цены предложения, т.к. продавец разориться, а подниматься выше цены спроса тоже не может, т.к. покупатель не сможет купить товар.
Цена – выражение в деньгах стоимость товаров и услуг.
Рыночное равновесие.
Рынок побуждает снижать производственные затраты (издержки производства), совершенствовать технику, повышать производительность труда. Рынок не интересуют фундаментальные науки и бережное отношение к природным ресурсам.