Древнеиндийская философия и ее основные школы.




Специфику древнеиндийской философии нельзя понять без учета той огромной роли в культуре Индии, которую играли "Веды" - древний литературный, религиозно - мифологический памятник. В середине 1-ого тысячелетия до н.э. стал ослабевать авторитет высшей касты жрецов - брахманов, которые до этого считались единственными толкователями Вед. Каста кшатриев (воины, правители), поддержанные городскими слоями ремесленников и торговцев, составили мощную оппозицию брахманизму. Индийская философия в своей основе носила религиозно - философский характер. Для религиозной философии Древней Индии характерно представление о реинкарнации (переселении душ), карме (цепи причин, обусловливающей характер последующего воплощения), сансаре (колесе рождений и смертей. Особую остроту эти представления получили в буддизме основатель Сиддхарта Гаутама, прозванный Буддой -, что означает - просветленный). Цель человеческой жизни, согласно Будде, не достижение более лучшего воплощения, как в брахманизме, а освобождение от сансары- нескончаемой череды воплощений. Это достигается умерщвлением всех желаний, которые привязывают человека к колесу сансары, и превращают цепь его жизней в страдание. Итогом такого "освобождения" является нирвана, где угасают все желания и само существование (подобно тому как капля, растворяясь в океане, исчезает, прекращает свое существование).

Специфика древнекитайской философии.

В Древнекитайской культуре большую роль играло так называемое "Пятикнижие" ("Книга Песен", "Книга истории", "Книга Перемен", "Книга Обрядов", "Летопись"), в котором в религиозно- мифологической форме выражено мировоззрение древних китайцев. Специфика древнекитайской философии во многом определяется образом жизни древних китайцев, социально- политической структурой китайского общества и рядом других причин. Китайское общество - это очень сильно иерархизированное общество с развитым ритуалом и церемониями ("китайские церемонии"). Основатель конфуцианства Конфуций (книга Лунь Юй.) на долгие столетия стал непререкаемым авторитетом в Китае, а конфуцианство со II в до н.э. получило статус государственной идеологии. В конфуцианстве Дао означает "правильный путь" и означает линию "правильного" поведения. Другая крупнейшая школа китайской философии - даосизм (основатель - полулегендарная личность Лао-Цзы. В даосизме Дао трактуется глубже и шире. Дао - это естественный закон мироздания и человек не должен мешать Дао. Поэтому в даосизме сформулирована так называемая установка "у вэй" - деятельное недеяние. Смысл принципа "у вэй" состоит в том, что действия человека должны быть организованны так, чтобы не вмешиваться в естественный ход.

Основные этапы развития средневековой философии.

Проблема соотношения веры и знания в эпоху Средневековья.

Теоцентризм и символизм средневекового мировоззрения

Понять специфику средневековой философии невозможно без учета той колоссальной роли, которую играло в то время христианство. В течении периода с III по V вв. н.э., который получил название периода, патристики, упор делают на волю, а не на разум. Крупнейшие христианские мыслители отцы Церкви такие как Ориген, Климент Александрийский, Афанасий Великий, Василий Великий. Христианство являлось мировоззренческой доминантой средневековой культуры. Для средневекового мировоззрения характерны теоцентризм, символизм и дуализм. Теоцентризм не означает, что Бог а центре мира в географическом, астрономическом плане. Бог не в центре мира, ибо Он вне мира как внепространственный и вневременной личностный. Главная проблема патристики, как соотнести христианство с античным наследием. Схоластика возникает в период зрелого средневековья (XI-XIII вв.). Более устойчивое, упорядоченное социальное бытие делает более спокойным и оптимистическим восприятие мира. Разум снова востребован. Крупнейшим систематизатором средневековой схоластики был Фома Аквинский реалист считал, что общие понятия (универсалии) существуют самостоятельно и предшествуют единичным вещам. В рамках средневековой схоластики шла упорная полемика между реалистами и номиналистами. Номиналисты (У.Оккам, И.Росцелин) считали, что реальным бытием обладают отдельные единичные вещи, а общие понятия возникают лишь как результат абстрагирования в уме человека.

Ренесанский гуманизм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: