Профессиональная честь и достоинство




В понятии чести раскрывается отношение человека к самому себе (чувство чести) и отношение к нему со стороны общества, коллектива. Честь — это признание обществом заслуг личности. Чествуя людей, отдавая им почести за трудовые или ратные дела, мы тем самым обнародуем уважение к их достоинствам, высоко оцениваем их заслуги перед обществом. Следовательно, честь — это общественное признание достоинств лично­сти, ее авторитета.

С честью связано представление о достоинстве. До­стоинство — это, с одной стороны, совокупность соци­ально значимых качеств, которые соответствуют запро­сам и требованиям общества, предъявляемым к людям, а с другой стороны, это самооценка человеком социаль­ной значимости своей личности (чувство собственного достоинства).

Чувство собственного достоинства основано на осо­знании человеком моральной ценности своих поступков и качеств, неприятии всего того, что унижает его, обед­няет как личность. Честь и личное достоинство граждан в нашей стране охраняются законом.

Содержание понятий о чести и достоинстве в ходе исторического развития претерпевало большие измене­ния. Пожалуй, ни одно из моральных понятий не имело такого ярко выраженного сословно-классового характе­ра, как понятие чести. Поня­тие «честь» предполагает стремление человека поддер­живать свою репутацию, престиж, добрую славу той со­циальной общности, к которой он принадлежит.

Педагогическая мораль осуждает честолю­бие и тщеславие. Это обусловлено в первую очередь тем, что педагогическая деятельность предполагает коллек­тивные усилия для достижения цели.

Честь и достоинство в педагогической этике — поня­тия, выражающие не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

Отсутствие у педа­гога профессиональных достоинств уже само по себе свидетельствует о наличии профессиональных недостат­ков, хотя не означает отсутствия человеческих до­стоинств вообще. Плохой учитель математики может оказаться, например, хорошим бухгалтером, несостояв­шийся учитель физики — отличным наладчиком и т. п.

ü Профессиональные достоинства тесно связаны с профес­сиональным мастерством, с одной стороны, и с добросо­вестным отношением к выполнению профессионального долга, с другой.

ü Честь, почет и слава учителя — это общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессио­нального долга. Следовательно, категории чести и до­стоинства тесно связаны с категорией долга.

Чрезвычайно важно правильное понимание как индиви­дуальной педагогической чести, так и чести педагогиче­ского коллектива. К чему приводит неправильно понятая, сущность борьбы за честь педагогического коллектива и неправильно понятая сущность личной профессиональ­ной чести педагога, можно показать на многих примерах из школьной жизни. Это и сознательное завышение оце­нок учащимся, и бурная «деятельность» накануне и во время инспекторских проверок, и массовые воспитатель­ные мероприятия ради «галочки» в отчете, и многое дру­гое, что создает атмосферу круговой поруки и служит так называемой защите «чести мундира».

Честь в педагогической морали специфична еще и потому, что она выражает ту меру уважения, которой пользуется учитель не только в коллективе педагогов, но и среди учащихся, их родителей. Уважение учителем личного достоинства ученика — важнейшее условие признания его собственного достоинства в среде воспи­танников. Повинуясь своему профессиональному долгу, педагог обязан формировать у учащихся чувство чести и достоинства, что требует от него максимума уважения к ним в сочетании с высокой требовательностью и дове­рием.

4. Педагогическая совесть

Совесть можно рассматривать, как естественный процесс усвоения индивидом законов и моральных пред­писаний общества. Осознание этих законов и предписа­ний становится внутренним требованием индивида к са­мому себе и выступает как голос совести.

В педагогиче­ской этике рассматривается специфическое содержание профессиональной совести.

Совесть — это, образно гово­ря, общественный представитель в сознании учителя, строго контролирующий соблюдение им нравственных предписаний, вытекающих из профессионального педаго­гического долга.

Разин А.В.Этика: Учебник для вузов.— М.: Академический Проект, 2003.— 624 с.— («Gaudeamus»)   Выражения «спокойная совесть», «чистая совесть» относятся, с нашей точки зрения, к поведению, вклю­чающему обычные стандарты общества, относящиеся к личному поведению. Сюда включается требование быть полезным для общества, работать не только на соб­ственное благо, но и на благо других людей, выполнять требования, следующие из необходимости особого ис­торического периода, например, из необходимости защищать свою родину во время войны.

 

Совесть — это внутренний регулятор поведения чело­века. Ее основой является веление глубоко осознанного общественного долга. Педагогическая совесть побуждает учителя учить, воспитывать и просвещать людей, исполь­зуя свои знания, опыт и способности. Учитель делает все от него зависящее, предписанное и непредписанное педа­гогическими инструкциями, чтобы результат образова­ния и воспитания был максимально высоким. С овесть— это саморегулятор педагогической ориентации учителя. По ней сверяется соответствие поступков учителя педа­гогическому идеалу.

У учителя, который не имеет педагогического при­звания, который не может дать того, чего ожидают от него ученики, общество, который работает ради обеспе­чения своего существования, совесть нечистая.

Педагогическая совесть велит учителю забывать о мелких обидах, причиненных воспитанниками, и самым строгим судом судить себя за те изъяны в обучении и воспитании, которые обнаруживаются в знаниях и пове­дении учеников. Если добросовестность токаря может проверить ОТК, то добросовестность учителя, как пра­вило, под его собственным контролем. Учитель может провести в присутствии инспектора районо заранее от­репетированный с детьми урок, и инспектор этого не об­наружит. Вот почему предельная честность и порядоч­ность — мерило педагогической совести.

Педагогическая совесть многообразна в своем кон­кретном проявлении:

Ø она удерживает от антипедагогиче­ских действий,

Ø не дает покоя, если, несмотря на все ста­рания, ребенок плохо учится или его поведение противо­речит общественным нормам,

Ø заставляет бросить личные дела и идти во внеурочное время к нему домой.

Педагогическая совесть стимулирует развитие осо­бой педагогической интуиции. Учителю важно не только разумом постичь, но и сердцем прочувствовать свои про­махи и ошибки.

ü Собственная оплошность или промах товарища по работе порой вызывает у учителя чувство стыда. Стыд, как говорил К. Маркс,— это гнев, обращенный внутрь себя. Специфика этого чувства в педагогической морали в том, что оно имеет активный характер. Настоящий учи­тель всегда переживает стыд по поводу бестактности, до­пущенной его воспитанниками и коллегами. Этот внут­ренний гнев, освещенный желанием поднять выше, сде­лать чище человека, совершившего недобрый поступок, оказывает большое эмоциональное воздействие на уча­щихся. Стыд — это нравственный барометр совести. У воспитанного человека он всегда реагирует на отступление от моральных норм.

ü Совесть учителя является выражением его внутренней этической культуры. Как отражение личного отношения к собственным поступкам она носит действенный харак­тер и активно влияет на формирование представлений детей о трудовой совести и чести. Поэтому совесть учи­теля должна быть чистой и неподкупной, чтобы он имел моральное право пресекать недостойное поведение других.

ü Специфика педагогического труда побуждает учите­ля быть под постоянным личным контролем, смотреть на себя со стороны глазами учащихся, их родителей. Об­остренное чувство ответственности учителя за свои по­ступки порождено тем, что он проектирует личность, ко­торой принадлежит будущее. Он отдает себя на суд тем, кто через 20—30 лет займет ключевые позиции в сфере материального и духовного производства, Ох того, как он будет работать, жить и учить жизни своих сегодняш­них воспитанников, зависит, станет он для них маяком, по которому они будут сверять свой нравственный ком­пас, или пройдет через их жизнь серой и безымянной тенью. Поэтому любая сделка учителя с совестью — опасное явление не только для тех, кто его окружает, но и для всего общества.

ü Педагогическая совесть — это сознание учителем от­ветственности не только за свои поступки, поведение, но также за поступки, поведение и будущую деятельность тех, кого он призван подготовить к честному жизненному пути.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: