В понятии чести раскрывается отношение человека к самому себе (чувство чести) и отношение к нему со стороны общества, коллектива. Честь — это признание обществом заслуг личности. Чествуя людей, отдавая им почести за трудовые или ратные дела, мы тем самым обнародуем уважение к их достоинствам, высоко оцениваем их заслуги перед обществом. Следовательно, честь — это общественное признание достоинств личности, ее авторитета.
С честью связано представление о достоинстве. Достоинство — это, с одной стороны, совокупность социально значимых качеств, которые соответствуют запросам и требованиям общества, предъявляемым к людям, а с другой стороны, это самооценка человеком социальной значимости своей личности (чувство собственного достоинства).
Чувство собственного достоинства основано на осознании человеком моральной ценности своих поступков и качеств, неприятии всего того, что унижает его, обедняет как личность. Честь и личное достоинство граждан в нашей стране охраняются законом.
Содержание понятий о чести и достоинстве в ходе исторического развития претерпевало большие изменения. Пожалуй, ни одно из моральных понятий не имело такого ярко выраженного сословно-классового характера, как понятие чести. Понятие «честь» предполагает стремление человека поддерживать свою репутацию, престиж, добрую славу той социальной общности, к которой он принадлежит.
Педагогическая мораль осуждает честолюбие и тщеславие. Это обусловлено в первую очередь тем, что педагогическая деятельность предполагает коллективные усилия для достижения цели.
Честь и достоинство в педагогической этике — понятия, выражающие не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.
|
Отсутствие у педагога профессиональных достоинств уже само по себе свидетельствует о наличии профессиональных недостатков, хотя не означает отсутствия человеческих достоинств вообще. Плохой учитель математики может оказаться, например, хорошим бухгалтером, несостоявшийся учитель физики — отличным наладчиком и т. п.
ü Профессиональные достоинства тесно связаны с профессиональным мастерством, с одной стороны, и с добросовестным отношением к выполнению профессионального долга, с другой.
ü Честь, почет и слава учителя — это общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга. Следовательно, категории чести и достоинства тесно связаны с категорией долга.
Чрезвычайно важно правильное понимание как индивидуальной педагогической чести, так и чести педагогического коллектива. К чему приводит неправильно понятая, сущность борьбы за честь педагогического коллектива и неправильно понятая сущность личной профессиональной чести педагога, можно показать на многих примерах из школьной жизни. Это и сознательное завышение оценок учащимся, и бурная «деятельность» накануне и во время инспекторских проверок, и массовые воспитательные мероприятия ради «галочки» в отчете, и многое другое, что создает атмосферу круговой поруки и служит так называемой защите «чести мундира».
Честь в педагогической морали специфична еще и потому, что она выражает ту меру уважения, которой пользуется учитель не только в коллективе педагогов, но и среди учащихся, их родителей. Уважение учителем личного достоинства ученика — важнейшее условие признания его собственного достоинства в среде воспитанников. Повинуясь своему профессиональному долгу, педагог обязан формировать у учащихся чувство чести и достоинства, что требует от него максимума уважения к ним в сочетании с высокой требовательностью и доверием.
|
4. Педагогическая совесть
Совесть можно рассматривать, как естественный процесс усвоения индивидом законов и моральных предписаний общества. Осознание этих законов и предписаний становится внутренним требованием индивида к самому себе и выступает как голос совести.
В педагогической этике рассматривается специфическое содержание профессиональной совести.
Совесть — это, образно говоря, общественный представитель в сознании учителя, строго контролирующий соблюдение им нравственных предписаний, вытекающих из профессионального педагогического долга.
Разин А.В.Этика: Учебник для вузов.— М.: Академический Проект, 2003.— 624 с.— («Gaudeamus») Выражения «спокойная совесть», «чистая совесть» относятся, с нашей точки зрения, к поведению, включающему обычные стандарты общества, относящиеся к личному поведению. Сюда включается требование быть полезным для общества, работать не только на собственное благо, но и на благо других людей, выполнять требования, следующие из необходимости особого исторического периода, например, из необходимости защищать свою родину во время войны. |
|
Совесть — это внутренний регулятор поведения человека. Ее основой является веление глубоко осознанного общественного долга. Педагогическая совесть побуждает учителя учить, воспитывать и просвещать людей, используя свои знания, опыт и способности. Учитель делает все от него зависящее, предписанное и непредписанное педагогическими инструкциями, чтобы результат образования и воспитания был максимально высоким. С овесть— это саморегулятор педагогической ориентации учителя. По ней сверяется соответствие поступков учителя педагогическому идеалу.
У учителя, который не имеет педагогического призвания, который не может дать того, чего ожидают от него ученики, общество, который работает ради обеспечения своего существования, совесть нечистая.
Педагогическая совесть велит учителю забывать о мелких обидах, причиненных воспитанниками, и самым строгим судом судить себя за те изъяны в обучении и воспитании, которые обнаруживаются в знаниях и поведении учеников. Если добросовестность токаря может проверить ОТК, то добросовестность учителя, как правило, под его собственным контролем. Учитель может провести в присутствии инспектора районо заранее отрепетированный с детьми урок, и инспектор этого не обнаружит. Вот почему предельная честность и порядочность — мерило педагогической совести.
Педагогическая совесть многообразна в своем конкретном проявлении:
Ø она удерживает от антипедагогических действий,
Ø не дает покоя, если, несмотря на все старания, ребенок плохо учится или его поведение противоречит общественным нормам,
Ø заставляет бросить личные дела и идти во внеурочное время к нему домой.
Педагогическая совесть стимулирует развитие особой педагогической интуиции. Учителю важно не только разумом постичь, но и сердцем прочувствовать свои промахи и ошибки.
ü Собственная оплошность или промах товарища по работе порой вызывает у учителя чувство стыда. Стыд, как говорил К. Маркс,— это гнев, обращенный внутрь себя. Специфика этого чувства в педагогической морали в том, что оно имеет активный характер. Настоящий учитель всегда переживает стыд по поводу бестактности, допущенной его воспитанниками и коллегами. Этот внутренний гнев, освещенный желанием поднять выше, сделать чище человека, совершившего недобрый поступок, оказывает большое эмоциональное воздействие на учащихся. Стыд — это нравственный барометр совести. У воспитанного человека он всегда реагирует на отступление от моральных норм.
ü Совесть учителя является выражением его внутренней этической культуры. Как отражение личного отношения к собственным поступкам она носит действенный характер и активно влияет на формирование представлений детей о трудовой совести и чести. Поэтому совесть учителя должна быть чистой и неподкупной, чтобы он имел моральное право пресекать недостойное поведение других.
ü Специфика педагогического труда побуждает учителя быть под постоянным личным контролем, смотреть на себя со стороны глазами учащихся, их родителей. Обостренное чувство ответственности учителя за свои поступки порождено тем, что он проектирует личность, которой принадлежит будущее. Он отдает себя на суд тем, кто через 20—30 лет займет ключевые позиции в сфере материального и духовного производства, Ох того, как он будет работать, жить и учить жизни своих сегодняшних воспитанников, зависит, станет он для них маяком, по которому они будут сверять свой нравственный компас, или пройдет через их жизнь серой и безымянной тенью. Поэтому любая сделка учителя с совестью — опасное явление не только для тех, кто его окружает, но и для всего общества.
ü Педагогическая совесть — это сознание учителем ответственности не только за свои поступки, поведение, но также за поступки, поведение и будущую деятельность тех, кого он призван подготовить к честному жизненному пути.