I. Тема очерка — люди с тяжелыми заболеваниями
III. Приемы поэтики
IV. https://www.forbes.ru/forbes-woman/383113-torzhestvo-zhizni-istorii-lyudey-stolknuvshihsya-s-tyazheloy-boleznyu-i
Уровни текста | Приемы поэтики | Разновидность приема | Цитата из текста (первая фраза) | |
Образ автора | Определить позицию: автор – участник, автор-наблюдатель, автор-комментатор, автор-повествователь. | Автор -наблюдатель | Нэнси Эндрюс, двадцатилетняя студентка, изучающая искусствоведение, собиралась проверить зрение и подобрать новые очки. С деньгами у нее было туго | |
Социальные роли: профессиональные, возрастные, межличностные, гражданские и т.д. | Профессиональные | Молодой врач окинул пациентку взглядом, обратил внимание на ее чересчур стройное телосложение, длинные пальцы и гибкие запястья | ||
Формы присутствия: от 1-го лица, от 3-го лица, от обобщенного мы (разные степени включения в материал) | От 1-го и 3-го лица (герой и автор) | — Это совсем другое, — возразила она. — Вы же только что сказали мне, что у меня в груди заложена бомба с часовым механизмом. | ||
Хронотоп | 1.Сюжет – внутренний стержень повествования (основная идея развития действия: например, в течение очерка герой преодолевает свой страх или меняется, или меняется отношение автора к герою) | Основная линия: девушка узнает о тяжелом хаболевании, избегает смерти, преодолевает множество трудностей и, наконец, возвращается к обычной жизни | Более того, появилась надежда на эффективное лечение. Нэнси пошла к психотерапевту и начала терапию, которая длилась не один год. | |
2.Композиция (посмотреть определения типов композиции в учебном пособии). | Повествование | |||
3.Система персонажей | Главный герой и второстепенные персонажи | |||
4.Пейзаж | Городской | |||
5.Описание места действия | Американский город, начало восьмидесятых | Это случилось в Балтиморе в начале восьмидесятых | ||
6.Деталь (помимо примера, определить тип) | ||||
7.Приемы создания образа героя: | Краткое описание в начале очерка. В основном, социальное положение и материальный статус | Нэнси Эндрюс, двадцатилетняя студентка, изучающая искусствоведение, собиралась проверить зрение и подобрать новые очки. С деньгами у нее было туго, и она отправилась в офтальмологическую клинику Университета Джонса Хопкинса, где больных принимали врачи-стажеры всего за $30 | ||
7.1.Речевая характеристика (монолог героя, диалоги, внутренняя речь героя) А.Манера речевого поведения (темп речи, громкость, тембр, яркая артикуляция, повтор, интонирование) Б.. Особенности произношения (картавость, акцент, диалектизмы в произношении) В. Особенности лексики (диалектизмы, слэнг, неологизмы, профессионализмы и т.д.) Г. Особенности синтаксиса (парадоксальность, афористичность, обрывочность фраз или длинные предложения и т.д.) Д.. Повтор слова или фразы в разных репликах героя (Пример: Помнишь, Марин?) | В основном, короткие фразы, отражающие внутреннее состояние главной героини. | |||
7.2 Портретная характеристика | Подозрение врача-офтальмолога подтвердилось: у Нэнси был синдром Марфана. А ведь Нэнси чувствовала себя совершенно здоровой и вела активный образ жизни! По городу она передвигалась на велосипеде, а на оплату учебы подрабатывала мытьем посуды в ресторане. И вот оказалось, что ее крепкое здоровье — всего лишь иллюзия. | |||
7.3. Поступки героя | Борьба с заболеванием | Она встала и прошлась, потом снова села, но боль не прошла, а, наоборот, стала сильнее. Эта боль отличалась от обычной боли в спине. — Кажется, у меня расслоение аорты, — сказала Нэнси дежурному приемной. — Вы не могли бы вызвать скорую? | ||
7.4. Эмоциональные реакции | Страх, отчаянность | Седативные препараты в крови успокаивали организм, но не мозг. Мысли Нэнси метались в поиске объяснений необъяснимому. Она находилась то в трюме корабля, то на дне глубокого колодца. | ||
7.5. Прямая характеристика героя (авторские характеристики, в то числе метафоры, сравнения, оценки) | В двадцать с небольшим она стала художницей, играла на скрипке и пела в группе авангардного перформанса. Днем она работала продюсером больничного телевизионного канала, где вела такие программы, как, например, лото для госпитализированных детей. Шли годы, у Нэнси пробудился интерес к экспериментальному кино, что побудило ее переехать из Балтимора в Чикаго, где она получила ученую степень и начала преподавать в Университете штата Мэн. Прошло 20 лет. | |||
Ассоциативный уровень | 1.Подтекст: цитаты, ссылки на литературные и исторические персонажи, разнообразные фразеологизмы. 2.Контекст: указание связей текста с предыдущими произведениями по этой теме (например, о герое очерка) или с текстами этого жанра. | |||
Интонационно-речевой | Приемы речевой оценки: Лексика (эпитеты, эпитеты, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, сравнение, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраза, заимствования, лексическая сочетаемость). В фельетоне усиливается роль приемов речевой игры (+парадокс, авторские неологизмы и т.д.) В эссе – велика роль метафоры и сравнения. Синтаксический уровень (антитеза, анафора, эпифора, градация, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, парцелляция). Стилистика (просторечия, жаргонизмы, стилистический контраст – в фельетоне; сочетание научного, публицистического и разговорного стилей в эссе, особые стилистические решения при создании образа героя в очерке). | Эпитеты, сравнение, синекдоха, гипербола | И явится смерть под маской сильной боли в пояснице. Седативные препараты в крови успокаивали организм, но не мозг. Приходивших к ней друзей она просила стряхнуть с лиц насекомых. |