Специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности и называются конкурсными программами.




Конечно, под это определение попадают и спортивные соревнования, и интеллектуально-познавательные игры. Их также можно назвать конкурсными программами. Но соревнования в физических возможностях и эрудиции имеют определенную организационную специфику и традиционно воспринимаются как самостоятельные формы работы.

Круг конкурсных программ исключительно широк. Так как конкурсные программы – это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, то практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть профессиональная деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал, при которой создаются разнообразные вещи, предметы, а также произведения искусства, литературы.

Поскольку цель такого соревнования – сравнение уровней мастерства участников, поскольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков, конкурсная программа позволяет ребенку:

· сформировать адекватную самооценку;

· развить волевые качества;

· самоопределиться в мире увлечений;

· воспитать свой эстетический вкус;

Но эти воспитательно-развивающие возможности конкурсных программ могут остаться нереализованными, что происходит при безграмотной организации конкурсов.

Организация конкурсных программ процесс многоэтапный, предусматривающий учет многих деталей.

В любом случае организация конкурсной программы должна начаться с принятия решения о проведении конкурса. А прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в этом конкурсе. Исходить при этом следует не столько из потенциального желания детей – такое желание можно сформировать, сколько из распространенности в детской среде того вида деятельности, который лежит в основе конкурса. Например: организовать конкурс юных фотолюбителей в школе, где всего 3-4 человека увлекаются фотоделом – не самое умное решение. И уж если организатору очень хочется провести такой конкурс, он должен сначала, как минимум, организовать фотокружок и сделать его популярным среди детей. Именно в неверном изначальном решении часто кроется причина неуспеха многих конкурсных программ.

После того, как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:

1. придумать конкурсу яркое название;

2. сформулировать конкурсные задания;

3. разработать условия и критерии конкурса

К сожалению, организаторы порой не уделяют должного внимания названиям мероприятий. Между тем привлекательное название может многократно повысить интерес детей к предстоящему конкурсу и вызвать у них желание участвовать.

Но при всей значимости названия более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные задания, они определяют, что нужно сделать, в чем участники будут соревноваться. Соревноваться «ни в чем» просто нельзя.

Количество конкурсных заданий в программе зависит от ви­да конкурсной деятельности. В конкурсе на лучшее сочинение задание одно. В конкурсе юных оружейников может быть десять заданий. Но сколько бы заданий ни было, все они должны соот­ветствовать идее конкурсной программы и возрасту ребенка.

Например, задание «сочините какое-нибудь стихотворение» очень трудно выполнить из-за его расплывчатости, неопределен­ности. Еще труднее оценить то, что, возможно, получится: если один ребенок сочинил двустишие-дразнилку, а второй — сонет о любви, они оба в равной степени справились с заданием в той его формулировке, которая была предложена. Задания «начисти­те картошки» или «пришейте пуговицу» во время соревнования будущих защитников родины среди старшеклассников не вызо­вут особого энтузиазма у участников, ибо они, как минимум, просто банальны, а как максимум, не соответствуют идее защи­ты, служения Родине. Задание «нарисовать комикс на тему «Как делают жевательную резинку» просто невыполнимо, так как дети элементарно не знакомы с технологией этого процесса. К сожа­лению, подобные некорректные задания очень часто предлага­ются детям организаторами конкурсных программ. И, к сожалению, при объявлении заданий организаторы час­то не объясняют условия их выполнения, не задают критерии, по которым будут оцениваться результаты. В зависимости от со­держания конкурсных программ в условия могут входить или не входить такие пункты:

· время на подготовку конкурсного задания;

· срок предварительной демонстрации подготовленного ре­зультата;

· размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах и т. д.);

· возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;

· возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и пр.;

· перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т.д.

Также должны быть оговорены условия, связанные с техни­кой безопасности, и особые условия, отражающие особенности жанра или технологии. Условия конкурса обязательно должны быть зафиксированы в письменном виде.

А итогом всей предварительной работы должно стать Поло­жение о конкурсе, в котором указываются название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объяв­ляется о награде победителю.

После того как Положение составлено, работа организатора должна быть направлена на решение сразу нескольких задач.

Во-первых, организатор должен найти будущих участников конкурса. Одни конкурсные программы предполагают индивиду­альное участие, другие — наличие команд. Не бывает кон­курсов без участников. А их может действительно не оказаться, если не организовать рекламно-разъяснительную кампанию. Во время этой кампании можно применять как массовую, так и ин­дивидуальную работу, можно использовать приглашения, лис­товки, стенды, радио, телевидение — выбор средств зависит от масштабности конкурса и от традиций каждой конкретной шко­лы. Главное — сделать так, чтобы ребята захотели участвовать в конкурсной программе и чтобы желающих было много.

Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии мате­риалов и инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурса. Возможно, что материальное обеспечение должен взять на себя сам участник, но в этом случае данный вопрос должен быть оговорен в условиях конкурсной программы. Например: «Участники конкурса рисун­ков на асфальте должны явиться в назначенное время и место со своим мелом!» И, разумеется, не всегда целесообразно переклады­вать заботу о необходимом реквизите на плечи детей. Дети могут просто отказаться от участия в конкурсе из-за отсутствия у них того или иного материала или инструмента. А кроме того, подоб­ная ситуация ставит детей в прямую зависимость от материальных возможностей родителей. Девочка, которой на заказ сшили очень красивое бальное платье, заранее имеет преимущество перед де­вочкой, чья мама не может позволить себе таких расходов, при этом уровень танцевального мастерства обеих девочек может быть равным. Нужно, чтобы исход конкурса зависел в большей степени от таланта и упорства ребенка и в меньшей степени — от возмож­ности материального обеспечения его работы.

В-третьих, организатор должен пригласить для оценки ре­зультатов конкурсной работы компетентное жюри. В отличие от спортивных соревнований и эрудиционов, где победитель опре­деляется по количественным показателям (время, расстояние, число правильных ответов), в конкурсных программах для опре­деления победителя используются качественные показатели (изящество, остроумие, находчивость и т.д.). Поскольку понима­ние этих категорий у разных людей разное, постольку абсолютно объективной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса.

Но, тем не менее, существуют способы снизить эту опасность. Для этого нужно:

1. Никогда не доверять судейство в конкурсной програм­ме одному человеку, число членов жюри должно быть от 3-х до 7-ми человек.

2. Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собст­венного опыта в деятельности, которую предстоит оценить.

3. Никогда не полагаться на людей, лично заинтересован­ных в результате.

Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки. Главное - сделать так, чтобы судейство не стало причиной возможных конфликтов и детских обид.

И в-четвертых, организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда участников.

Подготовительный этап конкурсной программы должен за­вершиться демонстрацией конечных продуктов деятельности. Как правило, демонстрация проходит в виде выставки работ или в виде показательного выступления на сцене или другой специ­ально оборудованной площадке. Только в некоторых случаях (например, конкурс на лучшее сочинение или конкурс на луч­ший перевод) результат публично не демонстрируется. Этап де­монстрации результатов должен стать ярким эмоциональным со­бытием в жизни ребенка-конкурсанта. К сожалению, так бывает не всегда.

Порой организаторы отказываются от выставки, и детские поделки видит только жюри, которое затем объявляет свои оценки. Вместо концерта-шоу иногда проходят выступления со­листов и коллективов в зале, где присутствуют только члены жюри и коллеги-конкурсанты. При таком подходе воспитатель­ный потенциал конкурсных программ многократно снижается. Для детей, безусловно, значим момент объявления о распределе­нии мест, но еще более значимо для них внимание со стороны ровесников и взрослых к их творчеству и труду. Без зрителей, без аплодисментов, без оформленного места проведения конкур­са-выставки или конкурса-концерта почувствовать это внимание невозможно. Поэтому организатор на финальном этапе своей работы должен решить десятки организационно-содержательных вопросов:

Ø как пригласить зрителей;

Ø когда провести предварительный просмотр;

Ø кого пригласить ведущим;

Ø как оформить помещение;

Ø где посадить жюри;

Ø на чем расположить экспонаты;

Ø как организовать церемонию открытия;

Ø какую подобрать музыку;

Ø во что будут одеты участники;

Ø где жюри будет обсуждать итоги;

Ø кто будет вручать призы;

Ø как будет проходить ритуал награждения и многое другое.

Точку в проведении конкурсной программы можно поста­вить лишь после того, как будет проведен анализ планов и ре­зультатов.

Вопросы.

1. Какие виды массовых мероприятий вы знаете?

2. Назовите их основные отличия.

3. Алгоритм создания массовых мероприятий.

4. Приведите примеры массовых мероприятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: