Игры на развитие мелкой моторики




Эти игры, сопровождаемые несложной ритмической речью, способствуют развитию движений кистей и пальцев рук. Упражнения кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга.

«Вагончики поехали, поехали тук-тук-тук»

Воспитатель садится вместе с детьми за стол и предлагает поиграть в поезд. Он ставит на стол сжатые в кулак кисти рук и говорит: «Послушайте, как едет поезд». Педагог начинает медленно постукивать кулаками по столу, сопровождая каждый удар словом «тук». Затем предлагает малышам повторить движения. Дети начинают стучать кулачками вместе со взрослым, который приговаривает: «Вагончики поехали, поехали, поехали… тук-тук-тук». Постепенно педагог ускоряет темп игры.

«Гуси»

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли гуси: мама-гусыня и ее детки – гусята. Педагог изображает гусыню: сжимает вместе четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец), а большой палец прижимает к ним снизу. Получается щепотка.

Воспитатель говорит малышам: «Это мама-гусыня, а вы будете гусятами». Педагог помогает детям сложить пальчики щепоткой и продолжает: «Дети гуляли с мамой и разбежались. Она стала их звать. Гусята услышали маму и откликнулись: „Га-га-га“».

Взрослый опускает сложенную кисть и говорит: «Где мои гусята?» Дети отвечают: «Га-га-га», – и так же опускают кисти рук. «Есть хотите?» – продолжает педагог. «Да-да-да!» – отвечают дети и снова опускают кисти рук.

Игру можно усложнить, предложив детям выводить на прогулку двух гусят. В этом случае малыши изображают гусят двумя руками.

«Кулачки-ладошки»

Воспитатель читает стихотворение и показывает соответствующие движения руками. Малыши повторяют движения и по возможности слова педагога.

Есть у любого два кулачка.

(Воспитатель сжимает кулаки,

сгибает руки в локтях и поднимает их вверх.)

Хлопнул один по другому слегка.

(Слегка ударяет одним кулаком по другому.)

Ну а ладошки не отстают.

(Разжимает пальцы.)

Следом за ним весело бьют.

(Соединяет основания ладоней и

начинает хлопать таким образом, чтобы пальцы

соприкасались друг с другом.)

Кулачки быстрее бьют, (

Быстро ударяет одним

кулаком по другому.)

До чего стараются!

И ладошки тут как тут,

(Быстро хлопает в ладоши.)

Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться,

(Еще быстрее ударяет

одним кулаком по другому.)

Громко хлопать стали.

А ладошки-баловницы

Тоже не отстали.

(Еще быстрее хлопает в ладоши.)

«Как живешь?»

Воспитатель задает вопросы и жестами отвечает на них, каждый раз говоря: «Вот так!» Дети повторяют движения и слова педагога.

– Как живешь?

– Вот так!

(Воспитатель сжимает кулак

и поднимает большой палец вверх.)

– А плывешь?

– Вот так!

(Вытягивает руки вперед, прижав пальцы

друг к другу, и совершает круговые движения кистями.)

– Машешь вслед?

– Вот так!

(Машет кистями рук.)

– Ждешь обед?

– Вот так!

(Подпирает кулаком подбородок.)

– А шалишь?

– Вот так!

(Надувает щеки и ударяет по ним ладонями.)

«Две сороконожки»

Воспитатель сопровождает чтение стихотворения соответствующими движениями. Дети повторяют действия педагога.

Две сороконожки бежали по дорожке. (Воспитатель

поворачивает ладони друг к другу и начинает

беспорядочно и энергично двигать пальцами.)

Друг друга повстречали.

Друг друга обнимали. (Последовательно зацепляет

пальцы одной руки за пальцы другой руки.)

Друг друга целовали. (Сцепляет пальцы рук.)

«Пальчики здороваются»

Воспитатель предлагает детям поиграть. Он говорит: «Жили-были братья-пальчики. Вот они», – показывает ладони с раздвинутыми пальцами. «Каждое утро они здоровались. Вот так», – поочередно прикасается пальцами к большому пальцу (сначала на одной руке, потом на другой), говоря «здравствуй». «И так», – педагог приближает ладони друг к другу и подушечками пальцев одной руки по очереди касается пальцев другой руки.

Эти движения можно варьировать:

– прикасаться по очереди разными пальцами правой руки к одному пальцу левой (и наоборот);

– соприкасаться парами (большой палец одной руки с большим пальцем другой руки, указательный с указательным и т. д.);

– прикасаться разными пальцами одной руки к пальцам другой руки.

«Соревнование жучков»

Предварительно на прогулке воспитатель вместе с детьми наблюдает за жучками, рассматривает жуков на картинках в книжках. Педагог обращает внимание малышей на то, что жучки ползают по земле, деревьям, скамейкам и другим поверхностям, что одни жучки ползают быстрее, другие медленнее.

Воспитатель говорит детям: «Давайте поиграем в жучков. Вот это мой жук. Смотрите, как он умеет бегать», – перебирая пальцами по полу или по столу, педагог показывает, как ползает жук (сначала медленно, потом быстро). Затем малыши изображают жучков (сначала одной рукой, потом другой, затем – обеими руками). При необходимости воспитатель помогает.

Далее педагог предлагает устроить соревнования жучков. Он сажает двух-трех малышей за стол, ставит в центр стола пирамидку (это дерево) и просит «жучков» добежать до дерева. Кто первый добежит – тот победит.

В следующий раз можно поиграть в лошадок, предложив малышам постукивать пальчиками по столу и цокать языком.

«Цветы»

Воспитатель говорит детям: «Цветы очень любят солнышко и раскрываются только тогда, когда оно светит. А когда наступает ночь, цветочки закрываются. Вот так. (Педагог складывает пальцы щепоткой.) Наступило утро. Взошло солнышко. Цветочки стали просыпаться и раскрывать свои лепестки. (Взрослый медленно раздвигает пальцы.) Но вот наступил вечер. Солнышко ушло. Цветочки тоже стали засыпать. (Педагог вновь складывает пальцы щепоткой.)

Затем воспитатель предлагает детям показать, как раскрываются и открываются цветы. При необходимости он помогает малышам.

Игру можно усложнить, предложив малышам раскрывать «цветок», поочередно отводя пальцы, начиная с указательного, и закрывать его, поочередно сводя пальцы. Дети выполняют эти движения сначала одной, затем другой рукой, а потом двумя руками вместе.

«Вышли пальчики гулять»

Вышли пальчики гулять.

(Воспитатель «шагает» по

столу указательным и средним пальцами.)

Стали весело плясать.

(Поднимает согнутые в локтях

руки, ладони поворачивает друг к другу и начинает

беспорядочно двигать пальцами.)

Вдруг собачку увидали.

Она громко лает,

Пальчики пугает.

Пальчики сбежались,

В кулачки все сжались.

(Сжимает кулаки.)

Кулачки стучали,

Собачку испугали.

(Стучит кулаками по столу.)

Ну а пальчики опять

Стали дружно танцевать.

(Совершает беспорядочные

движения пальцами.)

Поплясали, поплясали,

Ох, как быстро мы устали.

(Опускает кисти рук.)

«Капуста»

Воспитатель читает стихотворение и показывает соответствующие движения. Малыши повторяют движения.

Мы капусту рубим, рубим.

(Воспитатель совершает

рубящие движения ладонями.)

Мы капусту солим, солим.

(«Солит» щепоткой.)

Мы капусту жмем, жмем.

(Располагает кисти рук горизонтально

и начинает сжимать и разжимать кулаки.)

Темп игры можно менять.

 


Список литературы

Ветрова В.В. Ладушки: Песенки, стишки, потешки, считалки, загадки и игры для детей до трех лет. – М.: Знание, 1994.

Гришвина А.В., Пузыревская Е.А., Сочеванова Е.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. – М.: Просвещение, 1988.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Игры и упражнения дидактические. – М.: БукМастер, 1993.

Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления (1–3 года). – М.: Мозаика-Синтез, 2003.

Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников/Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Психотерапевт, 2001.

Сацко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши! Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2–3 лет. – СПб., 2001.

Ушакова О.С. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М., 2004.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: