1. диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы;
2. мотивация и организация учебной деятельности учащихся;
3. действие средств обучения (или собственно процесс обучения);
4. конроль качества усвоения материала.
В.М.Монахов
1. целеполагание как проектирование одной общей цели и множества частных задач;
2. диагностика как установление факта достижения или недостижения конкретной микроцели (задачи);
3. дозирование заданий как решение вопроса о том, сколько упражнений должен сделать самостоятельно ученик;
4. логическая структура технологии;
5.коррекция учебного процесса, как построение пути выведения учеников, не прошедших диагностику, на уровень стандарта.
В.А.Пятин, И.Я.Яцукова
1. диагностическое целеобразование и результативность,
2. экономичность, которая выражает качество технологии, позволяет достигнуть запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
3. алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость, отражающие различные стороны воспроизводимости образовательных технологий;
4. корректируемость, предполагающая возможность постоянной обратной связи, постоянно ориентированной на четко определенные цели;
5. визуализация, затрагивающая вопросы применения различной аудиальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и пособий.
В.В. Гузеев
1. представление о результатах обучения (представления о том, что мы хотим получить в конце обучения);
2. текущая диагностика и прогнозирование развития ученика;
3. модели обучения (методы, формы, средства и приемы обучения);
4. выбор или построение модели обучения, необходимой для конкретных условий.
Компоненты образовательных технологий наглядно демонстрируют то, что каждому технологическому звену, цепочке, приему нужно найти свое место в процессе обучения. На основе перечисленных компонентов может быть описана любая технология.
Г.К. Селевко выделяет 12 обобщенных групп технологий, в каждой из которых выделены определенные классы педагогических технологий. Например:
• по уровню применения: общепедагогические; частнопредметные, отраслевые; локальные, модульные, узкометодические;
• по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические;
• по ориентации на личностные структуры: информационные технологии (ЗУНы), операционные (способы учебной деятельности), эмоционально-художественные и др.;
• по характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические и т.д.;
• по организационным формам: классно-урочные – альтернативные, индивидуальные – групповые, дифференцированное обучение;
• по преобладающему (доминирующему) методу: объяснительно-иллюстративные, развивающее обучение, проблемно-поисковые, информационные (компьютерные).
Академик В.П. Беспалько предложил классификацию педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося:
§ классическое лекционное обучение;
§ обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
§ система «консультант»;
§ обучение с помощью учебной книги,
§ система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;
§ компьютерное обучение;
§ система «репетитор» – индивидуальное обучение;
§ «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.
Ф.Я. Савельев рассматривает технологии обучения, обусловленные основополагающей концептуальной основой, образовательной парадигмой:
§ по направленности действия - технологии обучения учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей;
§ по целям обучения;
§ по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология – для гуманитарных, естественных, технических и других дисциплин;
§ по применяемым техническим средствам (по технической среде) – аудиовизуальные, видеотехнические, компьютерные и другие технологии;
§ по организации учебного процесса – индивидуальные, коллективные, смешанные;
§ по методической задаче – технология одного предмета, технология одного средства, технология одного метода.
В.В. Гузеев считает, что сегодня имеются четыре класса технологий:
• «традиционные методики» (технологии, созданные внутри частнометодического подхода): классический семинар и т.п.;
• модульно-блочные технологии;
• цельно-блочные технологии (лекционно-семинарские системы);
• интегральные технологии (технология проектного обучения и интегральная технология В.В. Гузеева).