По дисциплине «ОСНОВЫМАРКЕТИНГА»
Основные вопросы:
1. Понятия «маркетинг» и «менеджмент» в теории современного маркетинга-менеджмента.
2. Характеристика основных составляющих маркетинга.
3. Современные подходы к определению сущности маркетинга.
4. Социально-экономические и научно-технические предпосылки возникновения науки маркетинга.
5. Факторы, определяющие специфику маркетинговой деятельности предприятия.
6. Типы рынков и маркетинговая деятельность.
7. Концепция управления маркетингом и выбор маркетинговой стратегии.
8. Маркетинговые стратегии фирмы и специфика выбора стратегии в зависимости от целей маркетинга.
9. Роль маркетинга в рыночной экономике.
10. Методология и инструментарий маркетинга.
Семинар № 2. Процесс управления маркетингом. Стратегии маркетинга
Основные вопросы:
1. Понятие процесса управления маркетингом.
2. Основные составляющие процесса управления маркетингом.
3. Понятие стратегии маркетинга и их классификация.
4. Методология стратегического управления в маркетинге.
5. Роль анализа маркетинговой среды в стратегическом планировании.
6. Понятие миссии организации, цели и задачи стратегического планирования.
7. Сущность матрицы развития товара и рынка.
8. Конкурентная модель Портера.
9. Матрица Бостонской консалтинговой группы, воздействие рыночной стратегии на прибыль (PIMS).
10. Маркетинговая ориентация в построении организации.
Семинар № 3. Тема: Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации.
Основные вопросы:
1. Понятие маркетинговых исследований и их значение для предприятия.
2. Процесс организации и проведения маркетинговых исследований.
3. Виды маркетинговых исследований и их специфика.
4. Методология и методы маркетинговых исследований. Специфика социологических исследований.
5. Информационная система маркетинга: понятия, виды информации и их характеристика.
6. Система внутренней и внешней маркетинговой информации.
7. Роль руководителей структурных подразделений предприятия в информационном обеспечении маркетинга.
8. Понятие первичной информации и специфика ее сбора, анализа и представления.
9. Классификация вторичной информации и методы сбора вторичных данных.
10. Разбор практических задач (с участием преподавателя).
Семинар № 4. Тема: Товар и товарная политика в системе комплекса маркетинга. Управление ассортиментом.
Основные вопросы:
1. Основные положения товарной политики предприятия.
2. Товар и его свойства. Качество товара как фактор конкурентоспособности предприятия.
3. Конкурентоспособность товара и фирмы – залог ее успеха на рынке. Показатели конкурентоспособности.
4. Марка и марочная политика в системе маркетинговой деятельности. Формирование имиджа товара и фирмы.
5. Решения об упаковке и маркировке товара. Роль упаковки
6. Инновационная деятельность предприятия. Маркетинг инноваций.
7. Понятие жизненного цикла товара и характеристика его стадий.
8. Специфика применения инструментов маркетинга в зависимости от стадии жизненного цикла товара.
9. Ассортиментная стратегия предприятия и принципы ее разработки. Связь ассортиментной стратегии с инвестиционной политикой фирмы.
10. Решения о товарной номенклатуре
Семинар № 5. Тема: Цена и ценовая политика в системе комплекса маркетинга.
Основные вопросы:
1. Понятие цены, характеристика ценообразующих факторов.
2. Виды цен и особенности их применения на предприятии.
3. Ценовая политика предприятия в системе комплекса маркетинга. Психологические границы цен.
4. Метод ценообразования, основанный на издержках производства. Планирование нормы прибыли.
5. Ценовая политика предприятия в зависимости от поведения конкурентов и потребителей.
6. Особенности ценообразования, основанного на ощущаемой ценности товара.
7. Виды ценовых стратегий предприятия и их характеристика.
8. Стратегии ценообразования и принципы их разработки.
9. Ценовые дискриминации и их влияние на поведение потребителей.
10. Понятие «психологической цены» и маркетинговые трюки при установлении цен.
Семинар № 6. Тема: Сбыт и сбытовая политика в системе комплекса маркетинга.
Основные вопросы:
1. Понятие сбытовой политики предприятия в системе комплекса маркетинга. Роль системы сбыта в условиях рынка.
2. Каналы распределения: понятие, виды, положительные и отрицательные черты различных каналов распределения продукции.
3. Торговые посредники и их роль в системе распределения продукции.
4. Типы торговых посредников и характеристика их основных функций.
5. Основные факторы, влияющие на деятельность оптовой и розничной торговли. Взаимосвязь оптовых и розничных торговцев.
6. Новые методы и формы организации торговли в РФ, зарубежный опыт.
7. Франчайзинг и проблемы его применения в РФ.
8. Государственное регулирование торговой деятельности в РФ: проблемы и перспективы.
9. Особенности формирования системы товародвижения на предприятии.
Семинар № 7. Тема: Планирование, организация и контроль маркетинговой деятельности на предприятии
Основные вопросы:
1. Значение планирования на предприятии в условиях рыночной экономики и его роль в маркетинговой деятельности.
2. Система маркетинговых планов. Процесс и технология планирования маркетинга.
3. Бюджетирование и программирование в системе комплекса маркетинга.
4. Принципы организации маркетинговой деятельности на предприятии и особенности построения структуры службы маркетинга.
5. Организационные структуры маркетинга, их виды.
6. Роль руководителя в организации маркетинговой деятельности на предприятии.
7. Финансы и контроль в системе маркетинга.
8. Контроллинг в маркетинге, его отличие от системы контроля.
9. Оценка эффективности системы контроля маркетинговой деятельности.
10. Коммуникационный аудит.
Литература:
1. Основы маркетинга / Ф.Котлер [ и др.; пер. с англ. А.В.Назаренко] – 6-е европ. изд. – М[ и др]: Вильямс, 2016 – 751 с.
2. Б.А. Соловьев, Маркетинг, учебник для программы МБА, Инфра-М, 2019, 383 с.
3. Ю.В. Морозов, Основы маркетинга. Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2016, 148 с.
4. И.В. Липсиц, М.Н. Дымшиц. Основы маркетинга: учебник. М.: Геотар-Медиа, 2014, 208 с.