Одной из современных тенденций развития образования в нашей стране является гуманизация, предполагающая переход к системе сотрудничества, обновление содержания, форм и методов обучения, что должно привести к формированию качественно новых личностных черт субъектов образовательной деятельности.
Пристальное внимание общества к проблеме гуманизации образования во многом связано с эволюцией современных философских воззрений, с которыми в центр научного исследования выдвигается человек.
В течение трех последних столетий в науке господствовал тип мышления, соответствовавший ньютоно – картезианской парадигме. В ее основе – труды британского естествоиспытателя И. Ньютона и французского Р. Декарта[5]. До последнего времени считалось: наука тем более объективна, чем более она отчуждена от субъекта, индивидуальности. Это коснулось прежде всего гуманитарных наук, в то числе педагогики и психологии, и выразилось, в частности, в том, что традиционная система обучения оказалась безличностной, «бездетной». Во многом она остается такой и сегодня, когда ребенок выступает прежде всего объектом, а не субъектом учебно – воспитательного процесса. Обучаемый предстает как некий инженерно – технологический механизм, которым можно управлять с помощью внешних воздействий, новых технологий, общих стандартов и нормативов. Отсюда – представление о каких – то универсальных педагогических средствах, которые вот – вот будут найдены, и отсутствие понимания того, что чудо – технологий (для все учителей и всех детей), в принципе, не может быть. Надо четко осознать, что ребенок – это не кусок глины, из которого можно лепить все, что захочется, а развивающая личность.
|
Традиционная система обучения, основанная на социоцентрическом подходе, ориентировала учащихся на овладение определенными знаниями, умениями и навыками, т.е. внешне заданными нормативами. При этом качество усвоения знаний определялось преимущественно по тому, что ученик запомнил, воспроизвел, сделал по образцу. Однако известно, что в науке, в гуманитарной особенно, эти нормативы весьма субъективны и поэтому изменчивы.
К сожалению, и сегодня способность к творческой деятельности учащегося не стала критерием его обученности. Учитель строго спросит с ученика за невыученную теорему или стихотворение, но его почему – то не волнует, хотелось ли тому прочитать дополнительный материал по этой теме и сделал ли он это, есть ли своя точка зрения на рассматриваемую проблему и может ли он ее доказать. Жаль, что часто ученик получает неудовлетворительную оценку только потому, что решил задачу по-своему, «не тем способом», не так, как хотел или показал учитель.
Известно, что творческое мышление нельзя развивать по жестко заданным схемам. Алгоритмы воспроизведения знаний и механизмы творчества существенно различны. Обучать человека – не значит заранее и полностью программировать все его действия и поступки. Развивающий эффект многих концепций обучения незначителен, ибо их создатели многое делают для того, чтобы изменить содержание образования, не учитывая уровня развития тех, кого учат и кто учится, и специфики конкретных условий, в которых работает учитель.
Для российской педагогической действительности последнего времени характерно обращение к теории и практике развивающего обучения. Учителя стремятся использовать ту или иную психолого-педагогическую концепцию, например концепцию содержательных обобщений. При этом забывается, что гуманистический подход к обучению, ставящий во – главу угла развитие личности, не есть какой – то универсальный метод или технология обучения. Это ценностная ориентация, связанная с перестройкой личностных установок учителя. Здесь важно отметить, что общедидактические подходы к образованию должны быть личностно ориентированными. Это верный путь к гуманизации учебно - воспитательной деятельности.
|
Традиционная механистическая система обучения была, по существу, авторитарной, опиралась на выполнение определенных требований и нормативов, стремилась воздействовать на личность через коллектив, недооценивала свободы личности – этого важного условия самовыражения в учении и развития творчества, игнорировала огромную роль межличностных отношений между учителем и учащимися. Личностно ориентированная педагогика базируется на гуманистической психологии, основателями которой в 60- х гг. нашего века были Р. Мей, А. Маслоу, К. Роджерс. Новое направление выводит на первое место человека, его ценности, его личную свободу, и умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь. Пафос нового направления состоял в том, что оно устремлено в будущее человека, утверждает, что все зависит от его собственных усилий, собственной активности, опирается на силу разума, а не на сферу иррационального. Гуманизация образования исключает статический, безличностный подход к человеку. Гуманистическая ориентация объединила усилия психологов, философов, педагогов, социологов в их поисках смысла человеческого бытия, самоактуализации, творчества, свободы выбора, целостности, интегративности мышления, управления механизмами собственного развития.
|
Ведущей характеристикой процесса гуманизации образования, определяющей его сущность, является гуманизм как ценность, норма принцип педагогической деятельности.
Природе гуманизации образования присущи инвариантные характеристики: рефлексивность на полюсе учителя и на полюсе ученика; гуманистический подход к личности школьника; соучастие учителя в формировании у детей определенных норм в отношении к миру, к людям и самому себе; признание ценности конкретного школьника; соотнесенность школьника; соотнесенность деятельности учителя с развитием и становлением ребенка.
Гуманизацию обучения нельзя свести к каким–то конкретным технологиям или методам обучения. Это ценностная ориентация, в основе которой – перестройка личностных установок педагога.
Важно помнить, что интерес к учению возникает только в том случае, если этой деятельности сопутствует успех, если любой учащийся оценивается с учетом собственного темпа продвижения, если оценка учения не ограничивается лишь результатами продуктивной деятельности школьника.
Развитие ученика будет эффективным при условии, если обучение вызывает положительные эмоции, если ребенок чувствует, что к нему относятся с симпатией и вниманием, независимо от результатов учения. Важно установить, сформирована ли у него мотивация учебной деятельности, интересно ли ему на уроке, хочется ли идти в школу, а послеурока продолжить процесс познания, приобрел ли он опыт творческой деятельности.
Гуманизация образования, несомненно, означает максимально возможную индивидуализацию учебно– воспитательного процесса. Она очень затруднена при фронтальной работе с классом. Обычно в ней участвуют лишь дети, способные проявить вербальную активность, но в невыгодном положении оказываются те, у кого доминирует практический интеллект или преобладает эмоционально–образное мышление. Фронтальные формы обучения не позволяют учителю в полной мере учесть индивидуально – типологические особенности каждого. Понятно, что ученик со слабым типом нервной системы может работать только в своем генетически заданном ритме.
Гуманизация образования предполагает и его дифференциацию. Очевидно, эффективнее всего она может быть реализована в различных типах учебно–воспитательных учреждений. Думается, в непрофилированных школах нормативный минимум по естественнонаучным предметам и дисциплинам математического цикла может быть несколько упрощен. Постоянная ориентация учителей на усвоение усложненного учебного материала приводит лишь к тому, что большинство учащихся, не справляясь с ним, начинают ненавидеть школу и все связанное с ней. А верхняя планка должна быть у всех разной и необязательно рассчитанной на предстоящую интеллектуальную деятельность, в частности на поступление в вуз. Не менее важно развивать у детей социальный, практический интеллект и поощрять их инициативу в этом плане. Должна быть разной эта мерка и с точки зрения предметной специфики, а также достижения определенного творческого уровня.
Сегодня гуманистическая школа существенно меняет представление о характере взаимоотношений между участниками учебно – воспитательного процесса, утверждается стиль доверия, сотрудничества и сотворчества, происходит сближение их позиций, усиливается роль эмоций, эмпатии. Все это избавляет учителей и учащихся от психологического дискомфорта, от состоянии одиночества, беспокойства, тревоги. Известно, что подавление и вытеснение человеком своих внутренних побуждений, не возможность или нежелание поделиться мыслями и чувствами с другими приводят к различным психосоматическим расстройствам. Число таких состояний с каждым годом растет среди учащихся и педагогов.
Гуманистически ориентированный учитель должен обладать безусловным позитивным отношением к ученику, принимать ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств, но лишь с учетом общего положительного отношения к целостной личности. Ему свойственна открытость, он не ограничивается формальным исполнением своих обязанностей, способен на проявление душевных качеств, искренних эмоций и чувств. Учитель – гуманист способствует становлению в каждом чувства собственного достоинства, эмпатии и самоуважения, стремится обеспечить максимальный психологический комфорт для его полноценного развития. Это человек, облегчающий учение. Само же преподавание в таком случае становиться не просто средством передачи информации, а процессом радостного осмысления.
В конце можно отметить, что хотя и имеются попытки по – новому толковать общие подходы к гуманизации образования, но пока не существует целостно оформленной концепции. Только начинают разрабатываться конкретные технологии обучения и воспитания детей различных возрастов в русле данного направления. Все это требует совместных и согласованных действий ученых – философов, педагогов, психологов, методистов.
В итоге мы выявили, что общедидактические подходы к образованию должны быть личностно ориентированными. Это верный путь к гуманизации учебно - воспитательной деятельности.Ведущей характеристикой процесса гуманизации образования, определяющей его сущность, является гуманизм как ценность, норма принцип педагогической деятельности. Гуманизм задает направленность осмыслению проблем гуманизации образования и их изучению, регулирует профессиональную деятельность и общение всех, кто участвует в реализации данного процесса.