Ребёнок испытывает трудности в обучении
Десять советов родителям
Иногда все начинается, казалось бы, с незначительных вещей; медленный темп работы, трудности в запоминании букв, неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст — дескать, не привык, еще маленький; что-то — на недостатки воспитания; что-то — на нежелание работать. А ведь в этот момент трудности еще относительно просто обнаружить, они достаточно легко поддаются исправлению. Но потом проблемы нарастают как снежный ком — одна трудность тянет за собой другую, образуя страшный и порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного предмета на другой.
Ребёнок сдается: начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания — бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» — только «подливает масло в огонь». И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов.
Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?
Первое — не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
|
Второе — настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребёнком(одному ему не справиться со своими проблемами).
Третье — ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах,постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
Четвертое — забудьтесакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил? » Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.
Пятое — не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
Шестое — интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребёнка — очень редко…
|
Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.
Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.
Не менее важно решить, с кем из взрослых ребёнку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.
Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.
При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20–30 минут. Паузы после такой работы обязательны!
|
Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.
Седьмое — не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребёнка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
Восьмое — работайте только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребёнку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр…
Девятое — но очень важное! — детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.
Если ребёнок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше.
Пожалуй, самое трудное время — вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть… Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье, и особенно в каникулы.
Десятое, и последнее — своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребёнка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации!
Трудности | Помощь |
Плохой почерк, двигательная неловкость, нескоординированность, несобранность | Спортивные упражнения, занятия танцами, игра на фортепиано, лепка, рисование. Специальные упражнения (пальчиковая гимнастика, мозговая гимнастика) |
Плохая ориентация в пространстве, путают право-лево, счёт даётся с трудом | Конструкторы, разрезные картинки, рисунки, симметричные узоры, разнообразные орнаменты, составление планов местности, помещения. Специальные упражнения на временные и пространственные последовательности, ориентацию на листе бумаги. Часы. Употребление предлогов. Воображение – слово наоборот. Цифра – до и после названной и т. д. |
Нарушения внимания, отвлекаемость, импульсивность, «не сидит на месте» | Старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, так, чтобы время приема пищи, выполнения уроков и сна соответствовало этому распорядку. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны занятия спортом, длительные прогулки, игры на свежем воздухе. Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя". Старайтесь говорить сдержанно и спокойно. Специальные упражнения на концентрацию внимания, любые игры с четкими правилами. |
Плохая память | Повторение слогов, слов, фраз. Запоминание смысловых рядов. Расположение фигур. Ассоциации. Образное представление того, что требуется запомнить, создание рисунков, отражающих выучиваемый материал. |
Плохо развита речь, не умеют пересказывать, с трудом пишут изложения и сочинения | Развитие диалога, совместное чтение, домашний театр, «интервью». Скороговорки, игры в слова, угадывание слов по признакам, обобщающие слова, противоположности |
Не понимают материал, плохо успевают по основным предметам | Поощрять увлечения ребенка, развивать его интересы, стараться пробудить в нем вкус к умственной деятельности. По силам родителям и развивающие занятия – загадки, кроссворды, ребусы, всевозможные игры в слова, настольные развивающие игры. Нельзя проявлять недовольство по поводу учебной неуспешности ребенка. Принимайте личность ребенка в целом, продолжая его любить и поддерживать |